ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9 от 22.02.2012 Лесны районного суда (Тверская область)

                                                                                    Лесной районный суд Тверской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Лесной районный суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        дело № 2-9/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2012 года с. Лесное

Лесной районный суд Тверской обрасти в составе:

председательствующего судьи Москалева Ю.Н.,

при секретаре Малиновской Т.В.,

с участием:

прокурора Лесного района Ходунова В.Н.,

представителя ответчика – Удомельского лесничества Тверской области Рыбкиной Н.А.,

представителя ответчика - ООО «Альберо» Богданова И.А.,

представителя администрации Лесного района Тверской области Чунина В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Лесное Тверской области материалы гражданского дела № 2-9/2012 по исковому заявлению прокурора Лесного района в интересах неопределенного круга лиц к Удомельскому лесничеству Тверской области, Министерству лесного хозяйства Тверской области об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лесного района Тверской области обратился в Лесной районный суд с исковым заявлением об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнял исковые требования.

В обоснование уточненных исковых требований указал, что прокуратурой Лесного района проведена проверка законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых отходов и промышленных отходов, в ходе которой установлен факт несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение, земли лесного фонда - в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное-Борисовское, вдоль лесной дороги на реку Сорогожа, на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1. Свалка твердых бытовых отходов расположена на двух участках, расстояние между ними составляет 50 метров, их площадь 700 и 1100 кв.метров. Согласно сведениям, предоставленным Главным специалистом-экспертом Лесного сектора Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области, указанный участок входит в Государственный лесной фонд. Конституцией Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; сброс отходов производства и потребления в недра и почву запрещен. Захламление территории леса твердыми бытовыми отходами и мусором приводит к загрязнению земель, на которых располагаются леса. Статьей 1 Земельного кодекса РФ предусмотрен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласного которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Целями охраны земель в силу статьи 12 указанного выше закона, являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергнувшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению. В целях охраны собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в результате которых происходит деградация земель; ликвидацию последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию, ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Несанкционированная свалка находится на землях лесного фонда, которые расположены в границах Бохтовского сельского поселения. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по охране и защите лесов и земель лесного фонда от загрязнения и захламления приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренную законодательством России. Просит суд: обязать Министерство Лесного хозяйства Тверской области и Удомельское лесничество Тверской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение, земли лесного фонда в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное-Борисовское, вдоль лесной дороги на реку Сорогожа, на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1 в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика – Удомельского лесничества Тверской области Рыбкина Н.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что отходы, оставленные на свалке, являются отходами бытового мусора и образованы в результате жизнедеятельности населения, проживающего в населенных пунктах Бохтовского сельского поселения, поэтому убирать свалку должна администрация Бохтовского сельского поселения.

  Представила отзыв и возражения, доводы которых аналогичны позиции представителя Министерства лесного хозяйства Тверской области (т. 1 л.д. 207-208, т. 2 л.д. 26-27).

Представитель ответчика - ООО «Альберо» Богданов И.А в судебном заседании иск не признал, пояснил, что земельный участок, на котором находится выявленная несанкционированная свалка, не был передан ООО «Альберо», их охраной занимался ГУП «Лесной лесхоз» в соответствии с контрактом. Удомельское лесничество располагало сведениями об указанной свалке, но заведомо не сообщило об этом арендатору. Считает, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законом возложена на муниципальные образования. Свалка располагается на территории Бохтовского сельского поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов в поселении не организован, поэтому жители поселения выбрасывают мусор на территории поселения.

