ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-892/2018Г от 27.03.2018 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-892/2018г

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

27 марта 2018г Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Майоровой О.А.

с участием ответчицы ФИО1,

при секретаре Кирилловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Туруханского района Красноярского края к ФИО1 о взыскании суммы,

у с т а н о в и л

Администрация Туруханского района Красноярского края обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы, указывая на то, что ответчик в период с 11.04.2013г по 02.07.2017г состояла в трудовых отношениях с истцом (занимала должность <данные изъяты> администрации Туруханского района). Распоряжением работодателя от 10.03.2017г ФИО1 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (в период с 14.04.2017г по 13.05.2017г), в качестве компенсации расходов, связанных с проездом и провозом багажа к месту отдыха и обратно, понесенных работником и его несовершеннолетним ребенком, ей 19.04.2017г было выплачено 85.000 руб. Согласно представленному работником авансовому отчету, расходы за проезд составили 50.152 руб 70 коп, остаток неиспользованной суммы аванса, выданного на проезд и провоз багажа к месту отдыха и обратно, составил 34.847 руб 30 коп, которую истец просит взыскать с ответчицы в полном объеме в бюджет Туруханского района.

Представитель истца (Администрации Туруханского района Красноярского края) в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причине своей неявки в суд не сообщил, ходатайства об отложении рассмотрения дела от него не поступало, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивая на удовлетворении исковых требований.

Ответчица ФИО1 исковые требования истца не признала, пояснила, что в качестве доказательств, подтверждающих размер понесенных расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, ею работодателю были представлены проездные документы, в том числе справка ООО «ЦАВС Центр» о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа, всего на сумму 93.395 руб, т.е. в большей сумме, чем было проавансировано, соответственно, оснований для взыскания с нее задолженности не имеется.

Суд, выслушав ответчицу, исследовав материалы дела, в том числе отзыв истца на возражения ответчика, находит заявленные исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Согласно ст. 325 ТК РФ, лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12, к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесен Красноярский край, а именно Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; города: Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов; районы: Северо-Енисейский и Туруханский.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением администрации Туруханского района Красноярского края о приеме работника на работу от 11.04.2013г № 39-л ФИО1 была принята на должность <данные изъяты> администрации Туруханского района. В дальнейшем на основании распоряжения администрации Туруханского района о переводе работника на другую работу от 16.05.2014г № 66-л ФИО1 была переведена на должность <данные изъяты> администрации Туруханского района. Распоряжением администрации Туруханского района о предоставлении отпуска работнику от 10.03.2017г № 35-од ФИО1 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 14.04.2017г по 13.05.2017г (за период работы с 12.04.2017г по 11.04.2018г). Во исполнение данного распоряжения в качестве компенсации расходов, связанных с проездом и провозом багажа к месту отдыха и обратно, понесенных работником и ее несовершеннолетним ребенком (ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р.), работодателем на счет ФИО1 было произведено перечисление денежных средств в сумме 85.000 руб (платежное поручение № 560275 от 19.04.2017г). После окончания отпуска ответчицей 15.05.2017г работодателю был предоставлен авансовый отчет о понесенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов, согласно которому расходы за проезд работника составили 50.152 руб 70 коп, указанный авансовый отчет был согласован и утвержден между работодателем и работником, остаток неиспользованной суммы аванса составил 34.847 руб 30 коп.

02.06.2017г ФИО1 обратилась к работодателю с заявлением об увольнении ее по собственному желанию со 02.07.2017г. Распоряжением администрации Туруханского района Красноярского края от 30.06.2017г № 54-л ФИО1 была уволена по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ и действие трудового договора от 11.04.2013г было прекращено со 02.07.2017г, однако, при увольнении неиспользованная сумма аванса, выданного на проезд и провоз багажа к месту отдыха и обратно, из заработной платы удержана не была вследствие недостаточности имеющихся сумм. На требование работодателя о погашении задолженности в добровольном порядке работник не отреагировал, задолженность не погасил.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований администрации Туруханского района Красноярского края о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по авансу, выданному на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно, в размере 34.847 рублей 30 копеек, суд исходит из положений ст. 1102 ГК РФ, 313 ТК РФ, 325 ТК РФ, ст. 33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», из которых следует, что выплачиваемая работодателем компенсация расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно является гарантированной законом мерой поддержки граждан, работающих и проживающих в района Крайнего Севера, которая призвана обеспечить работникам возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера для отдыха и оздоровления, носит компенсационный характер, поскольку направлена на возмещение работнику расходов на проезд в отпуск и обратно, не является заработной платой, а потому положения ст. 137 ТК РФ и ч.3 ст. 1109 ГК РФ, ограничивающие удержание и возврат суммы, применению не подлежат.

