ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-897/202203ОК от 03.10.2022 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-897/2022 03 октября 2022 года

УИД 29RS0022-01-2022-000892-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Сараева **** к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута,

установил:

Сараев **** обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В обоснование указал, что постановлениями Министерства имущественных отношений Архангельской области от 30 мая 2019 года -п, от 08 апреля 2020 года -п и от 04 сентября 2020 года -п «Об установлении публичого сервитута для размещения линейного объекта регионального значения «Газопровод межпоселковый от ГРС «Рикасиха» до ст. Исакогорка Архангельской области» в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами находящихся в частной собственности, был установлен публичный сервитут сроком на 10 лет. Обладателем публичного сервитута является общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (ответчик). Истец является собственником земельных участков: кадастровый общей площадью 15063 кв.м, (образован из земельного участка с кадастровым номером что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года ; кадастровый общей площадью 7099 кв.м (образован из земельного участка с кадастровым номером ), что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года ; кадастровый общей площадью 100510 кв.м, (образован из земельного участка с кадастровым номером что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года ; кадастровый общей площадью 1235 кв.м, (образован из земельного участка с кадастровым номером что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года ; кадастровый общей площадью 9210 кв.м., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 16 сентября 2014 года . 09 марта 2021 года за исходящим № общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Архангельск», действующее в интересах ответчика в ходе реализации проекта строительства объекта «Газопровод межпоселковый от ГРС «Рикасиха» до », направило в адрес истца подписанные обладателем публичного сервитута проекты соглашений об осуществлении публичного сервитута от 01 марта 2021 года , и , согласно которым: по соглашению от 01 марта 2021 года в отношении частей земельных участков: часть площадью 158 кв.м, земельного участка с кадастровым номером учетный номер части общей площадью 15063 кв.м., часть площадью 473 кв.м, земельного участка с кадастровым номером учетный номер части ), общей площадью 7099 кв.м., часть площадью 18589 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 100510 кв.м., часть площадью 236 кв.м, земельного участка с кадастровым номером , учетный номер части общей площадью 1235 кв.м., установлен публичный сервитут с 05 июля 2019 года на срок 10 лет по 04 июля 2029 года, и установлен размер платы за публичный сервитут в размере 379541 рублей в год; 2) по соглашению от 01 марта 2021 года в отношении части площадью 139 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части ), общей площадью 100510 кв.м., установлен публичный сервитут с 12 мая 2020 года на срок 10 лет по 11 мая 2030 года, и установлен размер платы за публичный сервитут в размере 2 639 рублей в год; по соглашению от 01 марта 2021 года в отношении части площадью 3584 кв.м, земельного участка с кадастровым номером общей площадью 9210 кв.м., установлен публичный сервитут с 29 сентября 2020 года на срок 10 лет по 28 сентября 2030 года, и установлен размер платы за публичный сервитут в размере 866 рублей в год. Истец не согласился с предложенным размером платы за публичный сервитут, поскольку он явно занижен, вынужден был самостоятельно обратиться к независимым экспертам для оценки размера платы за публичный сервитут. Согласно полученным истцом заключениям, обоснованная рыночная стоимость величины платы за публичный сервитут за один год, из заключения специалиста от 03 марта 2022 года (оценщик Качайло В.И.): по части площадью 139 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части ), общей площадью 100510 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 6 788 рублей, по части площадью 158 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 15063 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 8 770 рублей, по части площадью 473 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 7099 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 36 518 рублей; по части площадью 18589 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части 6), общей площадью 100510 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 907780 рублей, по части площадью 236 кв.м земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части 2), общей площадью 1235 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 18 142 рублей; из заключения от 04 марта 2022 года ООО «ФинТраст» (оценщик Галахов И.В.): по части площадью 3584 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 9210 кв.м., по состоянию на 15 февраля 2021 года составляет 40 558 рублей. Таким образом, обоснованным размером платы за осуществление публичного сервитута: по соглашению от 01 марта 2021 года в отношении частей: площадью 158 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части площадью 473 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части 1), площадью 18589 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части площадью 236 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части является сумма в размере 971210 (девятьсот семьдесят одна тысяча двести десять) рублей за один год (8 770 + 36 518 + 907 780 + 18 142); по соглашению от 01 марта 2021 года в отношении части площадью 139 кв.м. земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части является сумма в размере 6 788 (шесть тысяч семьсот восемьдесят семь) рублей за один год, по соглашению от 01.03.2021 года в отношении части площадью 3584 кв.м.земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части 2) является сумма в размере 40 558 (сорок тысяч пятьсот пятьдесят восемь) рублей за один год. 17 марта 2022 года под входящим номером № , в соответствии с положениями частей 9 и 10 статьи 39.47 ЗК РФ, истец передал представителю ответчика предложение об изменении условий Соглашений от 01 марта 2021 года , и , и внесении в пункты 3.1 и 3.2 разделов 3 соответствующих соглашений изменений в части размеров платы за публичный сервитут. Письмом от 12 апреля 2022 года за исходящим № представитель ответчика отклонил предложение. Таким образом, в настоящий момент времени на частях принадлежащих истцу земельных участках с кадастровыми номерами , установлен публичный сервитут, обладателем которого является ответчик, который отказывается от подписания Соглашений об осуществлении публичного сервитута от 01 марта 2021 года , и с предлагаемыми изменениями в части размеров платы за публичный сервитут. В связи с чем просил понудить ответчика заключить соглашения об осуществлении публичного сервитута от 01 марта 2021 года , , , с внесением изменений в пункты 3.1 и 3.2 разделов 3 соответствующих соглашений: 1) в соглашение от 01 марта 2021 года: «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 971 210 рублей, в том числе НДФЛ в размере 13% 126 257,30 рублей. 3.2. Размер платы за публичный сервитут установлен на основании решения Приморского районного суда Архангельской области»; в соглашение от 01 марта 2021 года: «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 6 788 рублей, в том числе НДФЛ в размере 13% 882,44 рублей. Размер платы за публичный сервитут установлен на основании решения Приморского районного суда Архангельской области»; в соглашение от 01 марта 2021 года: «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 40 558 рублей, в том числе НДФЛ в размере 13% 5 272,54 рублей.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «Газпром газораспределение Архангельск», Министерство имущественных отношений Архангельской области.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил понудить ответчика заключить соглашения об осуществлении публичного сервитута от 01 марта 2021 года , , , с внесением изменений в пункты 3.1 и 3.2 разделов 3 соответствующих соглашений: 1) в соглашение от 01 марта 2021 года: «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 971 210 рублей, в том числе НДФЛ в размере 13% 126 257,30 рублей. 3.2. Размер платы за публичный сервитут установлен на основании решения Приморского районного суда Архангельской области»; в соглашение от 01 марта 2021 года: «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 6 788 рублей, в том числе НДФЛ в размере 13% 882,44 рублей. Размер платы за публичный сервитут установлен на основании решения Приморского районного суда Архангельской области»; в соглашение от 01 марта 2021 года: «1.4.1 Часть площадью 3584 кв.м. земельного участка с кадастровым номером общей площадью 8558 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Российская Федерация, имеющего разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит правообладателю на праве собственности, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 16 мая 2022 года «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 40 558 рублей, в том числе НДФЛ в размере 13% 5 272,54 рублей», «3.2. Размер платы за публичный сервитут установлен на основании решения Приморского районного суда Архангельской области».