  Представил возражения, согласно которым земельный участок, на котором находится свалка, располагается в квартале 26 выдел 1 Свищевского участкового лесничества. Данные земли в момент обнаружения свалки - 13.05.2011 года не были переданы на праве аренды ООО «Альберо», их охраной занимался ГУП «Лесной лесхоз» в соответствии с контрактом. Согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № лесные участки, расположенные в границах территории Лесного района общей площадью 82831 га, в том числе данный спорный участок были преданы ООО «Альберо», которое в соответствии с договором аренды обязано осуществлять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом участке в объемах и сроках которые указаны в проекте освоения лесов и Приложении № к договору. В приложении № не содержится мероприятий по уборке лесов от свалок и мусора. В соответствии с п. 5.4 Проекта освоения лесов для заготовки древесины арендатора ООО «Альберо» на 2011-2018 г. на момент составления Проекта сведений о наличии очагов вредных организмов загрязнений и иных негативных воздействий  на леса арендуемого лесного участка не поступало, в связи с этим сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений  и иных негативных воздействий на леса не приводится. Исходя из исковых требований прокурора, Удомельское лесничество располагало сведениями о данной свалке и заведомо не сообщило об этом ООО «Альберо». При формировании лота аукциона по продаже права аренды лесного участка не была опубликована имеющаяся информация о несанкционированных свалках, следовательно, при выставлении лесного участка на аукцион обременения отсутствовали (не были указаны). Удомельское лесничество, зная подведомственные территории, заведомо скрыло данную проблему, которую могло решить, заключив дополнительный контракт с ГУП «Лесной лесхоз». На основании проекта освоения лесов на 2011-2018 годы ООО «Альберо» будет выполнять работы в соответствии с проектом, в том числе по охране и проведению оздоровительных мероприятий на территории лесных участков, однако данная обязанность не распространяется на раннее известные и выявленные свалки, которые не были указаны в обременении и арендатор не был поставлен в известность о их наличии (т. 2 л.д. 18-23).

Представитель администрации Лесного района Чунин В.А. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями прокурора согласился, пояснил, что в судебном заседании выяснилось, что несанкционированная свалка образовалась несколько лет назад. Собственник, владелец, пользователь земельного участка, на котором расположена свалка, несут ответственность по ее уборке. Участок леса не относится к муниципальной собственности, поэтому Бохтовское сельское поселение не должно убирать свалку. Свалка находится на землях лесного фонда. Считает, что обязанность по уборке несанкционированной свалки должна быть возложена на Удомельское лесничество.

Представитель ответчика – Министерства лесного хозяйства Тверской области в судебное заседание не прибыл, о времени и месте извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзывы от 08.02.2012 г. № 378/08-09, от 13.02.2012 г. № 444/08-09, в  которых указал, что в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Российская Федерация осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Статьей 83 ЛК Российская Федерация передала осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ. Министерство лесного хозяйства Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений. Средства на осуществление переданных полномочий Министерству лесного хозяйства Тверской области, в том числе на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор. Министерство является исполнительным органом государственной власти Тверской области и осуществляет организацию проведения каких-либо лесохозяйственных работ путем заключения контрактов или договоров об их выполнении с учетом перечня полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При рассмотрении вопросов о фактах оставления бытовых отходов и мусора на землях лесного фонда и принятии решения по данным фактам Министерство руководствуется положениями действующего законодательства и действует в рамках возложенных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий. В случае, если при обнаружении места оставления бытового мусора на участках земель лесного фонда установлено виновное лицо, к нему применяются административные санкции в соответствии с действующим законодательством. Согласно статье 99 ЛК РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение. Таким образом, уборка места оставления бытового мусора на участках земель лесного фонда производится за счет нарушителя. При обнаружении места оставления бытового мусора на участках земель лесного фонда, расположенных в непосредственной близости к населенным пунктам, при установлении причинно-следственных связей возникновения места оставления мусора, необходимо учитывать положения законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления. Согласно части 2 статьи 96 ЛК РФ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обнаруженные отходы относятся к отходам бытового происхождения, соответственно образованы от деятельности жителей, проживающих в близлежащих населенных пунктах. Следовательно, органом местного самоуправления не в должной мере организован процесс сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения (не организованы места для сбора отходов, не установлены контейнеры, не заключен договор на вывоз отходов и т.п.), из-за чего жителями бытовой мусор выбрасывается в окружающую среду. Факты оставления населением бытового мусора вне установленных для этих целей мест свидетельствуют о ненадлежащей организации в местах проживания населения сбора и вывоза бытового мусора, а, следовательно, ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления своих полномочий и функций. Просит возложить обязанности по ликвидации свалки на администрацию Бохтовского сельского поселения (т.2 л.д. 87-90, 107-110, 111-112)..

