Производство №2-894/2020 года
(уникальный идентификатор дела
91RS0024-01-2019-005202-06)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2020 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при помощнике ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, ФИО3 о признании права собственности на земельный участок, признании недействительным соглашения об установлении сервитута,
третьи лица: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент социальной политики Администрации г. Ялты Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с данным исковым заявлением, в котором увеличив исковые требования просит: признать незаконным постановление администрации города Ялты Республики Крым от 04 июля 2016 года №<номер>, признать недействительным соглашение об установлении сервитута земельный участок от 08 тюля 2016 года, заключенное между администрацией города Ялты Республики Крым и ФИО3, признать незаконной государственную регистрацию соглашения об установлении сервитута, признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером №<номер>
Определением суда от 29 апреля 2020 года производство по делу прекращено в части в части требований к администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО3 о признании незаконным постановления администрации города Ялты Республики Крым, признании незаконной государственной регистрации соглашения об установлении сервитута в связи с принятием отказа истца от исковых требований.
В остальной части исковые требования мотивированы тем, что истец постоянно проживает на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, является многодетной матерью. Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 30 декабря 2015 года №<номер> по её заявлению была утверждена схема расположения спорного земельного участка. 25 марта 2016 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №<номер>. 23 ноября 2018 года заявитель обратилась с заявлением о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Постановлением администрации г. Ялты от 06 сентября 2019 года №<номер> утвержден список граждан для постановки в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, в который также включена и истец. 26 сентября 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако письмом от 11 октября 2019 года ей было отказано, поскольку действующее законодательство не предусматривает право граждан на самостоятельное определение земельных участков, которые в дальнейшем будут переданы им собственность или аренду. Указанный отказ находит незаконным, поскольку администрация города самостоятельно обеспечила истцу подготовку схемы расположения земельного участка, согласовала её в установленном порядке соответствующим постановлением, которое было реализовано, участок поставлен на кадастровый учет. Также, как стало известно истцу, на основании соглашения от 08 июля 2016 года, заключенного между администрацией г. Ялты и ФИО3 установлен сервитут для данного участка, основанием для заключения которого послужило постановление администрации г. Ялты от 04 июля 2016 года №<номер> Указанное соглашение нарушает права истца на пользование земельным участком, является недействительным, поскольку заключено с нарушением установленного порядка для его заключения.
В судебное заседание истец и её представитель не явились, в письменных заявления просили рассмотреть дело по существу и в их отсутствие, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО3 в лице представителя ФИО4 в письменном заявлении также просила рассмотреть дело по существу в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражали, находили их обоснованными.
Представители ответчиков администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым в письменных заявлениях просили рассмотреть дело по существу и в их отсутствие, решение принять на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым, Департамента социальной политики Администрации г. Ялты Республики Крым просили рассмотреть дело по существу, в их отсутствие, решение принять на усмотрение суда.
Информация о дате и месте судебного разбирательства также своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности с учетом требований об относимости, достоверности и допустимости, суд приходит к выводу о следующем.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является многодетной матерью: детей фио 2, <дата> года рождения, фио 1, <дата> года рождения, фио 3, <дата> года рождения.
Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 06 сентября 2019 года №<номер> утвержден список граждан для постановки в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Приложением №1 к данному постановлению является список для постановки в очередь на получение земельного участка. ФИО2 включена в указанный список под №21 как многодетная мать (основание: имеет трех и более несовершеннолетних детей, дата принятия заявления – 23 ноября 2018 года).
26 сентября 2019 года ФИО2 обратилась в администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым от 11 октября 2019 года истцу сообщено, что уполномоченный орган самостоятельно обеспечивает выбор земель или земельных участков, из которых возможно образование земельных участков для предоставления льготным категориям граждан и обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проекта межевания территории, после чего сообщает заявителю о возможности получения определения земельного участка, в том числе и подлежащего образования. Таким образом не предусмотрено право граждан на самостоятельное определение земельного участка, которые будет в дальнейшем передан в собственность.
Разрешая исковые требования в данном части суд исходит из следующего.
В силу положения ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Законом Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (принят Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014) (с изм. и доп., вступающими в силу со дня официального опубликования Закона Республики Крым от 25.12.2019 N 30-ЗРК/2019) устанавлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно ст. 2 данного Закона заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают следующие уполномоченные органы (далее - уполномоченные органы):
Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;
уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.
