ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-894 от 19.03.2012 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

                                                                                    Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-894/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 марта 2012г.

Орджоникидзевский райсуд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

Судьи Попеновой Т.В.

При секретаре Рузанове А.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.В.В. к Администрации го о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Г.В.В. обратился в суд с иском к Администрации го о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью  кв.м., расположенный по адресу: , участок № в порядке приватизации, указывая на следующее.

На основании Решения Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР № от ДД.ММ.ГГГГ, коллективу рабочих и служащих завода п/я № был предоставлен земельный участок в Орджоникидзевском район г. Уфы восточнее Бирского тракта и севернее  Согласно акту об отводе границ от ДД.ММ.ГГГГ площадь отведенного земельного участка составляла  га. Впоследствии во исполнение с ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», коллективный сад рабочих и служащих завода п/я  был зарегистрирован под наименованием Садоводческое некоммерческое товарищество «». Садовый земельный участок №, площадью  кв.м., расположенный по адресу: , закреплен за Г.В.В., что подтверждается справкой Председателя СНТ «». Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером № с разрешенным использованием «для ведения садоводства». В соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка на основании заявления этого гражданина или его представителя. В связи с чем, истец обратился в Администрацию городского округа города Уфа с просьбой разрешить приватизировать земельный участок и выдать правоустанавливающий документ на этот участок, расположенный по адресу:  Во исполнение п. 4 ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических + дачных некоммерческих объединениях граждан» к заявлению истца были приложены все необходимые документы. Однако Администрацией ГО г. Уфа письмом исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ был выслан ответ, в котором указывалось на необходимость предоставления заявителем выкопировки из генерального плана города Уфы из Главархитекутры г. Уфы о местоположении испрашиваемого земельного участка по отношению к территории, зарезервированной для муниципальных нужд. Считает данное требование незаконным, пункт 4 ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусматривает предоставление названного документа заявителем. Кроме того, нахождение спорного участка на территории, зарезервированной для муниципальных нужд, не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность садового участка, в связи с чем, считает установление названного обстоятельства нецелесообразным. Земельный участок садовому некоммерческому товариществу, членом которого является истец, был предоставлен в бессрочное пользование еще в 1957 году на основании Решения исполкома Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР, т.е. основанное на этом решении право членов товарищества на земельные участки возникло задолго до резервирования территории для муниципальных нужд, после члены садоводческого товарищества длительное время фактически осуществляли это право, которое никем не оспаривалось. Изданные позднее акты не могут изменить характера возникших правоотношений и поэтому не могут являться основанием к ограничению ранее возникших прав граждан на земельные участки. На основании изложенных обстоятельств, просил исковые требования удовлетворить.

Истец Г.В.В. в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель истца Г.В.В. – Т.И.А., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в полном объеме и дополнительно показала, что Ответчиком указывается на невозможность предоставления истцу спорного земельного участка в собственность в связи с тем, что данный участок входит в состав земель, зарезервированных для муниципальных нужд на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земельных участков в границах ГО г. Уфа РБ для муниципальных нужд». Во-первых, решение, на которое ссылается Ответчик, утратило силу в связи с изданием Решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №. Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 28 ФЗ Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. То обстоятельство, что указанный участок расположен в границах территории, зарезервированной для муниципальных нужд в соответствии с Решением Совета городского округа город Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для отказа в иске, т.к. указанный участок садовому некоммерческому товариществу, членом которого является истец, был предоставлен коллективу рабочих и служащих завода п/я № еще в  году на основании Решения Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР № от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. основанное на этом решении право членов товарищества на земельные участки возникло задолго до издания указанного акта, после чего они длительное время фактически осуществляли это право, которое никем не оспаривалось. Изданные позднее акты не могут изменить характера возникших правоотношений и поэтому не могут являться основанием к ограничению ранее возникших прав граждан на земельные участки. Далее, частью 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета ГО г. Уфа РБ суду не представлено. Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Между тем ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в материалах дела таких доказательств не имеется. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. Следовательно, установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации го г. Уфа – Х.И.А., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала и показала, что истцом было подано заявление в Администрацию городского порол Уфа Республики Башкортостан о приватизации участка в собственность, расположенного по адресу: . Ответчиком был направлен ответ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что часть территории СНТ «» Орджоникидзевского района зарезервирована для муниципальных нужд, а также попадает в зону коридора коммуникаций и проектирования УКХиБ Администрации ГО г. Уфа РБ для строительства транспортной развязки. Считает, что данный отказ соответствует закону и не нарушает права и интересы заявителей. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что земельный участок является специфическим объектом права. Оборот земельных участков (переход прав на него) может ограничиваться или запрещаться (ст. 129 ГК РФ). Согласно п.2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. При рассмотрении заявления установлено, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель, зарезервированных для муниципальных нужд на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 21.02.2006 № 8/10 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд». Согласно подп. 13 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, установив, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд, заинтересованное лицо направило заявителям отказ. Пункт 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что «не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд». Из буквального толкования данной нормы очевидно, что отказ допускается при резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Следовательно, при наличии резервирования земель, отказ в предоставлении в собственность земельного участка является допустимым и соответствующим закону. Исходя из вышеизложенного, просила в удовлетворении требований Г.В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью  кв.м., расположенный по адресу:  отказать в полном объеме.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании Решения Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР № от ДД.ММ.ГГГГ, коллективу рабочих и служащих завода п/я № был предоставлен земельный участок в 

Согласно акту об отводе границ от ДД.ММ.ГГГГ площадь отведенного земельного участка составляла  га. Впоследствии во исполнение с ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», коллективный сад рабочих и служащих завода п/я  был зарегистрирован под наименованием Садоводческое некоммерческое товарищество «».

Садовый земельный участок №, площадью  кв.м., расположенный по адресу: , закреплен за Г.В.В., что подтверждается справкой Председателя СНТ «».

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером № с разрешенным использованием «для ведения садоводства».

В соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка на основании заявления этого гражданина или его представителя. В связи с чем, истица обратилась в Администрацию городского округа города Уфа с просьбой разрешить приватизировать земельный участок и выдать правоустанавливающий документ на этот участок, расположенный по адресу: 

Администрацией ГО г. Уфа письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ был выслан ответ, в котором указывалось на необходимость предоставления заявителем выкопировки из генерального плана города Уфы из Главархитекутры г. Уфы о местоположении испрашиваемого земельного участка по отношению к территории, зарезервированной для муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 28 ФЗ Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Установлено, что земельный участок садовому некоммерческому товариществу, членом которого является истец, был предоставлен в бессрочное пользование еще в  году на основании Решения исполкома Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР, т.е. основанное на этом решении право членов товарищества на земельные участки возникло задолго до резервирования территории для муниципальных нужд, после, члены садоводческого товарищества длительное время фактически осуществляли это право, которое никем не оспаривалось.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что изданные позднее акты не могут изменить характера возникших правоотношений и поэтому не могут являться основанием к ограничению ранее возникших прав граждан на земельные участки.

Частью 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.

Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако ответчиком доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета ГО г. Уфа РБ суду не представлено.

Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.

Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Однако, ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в материалах дела таких доказательств не имеется. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.

Таким образом, установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Г.В.В. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью  кв.м., расположенный по адресу:  в порядке приватизации.

Решение является основанием для регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы.

Судья: Т.В. Попенова