Дело № 2-891/2021
УИД 12RS0001-01-2021-001470-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Волжск 22 июня 2021 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Комиссаровой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл о взыскании стимулирующих выплат за педагогический стаж, неустойки и компенсации морального вреда
установил:
ФИО1 ( далее - истец) обратился с иском в суд к МОУ «Сотнурская СОШ» ( далее- ответчик) указывая на то, что он с 1990 года работает у ответчика. В соответствии с Коллективным договором, прошедшего уведомительную регистрацию в ГК У РМЭ «Центр занятости населения города Волжска и Волжского района» № 275 от 09 июня 2018 года и приложением к нему «Положением о новой системе оплаты труда» п.2.20.1 и п.2.2.в. пп.1 дополнительного соглашения ему начисляли доплату за педагогический стаж 30% от базовой ставки 3293 руб.70коп. Эти положения содержатся и в Постановлении Правительства РМЭ от 31 июля 2012 года № 283 «О новой системе оплаты труда работников государственных учреждений Республики Марий Эл, находящихся в ведении Министерства образования и науки РМЭ (с изменениями на 4 декабря 2019 года). С февраля 2020 года доплату за педагогический стаж ответчик в одностороннем порядке отменил все эти стимулирующие надбавки. Директор школы ответила, что с января 2020 года повысились оклады, поэтому на стимулирующие и компенсационные выплаты денег нет. Истец считает, что об изменениях условий оплаты труда ответчик должен был уведомить его за два месяца и получить согласие работника на продолжение трудовых отношений в новых условиях. Кроме того, в дополнительном соглашении от 31 августа 2020 года были прописаны стимулирующие за педагогический стаж в размере 30%, что в сумме составляет 3293 руб. 70 коп. в месяц. Также они были прописаны в дополнительном соглашении от 01 января 2021 года. Однако директор школы в дополнительных соглашениях в этой графе проставила прочерки. О том, что ему не оплатили доплату за педагогический стаж он узнал только при получении расчетных листков, которые получил с опозданием.
Истец просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом неустойки в сумме 60806 руб.97 коп. и компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.
От истца ФИО1 почтовым отправлением поступило уточненное исковое заявление в котором он просил суд взыскать с ответчика в пользу истца 61060 руб., которая состоит из суммы основного долга 52699 руб.00 коп. за период с февраля 2020 года по май 2021 года, 3361 руб.00 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ за период с 01 февраля 2020 года по 31 мая 2021 года и 5000 руб. компенсация морального вреда.
В судебном заседании истец ФИО1. полностью поддержал уточненные исковые требования и суду дополнил, что его дополнительных соглашениях в части доплаты за педагогический стаж была пустая графа, а потом там появились прочерки.
Представитель ответчика директор МОУ «Сотнурская СОШ» ФИО2 иск не признала и суду пояснила, что стажевые выплачиваются из стимулирующей части фонда оплаты труда. Стимулирующая часть - это остаток от базовой части фонда оплаты труда и компенсирующих выплат. То есть выплата возможна, если после исчисления базовой части имеется определенный остаток для распределения денежных средств в рамках трудового коллектива. Данные средства распределяются специально созданной комиссией по распределению стимулирующей надбавки. При тарификации в 2020 году в базисную часть было направлено 97% всех денежных средств, а 3% остались на стимулирующие выплаты.
Представители третьего лица Учреждения «Отдела образования администрации Волжского муниципального района» РМЭ ФИО3 и ФИО4 иск не признали.