Согласно ст. 3 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства для собственных нужд или личного подсобного хозяйства (в границах населенного пункта) предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в статье 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Указанные в настоящей статье земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование гражданам в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют, в частности, лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных, а также принятых под опеку (попечительство), за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Для целей применения пункта 9 части 1 настоящей статьи к членам семьи гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся проживающие совместно с гражданином в жилом помещении, в том числе жилом доме, его супруг (супруга), дети и родители, а также иные лица, признанные членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Таким образом, ФИО2, как многодетная мать (мать троих детей в возрасте до 18 лет) относится к льготной категории граждан, которые имеют право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
Согласно ст. 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 предоставление земельных участков гражданам, указанным в статье 4 настоящего Закона, осуществляется однократно по выбору заявителя в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов при соблюдении следующих условий: 1) гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также дате предоставления земельного участка; 2) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения садоводства для собственных нужд или личного подсобного хозяйства (в границах населенного пункта), и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения садоводства для собственных нужд или личного подсобного хозяйства (в границах населенного пункта) и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения садоводства для собственных нужд или личного подсобного хозяйства (в границах населенного пункта) в соответствии с законодательством, а также не отчуждали соответствующий земельный участок; 3) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома, а также не используют жилое помещение на условиях социального найма. Данное условие не распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8, 9 и 10 статьи 4 настоящего Закона; 4) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности иного жилого помещения, в том числе жилого дома, за исключением того, в котором они совместно проживают. Данное условие распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8, 9 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона; 5) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не отчуждали жилое помещение, в том числе жилой дом. Данное условие не распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что ФИО2 постоянно зарегистрирована и проживает на территории муниципального образования городской округ Ялта с 29 августа 2000 года. При этом из представленных материалов следует, что в собственности истца и членов его семьи не имеется объектов недвижимого имущества на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно ст. 6 этого же Закона Республики Крым граждане, определенные статьей 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган.
В заявлении указываются вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и другие сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно или в аренду.
Земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на получение находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым.
Уполномоченный орган обеспечивает предоставление земельных участков в следующем порядке:
обеспечивает самостоятельно выбор земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из которых возможно образование земельных участков для предоставления гражданам, и (или) обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проекта межевания территории в соответствии с порядком, установленным Советом министров Республики Крым;
сообщает заявителю о возможности получения определенного земельного участка, в том числе подлежащего образованию, который находится в муниципальной собственности;
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (при необходимости);
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или подписывает и направляет заявителю договор аренды земельного участка (в случае если заявлено о предоставлении земельного участка в аренду).
Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 30 декабря 2015 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах населенного пункт из категории земель «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Указанная схема, среди прочего, была согласована Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым.
Этим же постановлением ФИО2 уполномочена обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением без доверенности об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Из мотивировочной части постановления следует, что последнее принято именно на основании заявления ФИО2, полученного Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым 13 октября 2015 года.
Из указанного заявления следует, что ФИО2 обращалась именно как многодетная мать, о чем прикладывала соответствующие документы (свидетельства о рождении, о браке, удостоверения получателя льгот, предусмотренных для многодетных семей, прикладывалась справка об отсутствии у заявителя, её супруга и детей в собственности объектов недвижимого имущества на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 25 марта 2016 года, присвоен кадастровый №<номер>.
Как установлено судом, 25 марта 2016 года земельному участку присвоен реестровый номер муниципального имущества №№<номер>
Как следует из выписки из ЕГРН, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано 29 декабря 2016 года за муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым.
Также следует принять во внимание, что в соответствии с пунктом 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 данного кодекса, а способы защиты – в статье 12 этого кодекса, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
По смыслу статей 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации в их совокупности, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой. Одним из таких способов является признание права.
На возможность защиты нарушенного права путем предъявления исков о признании права собственности на недвижимое имущество указано в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года.
Так, разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
По своей сути, предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. Право собственности является вещным правом и как вещное право защищается вещным иском. Это означает, что условием предъявления такого иска является отсутствие обязательственных правоотношений между истцом и ответчиком, кроме связанности самой вещью.
При этом такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательства своего права собственности на индивидуально-определенную вещь, к любому, кто, по его мнению, нарушает или может нарушить его право.
