ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-90-2011 от 03.08.2011 Тунгокоченского районного суда (Забайкальский край)

                                                                                    Тунгокоченский районный суд Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тунгокоченский районный суд Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-90-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли 03 августа 2011 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Т.С. Жапова,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчиков - Муниципального района «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казны муниципального района в лице Комитета по финансам Муниципального района «Тунгокоченский район» - ФИО2, действующей на основании доверенностей,

при секретаре Г.В. Докучаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному образованию «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казне муниципального района «Тунгокоченский район» в лице комитета по финансам Администрации Муниципального района «Тунгокоченский район», Правительству Забайкальского края, Казне Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации; Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству регионального развития Забайкальского края,

о надлежащем исполнении ответчиками принятых на себя государственных обязательств и признании права истца на перерасчет и возложении обязанности на ответчиков произвести перерасчет социальной выплаты на приобретённое жильё в соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и утвержденных им «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 годы»» исходя из реальной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в городе Чите по состоянию на момент выдачи сертификата по ценам 1 квартала 2008 года, с применением регионального повышающего коэффициента 1,2 и взыскании с ответчиков в его пользу 3 829 363 рубля 80 копеек, сумму неосновательного обогащения, удержанную при выдаче Государственного жилищного сертификата в размере 30 000 рублей, судебные расходы в сумме 12 100 рублей,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим.

Он являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (при составе семьи 3 и более человека – 18 квадратных метров на человека), средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по РФ или в соответствующем субъекте РФ. ДД.ММ.ГГГГ получил государственный жилищный сертификат на сумму 1 855 275 рублей на приобретения жилья для семьи из 5 человек. Стоимость одного квадратного метра, указанная в сертификате, составляет 22 050 рублей. Однако, согласно официальной справке Федеральной Службы Государственной статистики средняя цена по  за 1 квадратный метр общей площади составляет: вторичный рынок жилья в 1 квартале 2008 года, предшествовавшем кварталу выдачи сертификата – 38 893 рубля 26 копеек. Также, согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, при расчете размера социальной выплаты на территории Дальневосточного экономического региона должен применятся повышающий коэффициент 1.2, который при расчете предоставляемой ей жилищной субсидии применен не был. Исходя из указанных цен и с учетом повышающего коэффициента 1.2 размер субсидии должен был составить из расчета цен на момент выдачи сертификата во втором квартале 2008 года, исходя из того, что сертификат выдан до истечения второго квартала 2008 года при применении цен, действовавших в 1 квартале 2008 года, то есть предшествовавшему кварталу выдачи сертификата: при приобретении жилья на вторичном рынке – (38893,26 рублей х 121,8 кв.м х 1.2) = 5 684 638 рублей 80 копеек. Таким образом, сумма сертификата, исходя из рыночных цен на вторичное жилье, ему была занижена на 3 829 363 рубля 80 копеек. На сумму сертификата он приобрел квартиру в  общей площадью 90 квадратных метра, что почти в два раза ниже нормативов установленных государством. В связи с этим он просит суд обязать ответчиков произвести ему доплату жилищной субсидии в размере 3 829 363 рубля 80 копеек.

Также ДД.ММ.ГГГГ он, его супруга ФИО3, дети ФИО4, ФИО5 продали свою квартиру, расположенную по адресу:  ФИО6. за 30 000 рублей, поэтому сумма предоставленного ему жилищного сертификата была уменьшена на 30 000 рублей. Решениями Тунгокоченского районного суда сделки купли-продажи были признаны не действительными, квартира была у него изъята и передана в собственность администрации МР «Тунгокоченский район». Таким образом, Администрация МР «Тунгокоченский район» неосновательно обогатилась на сумму 30 000 рублей, которую просит взыскать с ответчика – Администрации МР «Тунгокоченский район».

В судебном заседании истец ФИО1 свои исковые требования уточнил уменьшив размер исковых требований, определив сумму перерасчета в размере 2 170 177 рублей 40 копеек, исходя из следующего расчета 38 893 рубля 26 копеек – цена 1 квадратного метра на вторичном рынке в указанный период в  х 90 квадратных метра приобретенного им жилья в  по Государственному жилищному сертификату, 1,15 повышающий коэффициент = 4 025 452 рубля 40 копеек – сумма полагающейся ему субсидии, ему выплатили 1 855 275 рублей, таким образом просит взыскать с ответчиков в его пользу доплату в размере 2 170 177 рублей 40 копеек, судебные расходы в виде государственной пошлины 12 100 рублей.

