Дело № 2-9 (1) 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2018 года п.г.т. Красная Гора
Красногорский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Пожарицкой Г.В.,
при секретаре Федорино Н.М.,
с участием представителя истца помощника прокурора Красногорского района Брянской области Антипова А.И., ответчиков Половая М.Н., ФИО6, представителя органа опеки и попечительства администрации Красногорского района Брянской области ФИО7, представителя ответчиков ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красногорского района Брянской области в интересах Российской Федерации к Половая М.Н., недосек И.М., ФИО6, ФИО2, ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 с составом семьи 4 человека получила государственный жилищный сертификат на сумму 2 970 000 рублей в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». После чего ФИО9 не исполнив письменное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче дома, расположенного по адресу: <адрес>, д<адрес>. <адрес>, в органы местного самоуправления – Любовшанскую сельскую администрацию, ДД.ММ.ГГГГ подарила 2/3 доли своим внукам ФИО2 и ФИО1, а затем заключила договор купли-продажи на 1/3 доли вышеуказанного дома со своей матерью ФИО3. Средства государственного жилищного сертификата в размере 2 970 000 рублей ФИО9 и члены её семьи использовали на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> путем заключения договора купли-продажи данного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что ФИО9 и члены её семьи, не исполнив свое обязательство о сдаче жилого дома в собственность органов местного самоуправления, при этом использовав средства государственного сертификата, получили неосновательное обогащение в размере 2 970 000 рублей, злоупотребив своим правом, предоставленным им Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данная сумма является неосновательным обогащением, поскольку с момента окончания 2-месячного срока для добровольного исполнения обязательства об отчуждении своего жилого помещения в пользу органов местного самоуправления и с момента реализации данного жилого помещения другим лицам они утратили основание для получения средств из бюджета Российской Федерации, тем самым злоупотребили правом в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть допустили осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В соответствии со ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. На основании изложенного, истец просил суд взыскать солидарно с ответчиков Половая М.Н. и членов её семьи: недосек И.М., ФИО6, ФИО2, ФИО1 сумму неосновательного обогащения 2 970 000 рублей в доход Российской Федерации.
Третьи лица Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления казначейства в Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области, ответчики недосек И.М., ФИО2, ФИО1, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, третьи лица и ответчики недосек И.М., ФИО1, ФИО2представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. Департамент строительства и архитектуры Брянской области причину неявки суду не сообщил и не просили о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Красногорского района Брянской области Антипов А.И. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, так же что после получения жилищного сертификата ФИО9 не имела права совершать с вышеуказанным жильем сделки по его отчуждению иным лицам. Без данного обязательства ФИО9 совместно с членами своей семьи недосек И.М., ФИО1, ФИО2, ФИО6 не получила бы государственный жилищный сертификат. Невыполнение ФИО9 и членами её семьи условий п. 45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность, является нарушением ответчиками требований подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Ответчик ФИО9 иск не признала и пояснила, что получив государственный жилищный сертификат ДД.ММ.ГГГГ, она продолжала до ДД.ММ.ГГГГ проживать в <адрес> по пер. Садовый в д. Любовшо. В настоящее время она сдала этот дом в Любовшанскую сельскую администрацию, отказавшись от него и передав ключи и документы. Обязательство о сдаче этого дома своевременно не было исполнено в связи с тем, что его не принимали. Оформляя ДД.ММ.ГГГГ договор дарения 2/3 доли этого дома на внуков ФИО1 и ФИО2 она не знала, что этого делать нельзя.
Ответчик ФИО6 в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 иск не признал, указав на то, что после получения государственного жилищного сертификата ФИО9 членом семьи которой он являлся, было приобретено в общую собственность на всех, включая их с недосек И.М. несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО1 жилое помещение по адресу: д. <адрес>. До предоставления жилищного сертификата он и его жена недосек И.М. давали обязательство Любовшанской администрации о сдаче дома в котором они проживали после получения сертификата. Но данное обязательство не было исполнено в связи с отказом администрации в приеме этого дома.
Ответчик недосек И.М. в своих интересах и интересах несовершеннолетних в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала, указав на то, что <адрес> по пер. Садовый в д. Любовшо после получения жилищного сертификата не был сдан в связи с отказом администрации в его приеме. Ничего противозаконного совершено не было.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Красногорского района Брянской области ФИО7 в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 иск не признала, указав, что взыскание денежных средств ухудшит материальное положение несовершеннолетних.