Истец Сараев **** надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, его представители Трофимов ****., Рябов **** в судебном заседании на удовлетворении иска с учетом уточнения настаивали. Выводы судебной экспертизы не оспаривали.

Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» о времени и месте судебного заседании извещалось, в суд своего представителя не направило. Ранее в ходе рассмотрения дела с иском не согласилось, полагая установленный в соглашении размер платы за сервитут обоснованным.

Третье лицо ООО «Газпром газораспределение Архангельск» о времени и месте судебного заседании извещалось, в суд своего представителя не направило. Ранее в ходе рассмотрения дела с иском не согласилось, полагая установленный в соглашении размер платы за сервитут обоснованным.

Третье лицо Министерство имущественных отношений Архангельской области о времени и месте судебного заседании извещалось, в суд своего представителя не направило, ранее в представленном суду заявлении просило дело рассмотреть без своего участия.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон.

Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в п.п. 11 п.1 ст.1 ЗК РФ принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Земельным кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 ст.23 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39.47 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута содержит: 1) сведения о сторонах соглашения; 2) реквизиты решения об установлении публичного сервитута; 3) цель установления публичного сервитута; 4) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут установлен в целях реконструкции указанного сооружения и обладатель публичного сервитута не является его правообладателем; 5) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение об осуществлении публичного сервитута; 6) срок сервитута; 7) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута (включая срок строительства, реконструкции, ремонта инженерного сооружения); 8) размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения; 9) права и обязанности обладателя публичного сервитута при осуществлении публичного сервитута; 10) график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута; 11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса, привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, и снести сооружение, размещенное на основании публичного сервитута; 12) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территории и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территории; 13) порядок возмещения правообладателю земельного участка убытков, причиненных осуществлением сервитута.

Согласно ч. 2 ст. 39.47 ЗК РФ, соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях (п. 9. ст. 39.47 ЗК РФ).

Обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения (ч.10 ст. 39.47 ЗК РФ).

Если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения (ч.11 ст. 39.47 ЗК РФ).

Правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса в соответствии с пунктом 9 статьи 39.46 или пунктами 11 и 13 настоящей статьи, и такая сумма засчитывается в счет платы за публичный сервитут. Рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению публичного сервитута в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи (ч.12 ст.39.47 ЗК РФ).

В соответствии с ч.1 и 2 ст.39.46 ЗК РФ обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.

Судом установлено, следует из материалов дела, что постановлениями Министерства имущественных отношений Архангельской области от 30 мая 2019 года -п, от 08 апреля 2020 года -п и от 04 сентября 2020 года -п «Об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта регионального значения «Газопровод межпоселковый от ГРС «Рикасиха» до » в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами , находящихся в частной собственности был установлен публичный сервитут сроком на 10 лет. Обладателем публичного сервитута является ответчик.

Истец Сараев **** является собственником земельных участков: кадастровый общей площадью 15063 кв.м, (образован из земельного участка с кадастровым номером ), что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года ; кадастровый общей площадью 7099 кв.м (образован из земельного участка с кадастровым номером ), что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года ; кадастровый общей площадью 100510 кв.м, (образован из земельного участка с кадастровым номером ), что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года ; кадастровый общей площадью 1235 кв.м, (образован из земельного участка с кадастровым номером ), что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года ; кадастровый общей площадью 9210 кв.м., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 16 сентября 2014 года .

В 2021 году в результате проведенных кадастровых работ из принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером был образован земельный участок с кадастровым номером общей площадью 8558 кв.м., принадлежащий на праве собственности истцу, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 16 мая 2022 года .

09 марта 2021 года за исходящим № общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Архангельск», действующее в интересах ответчика, в ходе реализации проекта строительства объекта «Газопровод межпоселковый от ГРС «Рикасиха» до », направило в адрес истца подписанные обладателем публичного сервитута проекты соглашений об осуществлении публичного сервитута от 01 марта 2021 года , и , согласно которым: по соглашению от 01 марта 2021 года в отношении частей земельных участков: часть площадью 158 кв.м, земельного участка с кадастровым номером учетный номер части общей площадью 15063 кв.м., часть площадью 473 кв.м, земельного участка с кадастровым номером учетный номер части общей площадью 7099 кв.м., часть площадью 18589 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 100510 кв.м., часть площадью 236 кв.м, земельного участка с кадастровым номером учетный номер части ), общей площадью 1235 кв.м., установлен публичный сервитут с 05 июля 2019 года на срок 10 лет по 04 июля 2029 года, и установлен размер платы за публичный сервитут в размере 379541 рублей в год; 2) по соглашению от 01 марта 2021 года в отношении части площадью 139 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части ), общей площадью 100510 кв.м., установлен публичный сервитут с 12 мая 2020 года на срок 10 лет по 11 мая 2030 года, и установлен размер платы за публичный сервитут в размере 2 639 рублей в год; по соглашению от 01 марта 2021 года в отношении части площадью 3584 кв.м, земельного участка с кадастровым номером общей площадью 9210 кв.м., установлен публичный сервитут с 29 сентября 2020 года на срок 10 лет по 28 сентября 2030 года, и установлен размер платы за публичный сервитут в размере 866 рублей в год.