Также ДД.ММ.ГГГГ он, его супруга ФИО3, дети ФИО4, ФИО5 продали свою квартиру, расположенную по адресу:  ФИО6. за 30 000 рублей, поэтому сумма предоставленного ему жилищного сертификата была уменьшена на 30 000 рублей. Решениями Тунгокоченского районного суда сделки купли-продажи были признаны не действительными, квартира была у него изъята и передана в собственность администрации МР «Тунгокоченский район». Таким образом, Администрация МР «Тунгокоченский район» неосновательно обогатилась на сумму 30 000 рублей, которую просит взыскать с ответчика – Администрации МР «Тунгокоченский район».

Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить, ссылаясь на доводы искового заявления.

Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований на стороне истца – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7 будучи надлежаще извещенными о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

В судебном заседании представитель ответчиков - Муниципального района «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казны муниципального района в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального района «Тунгокоченский район» - ФИО2, суду пояснила, что ответчики исковые требования не признают, в связи с тем, что предоставление жилищной субсидии лицам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не является расходным обязательством муниципального района «Тунгокоченский район». Муниципальный район наделен только полномочиями по составлению списков граждан. Муниципальный район является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, согласно законодательству расчет субсидии для выезжающих из районов Крайнего Севера рассчитывается исходя из установленной Минрегионразвитием РФ средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей жилой площади. Данные Федеральной Службы Государственной статистики не могут являться основанием для расчета указанной субсидии.

Ответчик - Правительство Забайкальского края, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования истца ответчик не признает, считает их незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.

Ответчик - Казна Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования истца ответчик не признает, считает их незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования истца ответчик не признает, считает их незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.

Ответчик Министерство регионального развития Российской Федерации, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя. О причинах неявки представителя не сообщил.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.

Спорные правоотношения между сторонами возникли по поводу предоставления и порядку определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Данные правоотношения регулируются следующими правовыми нормами.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту Закон № 125-ФЗ), размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года, утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Далее по тексту - Правила).

В соответствии с пп. "з" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:

граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года;

граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;

граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.

Согласно п. 15 Правил, при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином - участником подпрограммы для постоянного проживания (регионе вселения), и норматив предоставления жилищных субсидий, установленный статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В соответствии с п. 13 Правил, социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 3 данного Постановления определение указанных показателей производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья;

Методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 года N 39.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 21 утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации, подлежащую применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров субсидий, выделяемых в соответствии с планами на II квартал 2008 г., для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений в размерах согласно приложению. Согласно указанному приложению средняя рыночная стоимость стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по  на второй квартал 2008 года составляла 22050 рублей.

В судебном заседании установлено следующее:

ФИО1 и члены его семьи: супруга ФИО3, дочери ФИО8, ФИО7, сын ФИО4 были включены в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Подпрограммы).

В 2008 году ФИО1 и члены его семьи реализовали свое право на получение жилищной субсидии путем получения ими жилищного сертификата, выданного Комитетом инвестиционной политики и развития инфраструктуры  ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ) для приобретения жилого помещения на территории  на сумму 1 885 275 руб., из расчета 22 050 руб. за 1 кв. м. –

(5*18*22050*95%) -30000= 1 885 275. (л.д. ____),

- 5- количество членов семьи;

- по 18 кв. м - норматив общей площади жилого помещения, на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более;

- 22050 руб. - средняя рыночная стоимость стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по  на второй квартал 2008 года;

- 95% - норматив предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- 30 000 руб. – вычет суммы стоимости проданных жилых помещений находившихся в собственности семьи ФИО1

Оценив представленные доказательства, проверив расчет общей суммы, на которую ФИО1 был выдан государственный жилищный сертификат, суд приходит к выводу о том, что указанный сертификат был выдан истцу в соответствии с действующим законодательством.

Довод истца о том, что размер суммы государственного жилищного сертификата ему должен был рассчитываться по средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, указанной в справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по  в размере 38893 рублей 26 копеек (л.д. 23), суд считает необоснованным.

В соответствии со ст.5 Закона № 125-ФЗ средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение указанно и в п. 13 Правил, согласно которому средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, законодатель поручил Правительству Российской Федерации определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный определять ежеквартально среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья.

Пунктом 3 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 определенно, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, является Министерство регионального развития РФ.

Также согласно данному постановлению Правительства определение указанных показателей осуществляется не произвольно, а в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Отсюда следует, что Федеральная службы государственной статистики не является федеральным органом исполнительной власти уполномоченным определять среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, и в частности при выдаче жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Соответственно данные о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Забайкальскому краю в 2008 году указанные в справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю в сумме 38 893, 26 руб. не могут являться основанием для расчета размера жилищной субсидии, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, в порядке норм Закона № 125-ФЗ.