ФИО3 суду пояснила, что формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, который определен постановлением Правительства РМЭ от 09.02.2021 г. № 37, количеством обучающихся. Это субвенции, предоставляемые из республиканского бюджета на оплату труда перечню должностей работников муниципальных дошкольных, муниципальных образовательных организаций. Перечень должностей определен постановлением Правительства РМЭ от 09.11.2018 год № 428. Имеющийся фонд оплаты труда работников распределяются на базовую и на стимулирующую части. Базовая часть состоит из должностного оклада и компенсационных выплат. К стимулирующей част и относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ, за стаж работы и премиальные выплаты. Для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда ежегодно в коллективе создается комиссия, которая рассматривает и оценивает представляемые работниками оценочные листы, утверждает итоговые баллы по оценочным листам, составляет сводный оценочный лист и составляет протокол. Директор на основании протокола издает приказ о выплате стимулирующих выплат по соответствующим баллам. 97% фонда оплаты труда заложено учреждением в базовую часть и 3% составляет стимулирующая часть фонда оплаты труда, из которой невозможно о выплачивать доплату за стаж, т.к. сумма стимулирующей части по школе за период с 01 января по 31 декабря 2020 года составляет 154,5 тыс. руб.
Представитель третьего лица - Учреждения «Отдел образования» Волжского муниципального района Республики Марий Эл ФИО4 суду дополнила, что на основании статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда работников в муниципальных учреждениях устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В соответствии с ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации к стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Исходя из положений статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вопрос о выплате стимулирующих выплат прописан в коллективном договоре. Также в МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» действует комиссия по распределению стимулирующих выплат. Именно она решает вопрос распределения денежных средств из стимулирующей части фонда оплаты труда на премирование и оказание материальной помощи. Неустойка, запрашиваемая истцом, является несоразмерной, и в случае, если суд удовлетворит требования истца, просит уменьшить неустойку. Сумма морального вреда завышена, поскольку истец не может пояснить, из чего складывается данная сумма. Ссылка на нормы законодательства относительно оплаты труда в исковом заявлении сделана неверно, поскольку они применимы к государственным служащим, а МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» относится к категории муниципальных.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ существенными условиями трудового договора являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статьей 129 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право, в том числе, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Вместе с тем, по смыслу закона работник вправе оспорить распоряжение работодателя об изменении оплаты труда, в том числе и в судебном порядке, однако, названное распоряжение работодателя может быть признано судом незаконным, только в случае установления факта принятия оспариваемого распоряжения работодателя, исключительно в целях дискриминации работника оспаривающего его.
Согласно записи в трудовой книжке и трудового договора № от 01 сентября 2007 года истец ФИО1 с 15 сентября 1991 года работает учителем технологии и рисования МОУ «Сотнурская СОШ».
Из коллективного договора от 12 мая 2018 года, заключенного между работодателем и работниками МОУ «Сотнурская СОШ» ( уведомительная регистрация в ГКУ РМЭ «Центр занятости населения г. Волжска и Волжского района № 275 от 09 июня 2018 года следует, что система оплаты труда работников учреждения, устанавливается настоящим коллективным договором, положением ( приложение №), соглашениями, иными ЛНА принятыми с учетом мнения профкома и в соответствии с законодательными, нормативными правовыми актами РФ, РМЭ, органа местного самоуправления по оплате труда работников бюджетной сферы.
Согласно п.3.7 коллективного договора заработная плата работников исчисляется в соответствии с трудовым законодательством и включает в себя: ставки заработной платы, оклады ( должностные оклады);
выплаты компенсационного характера, в т.ч. за работу во вредных и ( или) опасных условиях труда; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных ( при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий ( должностей), при сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
выплаты компенсационного характера за дополнительную (неаудиторную и другую) работу, не входящую в должностные обязанности по занимаемой должности ( профессии) работника;
выплаты за фактическое превышение количества обучающихся в классе ( группе), как это предусмотрено при расширении зоны обслуживания или увеличения объема выполняемой работы ( ст.151 ТК РФ), по нормативам наполняемости, определенным уставом;
выплаты стимулирующего характера, в т.ч. за интенсивность и высокие результаты труда, за наличие у работника государственных, ведомственных и отраслевых наград, за качество выполняемых работ, за стаж работы и премиальные выплаты на основании оценки эффективности работы сотрудников по итогам работы за установленный период.