Представители администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района, колхоза «Победа» в судебное заседание не прибыли, о времени и месте извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель территориального отдела Управления Росреестра по Тверской области Бажанов Е.А. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил заявления с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против исковых требований прокурора не имеет.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно протоколу 13.05.2011 года осмотрена территория Бохтовского сельского поселения, в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево; осмотренный участок расположен по адресу: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение, земли лесного фонда, в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное-Борисовское, вдоль лесной дороги на р. Сорогожа. В указанном месте установлена свалка твердых бытовых отходов на двух участках, расстояние между которыми 50 метров, площадь участков составляют 700 кв.м. и 1100 кв.м. (л.д. 16); на выкопировке схематично указано расположение свалки (т. 1 л.д. 15).

Согласно акту от 05.07.2011 года проведено обследование участка местности, расположенного по адресу: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение, колхоз «Победа», земли лесного фонда Свищевского участкового лесничества, лесного отдела лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1, расположенной в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное – Борисовское, вдоль лесной дороге на реку Сорогожа. Осматриваемый участок имеет земляное покрытие с травяным слоем, древесно-кустарниковой растительностью. Грунтовая дорога, проходящая по лесу, представляет собой земляное покрытие с травяным покровом по центру. По обе стороны от лесной дороги, а также на ней, обнаружено несанкционированное размещение отходов. Ориентировочная площадь захламления составляет примерно 700 кв.м. Далее на расстоянии около 50 метров расположена свалка отходов. Состав отходов: бытовой и строительный мусор, бревна, деревянные отходы, бумага, пластиковые и стеклянные бутылки, упаковочная тара, коробки, полиэтиленовые мешки и пр. Наибольшая высота складирования составляет около 2-х метров. Осматриваемая территория находится в антисанитарном состоянии, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека и животных. Специально оборудованной площадки, а также мусорных контейнеров не выявлено (л.д. 91-94).

Как следует из уведомлений Максатихинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.07.2011 г. и 30.06.2011 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение, в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное – Борисовское вдоль лесной дороги на р. Сорогожа (л.д. 114-115).

Из объяснений Бойцова В.П. следует, что свалка твердых бытовых отходов организована на двух участках и расположена на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества (по материалам лесоустройства колхоз «Победа») квартал 26 выдел 1 (т. 1 л.д. 17-18).

Согласно свидетельству в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 3922 га., адрес объекта: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение (Удомельское лесничество, Свищевское участковое лесничество, леса, ранее находящиеся во владении колхоза «Победа», условный номер: № (т. 1 л.д. 223).

Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 года № 72-пп утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, согласно которому оно является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений. Министерство является правопреемником департамента лесного комплекса Тверской области; финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области и субвенций из федерального бюджета; Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему лесничества Тверской области, государственные учреждения, предприятия; осуществляет функции по размещению заказа и заключение контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов для государственных нужд Тверской области, осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территории Тверской области; организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях, в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов; организует проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесных участков, находящихся в собственности Тверской области, и лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти Тверской области (т. 2 л.д. 113-125).

Согласно Положению Удомельское лесничество Тверской области является территориальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, специально уполномоченным органом государственной власти на подведомственной территории в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, финансирование расходов которого осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета Тверской области; цель деятельности Лесничества – обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на подведомственной территории; основными задачами Лесничества, в частности, является организация охраны и защиты лесов (т. 1 л.д. 12-14). Согласно лесохозяйственному регламенту Лесничества порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414.; санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (т. 2 л.д. 30-50).

Информация представителя Удомельского лесничества подтверждает факт расположения свалки на территории указанного лесничества Лесного отдела лесного хозяйства Свищевского участкового лесничества, квартал 26 выдел 1, категория защитности – эксплуатируемые леса, ОЗУ – участки леса вокруг населенных пунктов (т. 1 л.д. 207-208), чертеж, представленный представителем Удомельского лесничества, указывает место несанкционированной свалки в Свищевском лесничестве (т. 1 л.д. 224).

Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент лесного комплекса Тверской области передает в аренду ООО «Альберо» лесной участок в составе земель лесного фонда, который имеет местоположение, в том числе: Тверская область, Удомельское лесничество Тверской области Свищевское участковое лесничество. Арендодатель обязан предоставить арендатору лесной участок в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и его назначению; Одновременно предоставляется информация по лесному участку (картографические и другие лесоустроительные материалы) во временное пользование, с возможностью их копирования, выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством. Арендатор имеет право получать информацию от арендодателя о лесном участке, переданном в аренду в установленном порядке. Арендатор обязан осуществлять без компенсации затрат со стороны арендодателя, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № к договору (объемы по охране, защите и воспроизводству лесов ежегодно подлежат уточнению в соответствии с лесохозяйственным регламентом (т. 1 л.д. 210-222), к договору аренды имеются приложения с планом лесного участка, его характеристиками, актом приема передачи (т.2 л.д. 58-63).

Из проекта освоения лесов для заготовки древесины на 2011-2018 годы арендатором ООО «Альберо» следует, что он направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого освоения лесов и их использование в соответствии с разрешенными видами. В указанном проекте сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса не приводятся. На момент составления проекта сведений о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса, арендуемого лесного участка, не поступало. В связи с этим ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, не приводится (т. 1 л.д. 228-235, т. 2 л.д. 82-85).

Приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29.11.2011 года № 27-у утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов по материалам проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Альберо» для заготовки древесины на землях лесного фонда Медведковского, Дубно-Ремизовского, Свищевского и Городковского участковых лесничеств Удомельского лесничества Тверской области (т. 1 л.д. 227).

Согласно государственному контракту от 03 мая 2011 № 7, действующему до 31.12.2011 года, ГУП «Лесной районный лесхоз», обязуется выполнять на территории Удомельского лесничества работы по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с техническим заданием (т. 2 л.д. 51-54). В пункте 5 технического задания указан вид работ по защите лесов – локализация и ликвидация очагов вредных организмов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, приказом Рослесхоза от 29.12.2007 г. № 523, охрана лесов от самовольных рубок (т. 2 л.д. 55-57).

В информации Министерства лесного хозяйства Тверской области от 02.12.2011 года № 4010/11-08 содержится разъяснение о порядке действий при обнаружении несанкционированного размещения отходов на территории земель лесного фонда (т. 2 л.д. 86, 140-141).

Материалы, представленные администрацией Бохтовского сельского поселения, подтверждают границы и площадь населенного пункта – д. Свищево (т. 1 л.д. 203-206).

Договором от 01.02.2011 года, заключенным между администрацией Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области и МУП «Коммунальное хозяйство» Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области, подтверждается организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Бохтовского сельского поселения (т. 1 л.д. 22-24).

Судом исследованы: Положение о Лесном отделе лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области (т. 1 л.д. 7-9, 78-80),   возражения Департамента лесного комплекса Тверской области (т. 1 л.д. 33-35,71-73),  контракт с главой администрации Бохтовского сельского поселения (т. 1 л.д. 44-47),  устав муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области (т. л.д. 56-63),  постановление администрации Бохтовского сельского поселения от 28.03.2011 года (т. 1 л.д. 64-66),  протоколы собрания граждан (т. 1 л.д. 67-70),  должностная инструкция начальника Лесного отдела лесного хозяйства (л.д. 74-76),  информация директора МУП «КХ» (т. 1 л.д. 77), информация главного специалиста-эксперта Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области (т. 1 л.д. 90), свидетельство о праве собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей (т. 1 л.д. 106), постановление главы администрации Лесного района от 28 января 1993 года и документы к нему (т. 1 л.д. 118-128), возражения на иск Администрации Лесного района Тверской области (т. 1 л.д. 103), выписка из устава Лесного района Тверской области (т. 1 л.д. 104-105), письмо Лесного сектора Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области (т. 1 л.д. 90), перспективный план ведения лесного хозяйства колхозом «Победа» (т. 1 л.д. 225-226), информация представителя Удомельского лесничества от 25.01.2012 г. № 5 (т. 2 л.д. 28-29), документы о ликвидации Удомельского лесничества (т. 2 л.д. 79-81), документы о создании государственного казенного учреждения Тверской области «Удомельское лесничество Тверской области» (т. 2 л.д. 126-139).

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Рассматривая исковые требования прокурора, суд исходит из следующих положений законодательства.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет правого каждого на благоприятную окружающую среду.

В развитие указанной конституционной нормы принять Федеральный закон от 11 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ст. 1 которого под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; сброс отходов производства и потребления в недра и почву запрещен.