По исковым требованиям истцов в части применения регионального повышающего коэффициента 1,15 суд считает следующее.

Согласно п. 15 при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.

Также в этом же пункте 15 Правил указанно, что при расчете размера социальной выплаты для граждан – выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином - участником подпрограммы для постоянного проживания (регионе вселения).

В п. 14 Правил указанно, что при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации в частности:

а) для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного экономического района, - 1,2;

б) для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Восточно-Сибирского экономического района - 1,15.

Таким образом, региональный повышающий коэффициент применяется к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации и не применяется к средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, используемой при расчете размера социальной выплаты для граждан – выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Исходя из изложенного суд делает вывод о том, что исковые требовании истца о надлежащем исполнении ответчиками принятых на себя государственных обязательств и признании права истца на перерасчет и возложении обязанности ответчиков произвести перерасчет социальной выплаты на приобретённое жильё в соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и утвержденных им «Правил» исходя из реальной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в городе Чите по состоянию на момент выдачи сертификата по ценам 1 квартала 2008 года, с применением регионального повышающего коэффициента 1.15 и взыскании с ответчиков в пользу ФИО1 2 170 177 рублей 40 копеек не подлежат удовлетворению.

Доводы ФИО1 о том, что размер предоставленной ему жилищной субсидии не позволил приобрести жилое помещение в , согласно нормативов установленных государством – 108 квадратных метров, где рыночные цены выше указанной в сертификате средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в размере 22 050 рублей, не состоятельны, так как оказание государством помощи гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, чтобы они могли решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания условиями, не предполагает полную компенсацию расходов граждан по приобретению ими жилья.

Что касается исковых требований ФИО1 к Муниципальному району «Тунгокоченский район», Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казне муниципального района в лице Комитета по финансам Муниципального района «Тунгокоченский район», Министерству финансов Российской Федерации; Министерству регионального развития Российской Федерации о взыскании с ответчиков в его пользу суммы неосновательного обогащения в размере 30 000 рублей, суд считает следующее.

Спорные правоотношения между сторонами возникли по поводу предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

ФИО1 в мае 2008 года реализовал свое право на получение указанной субсидии путем получения сертификата на сумму 1 855 275 рублей.

Размер субсидии был уменьшен на 30 000 рублей в связи с продажей дома по адресу:  принадлежащего ФИО1 и членам его семьи на праве собственности, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Тунгокоченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ данный договор купли-продажи квартиры был признан недействительной сделкой,  МР «Тунгокоченский район».

Истец данные исковые требования мотивирует тем, что при получении жилищного сертификата, сумма предоставленной ему жилищной субсидии была уменьшена на 30 000 рублей в связи с продажей дома, принадлежащего им. Согласно решению Тунгокоченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи данного дома был признан недействительным, дом передана Администрации МР «Тунгокоченский район». Таким образом, Администрация МР «Тунгокоченского района» неосновательно обогатилась на 30 000 руб.

Данные требования истца суд считает не обоснованными в связи со следующим.

В судебном заседании установлено, что в мае 2008 года государство исполнило принятое, согласно Федерального закона № – ФЗ и Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "ЖИЛИЩЕ" на 2002 - 2010 годы» (далее по тексту - Подпрограмма), на себя обязательство по предоставлению ФИО1 и членам его семьи, как гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищной субсидии на приобретения жилья в регионе вселения путем выдачи жилищного сертификата.

В свою очередь, ФИО1 и члены его семьи добровольно участвуя в указанной Подпрограмме и в силу норм Федерального закона № 125-ФЗ должны были передать органу местного самоуправления – Администрации МР «Тунгокоченский район», указанные квартиры, принадлежащие на праве собственности их семье в обмен на государственный жилищный сертификат.

Однако, посредством заключения договора купли-продажи указанных квартир, с ценой договоров в общей сумме 30 000 рублей, с третьим лицом, признанными в последующем решениями Тунгокоченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и подачей, перед получением сертификата, сведений в Администрацию МР «Тунгокоченский район» об отсутствии в собственности их семьи каких-либо жилых помещений, ФИО1 и члены его семьи, уклонились от исполнения вышеуказанных, добровольно принятых на себя обязательств в виде безвозмездного отчуждения принадлежащего их семье на праве собственности дома в муниципальную собственность.