Представитель ответчиков ФИО8 не согласился с заявленными требованиями прокурора <адрес> и просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что обязательство о сдаче <адрес> по пер. Садовый в д. Любовшо ответчиками не было исполнено по независящим от них причинам, а именно в связи с изданием ДД.ММ.ГГГГ Любовшанской сельской администрацией постановления об отказе в принятии этого жилья на учет по причине его аварийного состояния. Данное постановление до сентября 2017 года не было изменено, как только оно было отменено, то ответчики (ФИО9, ФИО1 и ФИО2) как добросовестные граждане отказались от него, написав соответствующие заявления, сдав ключи, документы, в доме не проживают, что исключает неосновательное обогащение.
Свидетель ФИО10 суду показала, что она является главой Любовшанской сельской администрации с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчики написали заявление об отказе от <адрес> по адресу пер. Садовый в д. Любовшо, но без разрешения органа опеки и попечительства, поскольку собственниками в части являются двое несовершеннолетних, сдали ключ от него и свидетельства о праве собственности.
Свидетель ФИО4 показала суду, что являлась главой Любовшанской сельской администрации по октябрь 2016 года. В 2013 году ФИО9 как вдова ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭ в 1986 году, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что проживала вместе с членами семьи в аварийном доме, была поставлена на учет в Любовшанской администрации на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи - 4 человека (дочь- недосек И.М., зять ФИО6 и двое несовершеннолетних детей). Перед получением государственного жилищного сертификата (точно дату назвать не может) она и ФИО9, а также совершеннолетние члены семьи ФИО9 заключили письменное обязательство о сдаче в 2-месячный срок с даты приобретения жилья за средства государственного жилищного сертификата принадлежащего ФИО9 <адрес> по пер. Садовый в <адрес>. ФИО9 и члены её семьи в сельскую администрацию после получения жилищного сертификата обращались устно по вопросу передачи жилья, но письменного заявления о передаче указанного дома не подавали. В декабре 2013 года Любовшанской сельской администрацией было вынесено постановление о непринятии у них жилья в связи с его ветхостью. О том, что ФИО9 после получения жилищного сертификата совершала сделки с данным домом ей неизвестно.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.10 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии со ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Согласно ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п.4 ст.1103 ГК РФ правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ (обязательства вследствие неосновательного обогащения) подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», право на улучшение жилищных условий в размерах и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14,15,16,17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, утверждены Правила выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
По делу установлено:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в Любовшанскую сельскую администрацию <адрес> с заявлением о постановке её на учет на получение государственного жилищного сертификата для улучшения жилищных условий как вдовы ликвидатора ЧАЭС 1986 года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в Любовшанскую сельскую администрацию <адрес> с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории вдова ликвидатора Чернобыльской АЭС в 1986 году, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи: дочь недосек И.М., а также члены семьи ФИО6, ФИО1, ФИО2. В данном заявлении имеются сведения, что с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося её в собственности или в общей собственности членов её семьи, в государственную или муниципальную собственность, ознакомлена и обязуюсь их выполнить, имеется подпись ФИО9.
Постановлением Любовшанской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО9 с составом семьи 1 человек ( дочь - недосек И.М.) была поставлена на учет на получение государственного жилищного сертификата для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Любовшанской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в состав семьи ФИО9 на получение государственного жилищного сертификата включены ФИО6, ФИО1 и ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в Любовшанскую сельскую администрацию <адрес> с заявлением о включении её в список на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в Любовшанскую сельскую администрацию <адрес> с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата с составом семьи: дочь – недосек И.М., зять- ФИО6, внучка - ФИО1, внук –ФИО2.
В соответствии с п. «в» п. 16. 1 вышеназванных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее Правил), гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с подп. «ж» п. 44 Правил, для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы предоставляет обязательство о сдаче или о возмездном отчуждении жилого помещения в случаях, указанных в подп. «б» и «в» пункта 16.1 данных Правил. Форма данного обязательства предусмотрена приложением № Постановления Правительства РФ №.
В соответствии с п. 45 Правил, обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. При таковых условиях гражданин имеет право на улучшение своих жилищных условий и получение государственного жилищного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 заключила с главой Любовшанской сельской администрации ФИО4 обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения. Согласно данному обязательству, ФИО9 в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения брала на себя обязательство жилое помещение по адресу: <адрес><адрес>, находящееся в собственности, в 2-месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и передать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Заявление подписано ФИО9, совершеннолетними членами семьи недосек И.М. и ФИО6.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на состав семьи 4 человека ( недосек И.М., ФИО6, ФИО2, ФИО1) был выдан государственный жилищный сертификат МЧ № о предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 2 970 000 рублей на приобретение жилого помещения на территории Брянской области с нормативом общей жилой площади жилого помещения 90 кв.м.
За счет предоставленной социальной выплаты ответчики по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрели в общую долевую собственность жилой <адрес> в <адрес> общей площадью 37,7 кв.м.
