Дело № 2-896/2013Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации город Онега 23 сентября 2013 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Стрельцовой А.В.,
с участием представителей истца администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Дуганова Д.В. и Попова М.И.,
представителя ответчика председателя ТСЖ «...» Слободяник Р.П.,
ответчика члена ТСЖ "..." Юргиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации МО «Онежский муниципальный район» к ТСЖ "..." о ликвидации юридического лица ТСЖ "...",
установил:
администрация МО «Онежский муниципальный район» обратилась в суд с иском к ТСЖ «...» о ликвидации юридического лица ТСЖ "..." и возложении обязанности по ликвидации ТСЖ "..." на его участников.
В обоснование исковых требований указано, что ... в регистрационном центре администрации МО «... и ...» зарегистрировано ТСЖ "...", основным видом деятельности которого является управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества, включая общее имущество собственников жилого ... в ....
Дом, расположенный по указанному адресу, является многоквартирным, включает в свой состав четырнадцать квартир. Выбор способа управления домом товариществом собственников жилья «...» произведен собственниками восьми квартир дома.
На основании приказа начальника МКУ «...» от ... ... начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства МКУ «...» была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "...".
При исследовании представленных документов по деятельности ТСЖ «...» выявлены нарушения жилищного законодательства, а именно: создание ТСЖ "..." в отношении части дома, Устав ТСЖ "..." не соответствует требованиям Жилищного законодательства, не представлены на период проверки протокол общего собрания жителей о создании ТСЖ "...", о выборе председателя ТСЖ "...", не утверждена смета доходов и расходов, не утверждены размеры платежей собственников жилья, не представлены заключенные договоры с управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией.
По результатам документарной проверки председателю ТСЖ "..." выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которые не были устранены.
Определением Онежского городского суда Архангельской области от ... в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле, на основании ст. 40 ГПК РФ, в качестве соответчиков привлечены члены товарищества собственников жилья "...": ... ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ... ФИО7, ФИО8 (л.д. 121).
Определением Онежского городского суда Архангельской области от ... производство по настоящему делу прекращено в части исковых требований о возложении обязанности по ликвидации ТСЖ "..." на его участников, в связи с частичным отказом истца от иска (л.д. 186-188).
В судебном заседании представители истца администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Дуганов Д.В. и Попов М.И. настаивали на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании ответчики – члены ТСЖ «...» Слободяник Р.П., являющийся также председателем товарищества, и Юргина Н.С. иск признали в полном объеме, дополнительно пояснили, что акт и предписание получены ТСЖ "..." в конце июня 2013 года, устранить в полном выявленные нарушения не представляется возможным.
Ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8 в судебном заседании не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направили (л.д. 74-75, 77-79, 182).
В представленных в суд отзывах на иск ответчики ФИО4, ФИО7, ФИО3, ФИО8 указали, что против ликвидации ТСЖ "..." они не возражают (л.д. 80-83).
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание ответчиков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от 15.06.1996 N 72-ФЗ, действовавшего на дату принятия решения о создании ТСЖ "...", товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным федеральным законом и другими федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 141 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как видно из изложенного, законом установлено два способа ликвидации юридического лица добровольный и принудительный (в судебном порядке).
В силу п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья "..." (далее ТСЖ "...") создано по решению общего собрания учредителей товарищества (домовладельцев-собственников помещений в комплексе недвижимого имущества) и осуществляет управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном жилом ....
Решением общего собрания учредителей от ... (протокол N ... от ...) утвержден Устав ТСЖ "...".
ТСЖ "..." зарегистрировано в установленном законом порядке путем внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц ....
Установлено, что в связи с представлением Онежского межрайонного прокурора ..., внесенного в ... года по результатам проверки исполнения администрацией МО «Онежский муниципальный район» жилищного законодательства, ... на основании приказа начальника МКУ «...» от ... № ..., начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства «...» Поповым М.И., являющимся ответственным лицом за проведение муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Онежское», проведена внеплановая документарная проверка юридического лица – ТСЖ "...".