Вследствие указанных незаконных действий истца и членов его семьи сумма субсидии только лишь уменьшилась на общую сумму договора купли продажи – 30 000 рублей, хотя в случае добросовестного исполнения истцом и членами его семьи добровольно взятых на себя обязательств по передаче органу местного самоуправления – Администрации МР «Тунгокоченский район», указанного дома в обмен на государственный жилищный сертификат, органу местного самоуправления – Администрации МР «Тунгокоченский район» был бы передан указанный дом.

В соответствии с п.4 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства.

Указанная истцом в качестве неосновательного обогащения денежная сумма в размере 30 000 рублей не подлежит возврату в связи с тем, что он и члены его семьи при получении жилищного сертификата были согласны на уменьшение суммы субсидии на 30 000 рублей тем самым предоставили данную денежную сумму во исполнение несуществующего обязательства. У истца и членов его семьи перед государством не существовало обязательства по уменьшению размера жилищной субсидии на сумму полученную по договору купли-продажи в связи с ничтожностью данного договора.

ФИО1 как лицо, требующее возврата имущества – денежной суммы в 30 000 рублей, знало об отсутствии указанного выше обязательства по уменьшению размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договорам купли-продажи. Это подтверждается тем, что ФИО1 и члены его семьи, непосредственно перед получением жилищной субсидии, целенаправленно заключили ничтожный договор купли-продажи указанного дома, достоверно зная о том, что данная сделка не понесет никаких правовых последствий в виде реального перехода права собственности третьему лицу и у них сохраняется встречное обязательство перед государством по передаче квартир в собственность органа местного самоуправления. И соответственно у них отсутствует обязательство (не существует), при получении жилищного сертификата, по уменьшению размера жилищной субсидии на сумму в 30 000 рублей, полученную по договору купли-продажи.

Кроме того, согласно ч.1 ст.1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает у лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Оспариваемая истцами сумма в размере 30000 рублей была вычтена из размера субсидии по сертификату предоставленной ФИО1 и членам его семьи в связи с заключением ими до получения сертификата договора купли-продажи жилого помещения принадлежащего ему и членам его семьи.

Государство в лице своих государственных органов исполнило принятое, согласно вышеприведенным Федерального закона № 125 – ФЗ и Подпрограммой, на себя обязательство по предоставлению ФИО1 и членам его семьи, как гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищной субсидии на приобретения жилья в регионе вселения путем выдачи жилищного сертификата.

Уменьшение размера субсидии по сертификату предоставленной ФИО1 и членам его семьи на 30 000 рублей было произведено на основании и в силу ст. 6 Федерального закона № – ФЗ.

Таким образом, у суда нет оснований для признания того, что государство в лице своих государственных органов и (или) муниципальное образование «Тунгокоченский район» без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (30 000 рублей) за счет другого лица – И-вых.

Исходя из выше изложенного, суд считает данные требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Что касается исковых требований истца о взыскании с ответчиков судебных расходов: оплаченной государственной пошлины, суд считает их не подлежащими удовлетворению в силу ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ.

Исходя из вышеуказанного, исковые требования ФИО1 к указанным ответчикам необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Истцом ФИО1 также предъявлены исковые требования к Министерству регионального развития Забайкальского края об обязании ответчика произвести перерасчет социальной выплаты (субсидии) для приобретения жилья в соответствии с требованиями федерального закона № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из реальной стоимости 1 квадратного метра общей площади в регионе вселения в . В судебном заседании ФИО1 настаивал на предъявлении указанных исковых требований именно к Министерству регионального развития Забайкальского края. В связи с тем, что в структуре государственных органов Забайкальского края Министерство регионального развития Забайкальского края отсутствует, суд отказывает в удовлетворении данных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В исковых требованиях ФИО1

- к Муниципальному району «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казне муниципального района в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального района «Тунгокоченский район», Правительству Забайкальского края, Казне Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации; Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству регионального развития Забайкальского края,

о надлежащем исполнении ответчиками принятых на себя государственных обязательств и признании права истца на перерасчет и возложении обязанности на ответчиков произвести перерасчет социальной выплаты на приобретённое жильё в соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и утвержденных им «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 годы»» исходя из реальной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в городе Чите по состоянию на момент выдачи сертификата по ценам ДД.ММ.ГГГГ, с применением регионального повышающего коэффициента 1, 15 и взыскании с ответчиков в пользу ФИО1 2 170 177 рублей 40 копеек и судебных расходов,

- к Муниципальному району «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казне муниципального района в лице Комитета по финансам Муниципального района «Тунгокоченский район», Министерству финансов Российской Федерации; Министерству регионального развития Российской Федерации

о взыскании с ответчиков в пользу ФИО1 суммы неосновательного обогащения в размере 30 000 рублей,

отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд.

СУДЬЯ: Т.С. ЖАПОВ