В силу ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов; охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что благоприятная окружающая среда включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, т.е. состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Этим же законом установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 22).

Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст. 14).

Полномочия органов местного самоуправления, в данном случае Бохтовского сельского поселения Лесного района, распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В Тверской области таким органом является Министерство лесного хозяйства Тверской области, которое согласно Положению осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему лесничества Тверской области  , государственные учреждения, предприятия.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что свалка твердых бытовых отходов находится на территории Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области на землях лесного фонда в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное-Борисовское, вдоль лесной дороги на реку Сорогожа, на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1 и право собственности на который принадлежит Российской Федерации.

Указанная свалка образовалась в результате жизнедеятельности человека несколько лет назад, что подтверждается пояснениями главы администрации Бохтовского сельского поселения Гроздова Н.Е., бывшего руководителя лесного отдела лесного хозяйства Удомельского лесничества Бойцова В.П. (в настоящее время является руководителем Удомельского лесничества Тверской области), представителя лесного сектора Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области Бажанова Е.А.

На участке леса, в том числе, на котором расположена несанкционированная свалка, до 31.12.2011 года, лесопользование осуществляло государственное унитарное предприятие Тверской области «Лесной районный лесхоз» на основании государственного контракта в соответствии с техническим заданием. Техническим заданием не были предусмотрены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), установленные Правилами санитарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации 29.06.2007 г. № 414).

18 августа 2011 года Департамент лесного комплекса Тверской области, правопреемником которого является Министерство лесного хозяйства Тверской области, передает в аренду ООО «Альберо» лесной участок в составе земель лесного фонда, который имеет местоположение, в том числе: Тверская область, Удомельское лесничество Тверской области, Свищевское участковое лесничество, то есть и тот участок, на котором расположена несанкционированная свалка. При этом ООО «Альберо» не предоставлено сведений о свалке твердых бытовых отходов, расположенной в квартале 26 выделе 1 Свищевского участкового лесничества.

Проект освоения лесов для заготовки древесины на 2011-2018 годы арендатором ООО «Альберо» также не содержит сведений о несанкционированной свалке, хотя согласно п. 5  Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29 июня 2007 года № 414, устанавливающих единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, учитываются при планировании освоения лесов.

Приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29.11.2011 года № 27-у утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Альберо» для заготовки древесины на землях лесного фонда, в частности, Свищевского участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области.

Таким образом, право пользования лесным участком, в том числе на территории Свищевского участкового лесничества, у ООО «Альберо» возникло с момента утверждения заключения экспертной комиссии  государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Доводы представителей Министерства лесного хозяйства Тверской области и Удомельского лесничества сводятся к тому, что при обнаружении места оставления бытового мусора на участках земель лесного фонда установлении виновного лица, к нему применяются административные санкции в соответствии с действующим законодательством, уборка места оставления бытового мусора на участках земель лесного фонда производится за счет нарушителя. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае обнаружении места оставления бытового мусора на участках земель лесного фонда, расположенных в непосредственной близости к населенным пунктам и при установлении причинно-следственных связей возникновения места оставления мусора орган местного самоуправления, в данном случае администрация Бохтовского сельского поселения, в соответствии пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должна ликвидировать указанную несанкционированную свалку. При этом представители Министерства лесного хозяйства и Удомельского лесничества делают вывод о том, что орган местного самоуправления ненадлежащим образом исполняет свои полномочия, не организован сбор и вывоз бытовых отходов на территории поселения (не организованы места для сбора отходов, не установлены контейнеры, не заключен договор на вывоз отходов и т.п.), свалка образована от деятельности жителей, проживающих в близлежащих населенных пунктах.

Выводы представителей Министерства лесного хозяйства Тверской области и Удомельского лесничества Тверской области не основаны на законе и опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, пояснениями участвующих в деле лиц.

В соответствии со ст.ст. 2 и 11 Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понятие «поселение» и «территория поселения» различны. Понятие «поселение» связано с понятием «земли населенных пунктов», то есть земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Именно на такие земли распространяются полномочия органов местного самоуправления, в частности Бохтовского сельского поселения, по управлению и использованию земель. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Представитель администрации Бохтовского сельского поселения Гроздов Н.Е. в судебном заседании пояснил, что свалка находится за границами населенного пункта – д. Свищево и не используется указанным поселением. Его доводы нашли свое подтверждение в судебном заседании материалами по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Пустовского сельского Совета (л.д. 204-206), актом обследования от 05 июля 2011 года (т. 1 л.д. 91-94), пояснениями сторон.