Доводы ответчицы о том, что ею работодателю были предоставлены авиабилеты на проезд из Туруханска в Красноярск на сумму 11.270 руб и 9.020 руб, из Красноярска в Краби (Хабаровск) по справке ЦАВС на сумму 29.070 руб и 21.775 руб, из Красноярска в Туруханск на сумму 12.255 руб и 10.005 руб на общую сумму 93.395 руб, т.е. на сумму большую, чем ей было выделено в качестве аванса, по отношению к государству Тайланд аэропорт г. Хабаровска является крайней точкой РФ, а потому оснований для удовлетворения иска не имеется, суд находит не состоятельными, основанными на неверном толковании норм трудового законодательства. Так, в соответствии с п.4.7 Положения «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств районного бюджета», утвержденного решением Туруханского районного Совета депутатов от 21.12.2006г № 8-191, в случае использования работником отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке (в данном случае речь идет об отдыхе в Тайланде), производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции. В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы аэропорту работником организации предоставляется справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа, выданная транспортной организацией. Однако, ООО «ЦАВС», справку которого работник представил работодателю, не является транспортной организацией, уполномоченной выдавать справки о стоимости перелета чартерными рейсами над территорией РФ, имеет возможность предоставлять лишь справки о стоимости перевозки только по маршрутам регулярных рейсов без указания крайней точки РФ по отношению к какому-либо государству. Действующая ранее выдача справок о стоимости перевозки по территории РФ, вопреки доводам ответчицы, осуществлялась на общих основаниях по кратчайшему маршруту полета воздушного судна регулярного рейса без учета процентного отношения расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного суда в пространстве РФ, к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна. В настоящее время в соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008г № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах РФ, федеральных государственных учреждениях, расположенных в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей», ООО «ЦАВС» не осуществляет выдачу справок о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), при следовании к месту проведения отпуска за пределами границы РФ. Указанное обстоятельство подтверждается письмом ООО «ЦАВС» от 25.10.2017г, на которое ссылается истец и не опровергнуто ответчицей. В соответствии с таблицей значений ортодромических расстояний между аэропортами РФ: Красноярск-Хабаровск 2972 км, а в соответствии с таблицей ортодромических расстояний от международных аэропортов РФ до зарубежных аэропортов: Красноярск-Тайланд (Краби) общая ортодромия 5382 км, ортодромия по территории РФ 637 км. Сведения же, указанные в справке ООО «ЦАВС центр», представленной работодателю ответчицей, не соответствовали действительности, не были учтены работодателем, расчет стоимости перевозки до границы Российской Федерации был им осуществлен с применением значений ортодромических расстояний. Доказательств, подтверждающих обратное, и опровергающих расчеты истца, ФИО1, в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено, соответственно, задолженность виде остатка неиспользованной суммы аванса в размере 34.847 руб 30 коп подлежит взысканию с нее в пользу истца в полном объеме.

Ссылка ответчицы на нарушение срока перечисления ей работодателем аванса на проезд к месту отдыха и обратно (денежные средства были перечислены ей 19.04.2017г, т.е. в тот момент, когда она уже находилась в отпуске) не является основанием для освобождения ее от обязанности возврата неиспользованной суммы аванса.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Взыскать с ФИО1 в бюджет Туруханского района Красноярского края сумму задолженности по авансу, выданному на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно, в размере 34.847 рублей 30 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение 1 месяца со дня изготовления полного текста решения (16 час 00 мин 03.04.2018г).

Председательствующий Майорова О.А.