Размер платы за сервитут был определен на основании отчета об оценке от 15 февраля 2021 года , выполненного ООО «Центр оценки «Аверс».

13 марта 2021 года проекты соглашений получены Сараевым ****

16 сентября 2021 года ООО «Газпром газораспределение Архангельск» во исполнение агентского договора и по доверенности от ООО «Газпром межрегионгаз» внесло нотариусу для депонирования безналичные денежные средства в сумме 3 332 495 руб. 77 коп. для передачи Сараеву **** в счет уплаты по соглашениям № Из пояснений истца в судебном заседании 07 июня 2022 года следует, что денежные средства им получены в феврале 2022 года.

Истец не согласился с предложенным ему размером платы за публичный сервитут.

С целью определения размера платы за публичный сервитут истец обратился к ЧПО ****

Согласно заключению специалиста от 03 марта 2022 года (ЧПО **** обоснованная рыночная стоимость величины платы за публичный сервитут за один год: по части площадью 139 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части ), общей площадью 100510 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 6 788 рублей, по части площадью 158 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 15063 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 8 770 рублей, по части площадью 473 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части /1), общей площадью 7099 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 36 518 рублей; по части площадью 18589 кв.м, земельного участка с кадастровым номером учетный номер части , общей площадью 100510 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 907780 рублей, по части площадью 236 кв.м земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части ), общей площадью 1235 кв.м., по состоянию на 09 марта 2021 года составляет 18 142 рублей.

С целью определения размера платы за публичный сервитут истец также обратился в ООО «ФинТраст».

Согласно заключению специалиста от 04 марта 2022 года (ООО «ФинТраст»), по части площадью 3584 кв.м, земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 9210 кв.м., по состоянию на 15 февраля 2021 года составляет 40 558 рублей.

17 марта 2022 года истец передал ответчику предложение об изменении условий соглашений от 01 марта 2021 года , , и внесении в п.3.1 и 3.2 разделов соответствующих соглашений изменений в части размеров платы за публичный сервитут.

Письмом от 12 апреля 2022 года ответчик оставил данное предложение без удовлетворения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что на частях принадлежащих истцу земельных участков с кадастровыми номерами установлен публичный сервитут, обладателем которого является ответчик.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом оспаривается определенный ответчиком в соглашениях размер платы за сервитут, ответчик не согласен с размером платы, предложенным истцом.

По ходатайству истца определением суда от 04 августа 2022 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной величины платы за публичный сервитут, проведение которой поручено экспертам ООО «Архангельский Областной Центр Экспертизы».

Согласно выводов эксперта ООО «Архангельский Областной Центр Экспертизы» (заключение -СД от 31 августа 2022 года), рыночная величина платы за право ограниченного пользования следующими частями земельных участков (публичный сервитут), расположенных по адресу: », на один год занятия, исходя из срока установления сервитута 10 лет, по состоянию на 15 февраля 2021 года составит: на часть площадью 139 кв.м. земельного участка с кадастровым номером номер части ), общей площадью 100510 кв.м. – 6 529 руб. с учетом округления в год; на часть площадью 158 кв.м. земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части 2) общей площадью 15063 кв.м. – 7 189 руб. с учетом округления в год; на часть площадью 473 кв.м. земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части ) общей площадью 7099 кв.м. – 23 235 руб. с учетом округления в год; на часть площадью 18589 кв.м. земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 100510 кв.м. – 873 204 руб. с учетом округления в год; на часть площадью 236 кв.м. земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 1235 кв.м. – 17 504 руб. с учетом округления в год; на часть площадью 3584 кв.м. земельного участка с кадастровым номером (учетный номер части общей площадью 8558 кв.м. – 35 886 руб. с учетом округления в год.