Таким образом, государство исполнило свое обязательство и предоставило ФИО9 на состав семьи 4 человека государственный жилищный сертификат на улучшение жилищных условий путем предоставления социальной выплаты на сумму 2 970 000 рублей, после чего ответчики ФИО9, недосек И.М., ФИО6, ФИО2, ФИО1 перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Несмотря на это, обязанность по передаче в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии с принятым на себя обязательством ФИО9 и членами её семьи выполнена не была.
Наоборот, действуя в своих интересах, ФИО9 подарила 2/3 доли данного жилого помещения по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ своим внукам ФИО1 и ФИО2.
При таких обстоятельствах суд находит, что ответчики получили неосновательное обогащение на сумму 2 970 000 рублей, злоупотребив правом на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, №.
ФИО9 имела намерение воспользоваться правом на получение социальной выплаты, о чем свидетельствует последовательность её действий по обращению в Любовшанску сельскую администрацию <адрес> с соответствующим заявлением о включении его с составом семьи - 4 человека (дочь – недосек И.М., зять- ФИО6, внуки -ФИО2, ФИО1) в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
После выполнения всех действий, направленных на реальное получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий, ФИО9 подарила 2\3 доли принадлежащего ей жилого <адрес> по <адрес>, который она и члены её семьи были обязаны сдать в Любовшанскую сельскую администрацию Красногорского района Брянской области в 2-месячный срок с даты приобретения на средства государственного жилищного сертификата жилого помещения.
Условие об освобождении и передаче ФИО9 совместно с членами её семьи вышеназванного дома в пользу органов местного самоуправления для ФИО9, претендующей на получение государственного жилищного сертификата, являлось обязательным. Без данного обязательства государственный жилищный сертификат ФИО9 выдан бы не был.
В жилой <адрес> в д. <адрес>, приобретенный за средства государственного жилищного сертификата, ответчики не въезжали, не переселялась и не регистрировались, продолжая проживать до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес>, что не отрицают и сами ответчики.
Таким образом, суд приходит к выводу, что семья ФИО9 имела намерение завладеть денежными средствами по государственному жилищному сертификату без переселения в жилое помещение, приобретенное за средства жилищного сертификата.
Кроме этого, судом установлено, что ФИО9 в период времени с октября 2013 года по сентябрь 2015 года переоформляла принадлежащую ей 1\3 доли дома, расположенного по адресу: <адрес>, <...> <адрес> собственность своей матери ФИО5.
В связи с изложенным, суд считает, что действия ответчиков по получению социальной выплаты на улучшение жилищных условий являются недобросовестным поведением обогатившихся лиц, так как несмотря на использование средств государственного жилищного сертификата, они не исполнили обязательство о передаче <адрес><адрес> в органы местного самоуправления, фактически не утратив данное имущество, и требования прокурора Красногорского района Брянской области о взыскании с ответчиков в солидарном порядке суммы неосновательного обогащения в размере 2 970 000 рублей являются обоснованными.
Указанная сумма подлежит взысканию с Половая М.Н., недосек И.М., ФИО6, ФИО2, ФИО1 в связи с тем, что жилое помещение приобреталось на средства социальной выплаты в общую долевую собственность.
Довод ответчиков и их представителя ФИО8 о том, что в собственности ответчика ФИО9 имелось жилье, признанное в установленном законом порядке не пригодным для проживания, в связи с чем оно не может являться объектом жилищных прав и передаваться в муниципальную собственность, является несостоятельным и подтверждающим намерение семьи ФИО9 получить неосновательное обогащение за счет государства.
Судом не может расцениваться постановление Любовшанской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ в части непринятия в собственность Любовшанской сельской администрации дома, принадлежащего ФИО9 в связи с его аварийным состоянием, как доказательства невозможности исполнения ФИО9 и членами её семьи по вине органа местного самоуправления обязательства о передаче <адрес> по пер. Садовый в д. <адрес> в органы местного самоуправления, поскольку ФИО9 до издания данного постановления распорядилась указанным жилым помещением по своему усмотрению, подарив 2\3 доли в праве ФИО2 и ФИО1.
Сам по себе факт обращения ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 и недосек И.М. от имени несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 в Любовшанскую сельскую администрацию с заявлением об отказе от права собственности (доля в праве 1/3 каждого) на <адрес> не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно ч.1 ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
В связи с изложенным, требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Красногорского района Брянской области в интересах Российской Федерации к Половая М.Н., недосек И.М., ФИО6, ФИО2, ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Половая М.Н., недосек И.М., ФИО6, ФИО2, ФИО1 солидарно в доход федерального бюджета Российской Федерации денежные средства в размере 2 970 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Красногорский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В.Пожарицкая