Проверкой выявлены нарушения ТСЖ "..." требований жилищного законодательства РФ, которые отражены в акте проверки от ... (л.д. 23 - 24).
По результатам проверки вынесено предписание N ... от ....
Согласно предписанию, ТСЖ "..." обязано в срок до ... представить протокол общего собрания жильцов ..., протокол о выборе председателя ТСЖ, смету доходов и расходов ТСЖ "...", договоры с ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией, привести Устав ТСЖ "..." в соответствие с требованиями Жилищного законодательства. Также указано, что субъект проверки обязан проинформировать об исполнении настоящего предписания МКУ «...» в течение ... дней с даты истечения срока их исполнения (л.д. 22).
Акт и предписание получены председателем ТСЖ "..." Слободяник Р.П. в конце июня 2013 года, что подтверждено им в судебном заседании.
Таким образом, установленный МКУ «...» срок для устранения нарушений, истекал ....
Нарушения в установленный срок ТСЖ "..." исполнены не были, в целях исполнения предписания МКУ «...», ТСЖ "..." не было принято ни одного решения, в том числе о принятии новой редакции Устава ТСЖ "Надежда", доказательств принятия необходимых мер по устранению нарушений, отмеченных в предписании МКУ «...» в части приведения в соответствие с действующим жилищным законодательством Российской Федерации Устава товарищества, представлено не было, в связи с чем администрацией МО «Онежский муниципальный район» ставится вопрос о ликвидации ТСЖ "...".
Из объяснений председателя ТСЖ "..." Слободяник Р.П. в судебном заседании следует, что устранить в полном выявленные нарушения не представляется возможным.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиками.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, как следует из содержания ст. 68 ч. 2 ГПК РФ, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, суд считает, вышеизложенные обстоятельства установленными.
В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.
Из материалов дела усматривается, что жилой ..., расположенный по адресу: ..., ..., является многоквартирным, включает в свой состав ... квартир. При этом выбор способа управления домом ТСЖ "..." произведено собственниками лишь восьми квартир дома.
Согласно ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
В силу ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 46 ЖК РФ решение о выборе способа управления домом принимается большинством от присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из толкования указанных положений закона следует, что одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным домом недопустимо, что подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, указанной в постановлении от 17.07.2010 № 1093/2010.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм жилищного законодательства ТСЖ "..." создано в отношении части дома, Устав ТСЖ «...» не соответствует требованиям Жилищного законодательства РФ, отсутствует протокол общего собрания жителей о создании ТСЖ "..." и о выборе председателя ТСЖ "...", не утверждена смета доходов и расходов, не утверждены размеры платежей собственников жилья, отсутствуют заключенные договоры с управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2003 N 14-П принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является крайней мерой, которая может быть применена к юридическому лицу судом, в том числе и за нарушение требований закона и иных нормативных актов.
Поскольку при создании ТСЖ "..." и в его деятельности допущены грубые нарушения требований действующего законодательства, которые являются неустранимыми, что не оспаривается ответчиками, постольку исковые требования администрации МО «Онежский муниципальный район» подлежат удовлетворению, а ТСЖ "..." ликвидации.
Следует отметить, что решение о ликвидации юридического лица в принудительном порядке предполагает не только формальное прекращение деятельности ТСЖ, но влечет и иные, предусмотренные гражданским законодательством последствия, в том числе связанные с назначением ликвидационной комиссии, определением порядка и сроков заявления требований кредиторами, составлением ликвидационного баланса, а при отсутствии средств, достаточных для удовлетворения требований кредиторов, продажей имущества юридического лица и др.
По настоящему делу администрация обратилась в суд с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений ст. 333.19 НК РФ в этом случае составляет ... рублей, поэтому размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, также составляет ... рублей. В соответствии со ст.ст. 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск администрации МО «Онежский муниципальный район» к ТСЖ «...» о ликвидации юридического лица ТСЖ "..." удовлетворить.
Ликвидировать ТСЖ "..." по адресу: ... ... ....
Взыскать с ТСЖ "..." в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ...) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд.
Председательствующий - судья подпись А.А. Кузнецов
...
...