Согласно Положения о новой системе оплаты труда МОУ «Сотнурская СОШ» фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета РМЭ. Фонд оплаты руда учреждения формируется учреждением самостоятельно за счет средств, выделяемых учредителем на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иных не запрещенных законом источников. Фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей (п.2.3). Размер заработной платы работников учреждений состоит из ставки заработной платы, оклада ( должностного оклада); выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера. ( п.2.4). К стимулирующим выплатам относятся : выплата за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж работы; премиальные выплаты.
Общим собранием трудового коллектива МОУ «Сотнурская СОШ» от 24.08.2013 года принято Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам МОУ «Сотнурская СОШ», которая на своих заседаниях решает вопросы стимулирующих выплат, премирования и оказания материальной помощи. На основании представленных оценочных листов комиссия утверждает на своем заседании итоговые баллы для назначения стимулирующих выплат и определяет их размер в денежном выражении. Утвержденный комиссией сводный оценочный лист оформляется протоколом о выплате стимулирующей части. На основании решения комиссии издается приказ по школе.
Изложенными доказательствами суд установил, что доплата за педагогический стаж работы относится к стимулирующей части фонда оплаты труда МОУ «Сотнурская СОШ» и которая распределяется комиссией по распределению стимулирующих выплат работникам МОУ «Сотнурская СОШ». Однако истцом, ответчиком и третьим лицом не предоставлены суду протокола заседания по распределению стимулирующих выплат работникам МОУ «Сотнурская СОШ» за период с февраля 2020 года по май 2021 года, в частности за педагогический стаж. Указанное свидетельствует, что доплата за педагогический стаж истцу не распределялась и соответственно не подлежит начислению и выплате.
Доводы истца о том, что он должен быть предупрежден за два месяца до изменений условий оплаты труда не может быть принят судом во внимание, поскольку в дополнительном соглашении № 10 от 01 января 2020 года и в дополнительном соглашении № 22 от 31 августа 2020 года, заключенного между МОУ «Сотнурская СОШ» и ФИО1 в пп.1 п.2.2 выплаты стимулирующего характера за стаж педагогической работы от начальной ставки учителя стоят прочерки. Данные дополнительные соглашения подписаны ФИО1 01 января 2020 года и 31 августа 2020 года, указанное свидетельствует, что истец был уведомлен об отсутствии в дальнейшем выплат стимулирующего характера за стаж педагогической работы. Указанная доплата также не предусмотрена трудовым договором № от 01 сентября 2007 года.
Свидетель ФИО суду показала, что директор школы в дополнительных соглашениях должна была проставить проценты за педагогический стаж в конце сентября 2020 года.
Свидетель ФИО суду показала, что в дополнительных соглашениях графа доплата за педагогический стаж была пустая, а в апреле 2021 года там появились прочерки.
Таким образом, судом установлено, что в дополнительных соглашениях от 01 января 2020 года и от 31 августа 2020 года также не были предусмотрены доплаты за педагогический стаж.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истца доплаты за педагогический стаж работы за период с февраля 2020 года по май 2021 года в сумме 52699 руб., неустойки в сумме 3361 руб.52 коп. не имеется.
Поскольку нарушений трудовых прав истца по делу не установлены, то оснований для компенсации морального вреда в сумме 5000 руб. в соответствии со ст.237 ТК РФ также не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Отказать ФИО1 к Муниципальному общеобразовательному учреждению « Сотнурская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл о взыскании 61060 руб., в т.ч. 52699 руб.00 коп доплаты за педагогический стаж работы за период с февраля 2020 года по май 2021 года, 3361 руб.00 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ за период с 01 февраля 2020 года по 31 мая 2021 года и 5000 руб. компенсация морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РМЭ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Л.Н.Малышева
Решение в окончательной форме составлено 29 июня 2021 года