Таким образом, с учетом указанных положений законодательства, обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района возложена быть не может.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Материалы дела не содержат и сторонами не представлено сведений об использовании колхозом «Победа» земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка.

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В судебном заседании достоверно установлено, не оспаривается сторонами и подтверждено исследованными в судебном заседании доказательствами, что несанкционированная свалка расположена в квартале 26 выдел 1 Свищевского участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области, образовалась несколько лет назад, до заключения договора аренды с ООО «Альберо».

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.

В судебном заседании установлено, что лесной участок, на котором находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов находится в собственности Российской Федерации, а Министерство лесного хозяйства Тверской области, в соответствии с Положением о Министерстве, является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений, Удомельское лесничество, в соответствии с положением об Удомельском лесничестве, является специально уполномоченным органом государственной власти на подведомственной территории в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Статьей 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, по организации использования лесов, их охраны   (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты   (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 83 ЛК РФ).

Согласно пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 837 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, на организацию использования лесов, их охраны, защиты на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. При этом к санитарно-оздоровительным мероприятиям, согласно п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29 июня 2007 года № 414, относятся очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, а  требования, установленные этими Правилами, учитываются при планировании освоения лесов (пункт 5).

Согласно Положению Министерство лесного хозяйства Тверской области осуществляет размещение заказа и заключение контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов для государственных нужд Тверской области, а также на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникших вследствие лесных пожаров; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территории Тверской области, за исключением земель обороны и безопасности, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 3.1.8.2, 3.1.10, 3.1.11 Положения Удомельское лесничество осуществляет контроль качества выполняемых работ по охране, защите, воспроизводству лесов по государственным контрактам, договорам аренды, заключенным Департаментом, за соблюдением требований и условий проекта освоения лесов, договоров аренды лесных участков и купли продажи лесных насаждений, а также постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и безвозмездного срочного пользования лесными участками, участвует в обеспечении государственного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах.

Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной), согласно ст. 96 ЛК РФ, понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в частности предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами; пресекать нарушения лесного законодательства; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах; задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

Законодательство Российской Федерации в сфере лесных отношений предоставило уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации широкий перечень возможностей для осуществления своих полномочий в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что должностные лица органов государственного надзора уполномоченного федерального органа исполнительной власти Тверской области функций, предусмотренных законодательством по охране и защите лесного участка – территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1, не выполняли, что явилось одним из обстоятельств, способствовавших образованию несанкционированной свалки.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов установлены в статье 19 ЛК РФ, согласно которой мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом лицами. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, с учетом всех обстоятельств дела, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1, должна быть возложена на Министерство Лесного хозяйства Тверской области и Удомельское лесничество Тверской области.

Доводы представителей Удомельского лесничества Тверской области и Министерства лесного хозяйства Тверской области, а также свидетеля Бойцова В.П., работавшего в Удомельском лесничестве, в том числе в качестве руководителя Лесного отдела лесного хозяйства, о том, что до получения информации Министерства лесного хозяйства Тверской области от 02.12.2011 года № 4010/11-08 не существовало разъяснений о порядке действий при обнаружении несанкционированного размещения отходов на территории земель лесного фонда, не соответствуют действительности, поскольку в приложении 2 (Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Очистка лесов от захламления и загрязнения) приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 года № 523 «Об утверждении методических документов» указаны действия уполномоченных органов исполнительной власти при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок для исполнения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки должен быть определен в течение до трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом суд учитывает мнение сторон, социальную значимость и неотложный характер мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, климатические и погодные условия, необходимость определенных материальных затрат.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лесного района Тверской области удовлетворить.

Возложить обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение, земли лесного фонда в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное-Борисовское, вдоль лесной дороги на реку Сорогожа, на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1, на Министерство Лесного хозяйства Тверской области и Удомельское лесничество Тверской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лесной районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Н. Москалев

Решение в окончательной форме изготовлено 27.02.2012 года.