Кроме того, применение указанного способа защиты является необходимым и тогда, когда неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования или затрудняет такое использование. Признание же права как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
По общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником конкретного имущества, должен доказать наличие определенного круга юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также поведение администрации города Ялты Республики Крым, которая обеспечила заявителю возможность утверждения схемы расположения земельного участка, уполномочила истца на осуществление государственного кадастрового учета, то есть осуществила формирование и выбор земельного участка для последующей передачи в собственность истца, то исковые требования о признании права собственности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования в части признания соглашения об установлении сервитута от 08 июля 2016 года недействительным суд исходит из следующего.
Так, как установлено судом 08 июля 2016 года между администрацией города Ялты Республики Крым в лице главы администрации города Ялты Республики Крым ФИО5 и ФИО3 было заключено соглашение об установлении сервитута на спорный земельный участок.
Согласно п. 1.1 договора собственник (администрация г. Ялты) предоставляет ФИО3 право ограниченного пользования земельным участком для размещения и обслуживания подпорной стены с целью проведения работ по ин.защите склона в соответствии с условиями настоящего соглашения.
Границы сервитута указаны в кадастровом плане, являющимся неотъемлемой частью соглашения (п. 1.4).
Срок действия соглашения – 5 лет с момента государственной регистрации соглашения.
Из выписки из ЕГРН на спорный земельный участок следует, что сервитут зарегистрирован 29 декабря 2016 года за №<номер>.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ст. ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Особенности распределения обязанности доказывания по данному иску заключаются в том, что лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности или ином вещном праве и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Как уже указывалось выше, суд пришел к выводу об обоснованности требований о признании за истцом права собственности на спорный земельный участок, в связи с чем соглашение об установлении сервитута безусловно нарушает (ограничивает) права истца как собственника спорного земельного участка, подлежит судебной защите.
В силу положений ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Согласно ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Согласно ст. 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со ст. 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.
Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.
Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.
Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:
1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;
4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.
В силу положений ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Согласно ст. 43 этого же Федерального закона по вопросам местного значения глава администрации издаёт соответствующие постановления.
Как следует из оспариваемого соглашения, последнее заключено в соответствии и на основании постановления администрации города Ялты Республики Крым от 04 июля 2016 года №<номер>
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым от 23 марта 2020 года №<номер> на запрос суда сообщено, что ФИО3 с заявление об установлении сервитута в отношении спорного земельного участка не обращалась. Соответственно какие-либо документы и материалы об установлении сервитута в Департаменте отсутствуют.
Также, на запрос суда сообщено, что постановление администрации города Ялты Республики Крым от 04 июля 2016 года №<номер> принято в отношении иного лица – ООО «ИСТ-КОМ Украина».
Кроме того, сообщено, что в результате проверки перечня постановлений, принятых администрацией города Ялты Республики Крым в 2016 году, постановление в отношении ФИО3 об установлении спорного сервитута, не выявлено.
Таким образом, самим органом местного самоуправления подтверждено, что решение (постановление) об установлении сервитута администрацией города Ялты Республики Крым не принималось, а ФИО3 за его установление не обращалась, что с очевидностью свидетельствует о существенном нарушении процедуры установления сервитута.
Более того, судом принимается во внимание и позиция ответчика ФИО3, которая в лице полномочного представителя находила исковые требования обоснованными, поддерживала их.
В силу положений ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
При указанных обстоятельствах, суд полагает исковые требования о признании соглашения об установлении сервитута в отношении спорного учета обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии права на недвижимое имущество, то такое решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно разъяснений, изложенным Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в абзацах 2 и 4 п. 52 Постановления N 10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Таким образом, настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости относительно прекращения действия сервитута от 08 июля 2016 года, заключенное между администрацией города Ялты Республики Крым в лице главы администрации ФИО5 и ФИО3, относительно спорного земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, ФИО3 о признании права собственности на земельный участок, признании недействительным соглашения об установлении сервитута – удовлетворить.
Признать право собственности ФИО2, <дата> года рождения, на земельный участок площадью 800 кв.м. с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать недействительным соглашение об установлении сервитута от 08 июля 2016 года, заключенное между администрацией города Ялты Республики Крым в лице главы администрации ФИО5 и ФИО3, относительно земельного участка площадью 800 кв.м. с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости относительно прекращения действия сервитута от 08 июля 2016 года, заключенное между администрацией города Ялты Республики Крым в лице главы администрации ФИО5 и ФИО3, относительно земельного участка площадью 800 кв.м. с кадастровым номером №<номер>, зарегистрированного в ЕГРН 29 декабря 2016 года за №<номер>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Председательствующий судья В.П. Дацюк
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 30 апреля 2020 года.