При оценке доказательств судом принимается за основу заключение судебной экспертизы, поскольку описательная, мотивировочная часть данного экспертного исследования, а также его выводы полны и подробны, эксперт использовал достаточное количество источников, в том числе, обязательных для применения при проведении данного вида экспертизы, имеет высшее техническое образование, стаж работы эксперта с 2016 года, при этом эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Данные проведенного судебным экспертом исследования являются объективными и обоснованными, оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется.

Выводы судебной экспертизы сторонами не оспаривались, ходатайств о назначении по делу повторной и дополнительной судебной экспертизы не заявлялось.

При этом доводы третьего лица ООО «Газпром газораспределение Архангельск» о незаконности требований истца в связи с тем, что истец не направил в соответствии с п. 9 ст. 39.47 ЗК в течение четырнадцати дней со дня получения проектов соглашений об осуществлении публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях, признаются судом несостоятельными. Данный срок не является пресекательным, не свидетельствует о заключении соглашения на условиях обладателя публичного сервитута и о невозможности заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, учитывая положения ч. 12 ст. 39.47 ЗК, которая предусматривает право правообладателя земельного участка обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута без указания конкретного срока такого обращения.

При этом последствия не заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута установлены в п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ, согласно которой, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.

Таким образом, учитывая, что соглашение об осуществлении публичного сервитута между истцом и ответчиком не заключено, экспертным заключением по существу подтверждаются доводы истца о заниженном размере платы за сервитут, предложенном ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворений требований истца о понуждении ответчика заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута на иных условиях в части размера платы за сервитут.

Плату за публичный сервитут суд полагает необходимым установить согласно заключению судебной экспертизы ООО «Архангельский Областной Центр Экспертизы» (заключение -СД от 31 августа 2022 года): по соглашению от 01 марта 2021 года – в размере 921 132 руб. (7189 руб. + 23 235 руб. + 873 204 руб. + 17 504 руб.); по соглашению от 01 марта 2021 года – в размере 6 529 руб., по соглашению от 01 марта 2021 года – в размере 35 886 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Сараева **** (паспорт гражданина Российской Федерации ) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (ИНН о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» заключить с Сараевым **** соглашения об осуществлении публичного сервитута от 01 марта 2021 года , , с внесением в них следующих изменений:

в соглашении от 01 марта 2021 года:

- пункт 3.1 изложить в следующей редакции: «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 921 132 руб.»;

- пункт 3.2 изложить в следующей редакции: «3.2. Размер платы за публичный сервитут установлен на основании решения Приморского районного суда Архангельской области от 03 октября 2022 года»;

2) в соглашении от 01 марта 2021 года:

- пункт 3.1 изложить в следующей редакции «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 6 529 руб.»;

- пункт 3.2 изложить в следующей редакции «3.2. Размер платы за публичный сервитут установлен на основании решения Приморского районного суда Архангельской области от 03 октября 2022 года»;

3) в соглашении от 01 марта 2021 года:

- пункт 1.4.1 изложить в следующей редакции: «1.4.1. Часть площадью 3584 кв.м. земельного участка с кадастровым номером общей площадью 8558 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Российская Федерация, имеющего разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит правообладателю на праве собственности, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 16 мая 2022 года »;

- пункт 3.1 изложить в следующей редакции: «3.1. Размер платы за публичный сервитут в год составляет 35 886 руб.»;

- пункт 3.2 изложить в следующей редакции: «3.2. Размер платы за публичный сервитут установлен на основании решения Приморского районного суда Архангельской области от 03 октября 2022 года».

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области путем подачи жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2022 года.

Председательствующий Н.В. Алексеева