Кропоткинский городской суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кропоткинский городской суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу №2-905/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кропоткин 30 июля 2010 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Заварзиной Е.А.,
при секретаре Ефановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кавказского район в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Даниленко ..., третьи лица: муниципальное образование Кавказский район, Гаражно-лодочный строительный кооператив «Железнодорожник», Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Кавказский район, об устранении препятствий в пользовании водным объектом, освобождении береговой полосы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района Краснодарского края обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Даниленко М.А. об устранении препятствий в пользовании водным объектом, освобождении береговой полосы.
Иск мотивирован тем, что Даниленко М.А. как член гаражно-лодочного строительного кооператива «...» в соответствии с распределением мест осуществил строительство лодочного гаража Номер обезличен на расстоянии 11 метров от береговой линии реки Кубань. В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются водными объектами общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования должна составлять двадцать метров; в нарушение ч. 2 ст. 5, ст. 6 Водного кодекса РФ, ст. 262 ГК РФ доступ неопределенного круга лиц на береговую полосу реки Кубань в месте расположения гаража Номер обезличен ограничен 11-метровой зоной. Незаконным размещением здания гаража в пределах береговой полосы Даниленко М.А. создает препятствия свободному и неограниченному использованию неопределенным кругом лиц реки Кубань. Просит суд обязать Даниленко ... устранить препятствия в пользовании поверхностным водным объектом - рекой Кубань, а также её береговой полосой в пределах расположения гаража по ..., место 42 в г. Кропоткине неопределенным кругом лиц. С этой целью обязать ответчика демонтировать возведенное здание гаража на участке Номер обезличен по ... в г. Кропоткине, освободить 20-метровую полосу реки Кубань.
В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Чуприна А.А. иск поддержал и просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Даниленко А.М. с иском не согласился и пояснил, что считает предъявленные ему исковые требования незаконными и необоснованными. Он является членом гаражно-лодочного строительного кооператива «...» с момента его создания в 1989 году. В 1990 году было принято решение об отводе кооперативу земельного участка площадью 1,0 га из числа земель ГЛФ Кавказского лесничества, квартал 1, литер 36 для строительства лодочных гаражей. В 1992 году кооперативу дополнительно был отведен земельный участок площадью 0,7 га и разрешено строительство еще 35 лодочных гаражей. В 1993 году после оформления строительного паспорта на гаражи ему как члену кооператива было отведено место для размещения гаража, и он приступил к строительству своего гаража. В 1996 году он построил свой лодочный гараж в двух уровнях: на первом этаже собственно лодочный гараж (помещения Номер обезличенНомер обезличен), на втором этаже – служебные помещения Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен и балкон. Право собственности на гараж за собой не регистрировал, так как отчуждать гараж не намерен. Считает, что отвод земельного участка и его использование является правомерным, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Ендовицкая Е.П. с иском не согласилась и пояснила, что в период строительства спорного объекта согласно ст. 28 Земельного кодекса РСФСР 1991 года вопросы предоставления земельных участков относились к компетенции местных органов. В соответствии с ч. 1 и 5 ст. 80 ЗК РСФСР земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. При строительстве гаражно-строительными кооперативами гаражей земельные участки предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование или аренду кооперативам. Согласно пункту 2 ст. 3 ФЗ №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, сроком не ограничивается, (п. 2.1 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-Ф3). Вопросы общего водопользования регламентировались на момент предоставления земельного участка ст.ст. 32, 33 Водного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.06.1972) (ред. от 12.03.1980). Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных защитных полос определялся сначала Постановлением Совета министров РСФСР от 17 марта 1989 г. № 91 «Об утверждении положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации», с 1996 года до 2007 года - ст. ст. 111 - 113 ВК РФ 1995 г. и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», согласно которым размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. На момент строительства и ввода в эксплуатацию принадлежащего Даниленко М.А. лодочного гаража Номер обезличен действовал Водный кодекс РФ 1995г., устанавливающий, что ширина бечевника (полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования) не может превышать 20 метров (т.е. может быть менее 20 метров), поэтому сам факт нахождения земельных участков в водоохранной зоне не препятствует их предоставлению для строительства, в том числе и лодочных гаражей. Положения о береговой полосе, изложенные в статье 6 ВК РФ о водных объектах общего пользования, подчеркивает общедоступность пользования не только водой, но и береговой полосой таких водных объектов. В случае если к береговой полосе и воде невозможно подойти из-за построенных вдоль нее ограждений частных лиц, которые тянутся на большие расстояния, суд по требованию заинтересованного лица может обязать правообладателей таких ограждений предусмотреть в них пространство для проезда до береговой полосы, образовав его между ограждениями. Согласно Архитектурно-планировочному заданию на объект «Лодочные гаражи ГЛК «...» на берегу реки Кубань» Номер обезличен между блоками лодочных гаражей предусмотрены проходы (проезды) к реке Кубань. Таким образом, заявленные требования об устранении препятствия в пользовании водным объектом, освобождении береговой полосы путем демонтажа здания гаража на участке Номер обезличен по ... в г. Кропоткине, является незаконным.
Согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ приобретение права собственности на объект недвижимости членом гаражного кооператива, связано с фактом внесения полностью паевого взноса. Действующее законодательство позволяет правообладателю гаража в гаражно-строительном кооперативе обратиться за регистрацией права в установленном порядке, для чего в региональное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии необходимо предоставить заявление установленного образца и правоустанавливающий документ на гараж, которым является справка о полной выплате пая в данном кооперативе. Государственная регистрация прав проводится в добровольном порядке, но она будет обязательна в том случае, если правообладатель решит распорядиться своим гаражом (в том числе и незавершенным строительством), срок государственной регистрации прав законодательством не ограничен.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также в чем заключается нарушение ответчиком указанных прав и законных интересов. Кроме того, необходима ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов - ч. 3 ст. 131 ГПК РФ. Полагает, что способ защиты гражданских прав, избранный прокурором, не может решить тех задач, которые необходимы для восстановления «нарушенных прав» неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Кодекса). Прокуратурой Кавказского района не представлены доказательства нарушения Даниленко М.А. общественных интересов, послуживших поводом для ее обращения в суд за их защитой. Полагает, что применение положений ст. 6 Водного кодекса РФ к отношениям, возникшим до его введения в действие, до 01.01.2007 года является недопустимым. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель администрации муниципального образования Кавказский район Юдолевич Е.И. с иском не согласилась и пояснила, что изучение приложенных к материалам дела документов, не позволяет сделать вывод о неправомерности строительства гаража ответчиком Даниленко М.А. Для строительства гаражей на основании решения исполнительного комитета Кропоткинского городского Совета народных депутатов от 14.11.1990 г. № 361/1 был специально отведен участок земли в районе реки Кубань. Целевое назначение земли - для строительства лодочных гаражей. При выборе земельного участка должен был составлен акт выбора, в котором месторасположение гаражей согласовывается с различными заинтересованными организациями. У руководителя ГСК «Железнодорожник» есть такой акт с визой должностного лица Азово-Черноморской бассейновой инспекции. Законодательством 1990 года - Земельным кодексом РСФСР, Основами водного законодательства Союза ССР - не запрещалось строительство в прибрежной зоне. Статьей 2 Федерального закона РФ №37 от 03.06.2006 г. «О введении в действие Водного кодекса РФ» предусмотрено, что Водный кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после введения его действие (после 1 января 2007 года). Изменение действующего законодательство не должно приносить вред гражданам России. Прокуратурой не дается анализ статьи 41 Водного кодекса РФ - поскольку пользоваться лодочным гаражом необходимо все-таки с поверхности воды, то можно и толковать так, что ограничивая общедоступность водопользования, просто необходимо ограничить и общедоступность береговой полосы. Считает, что предоставление земельного участка площадью 1,7 га гаражно-лодочному строительному кооперативу «Железнодорожник» произведено с соблюдением действовавшего на тот момент законодательства, земельный участок используется кооперативом по целевому назначению. Полагает, что для удовлетворения иска Прокурора Кавказского района к Даниленко М.А. об устранении препятствий в пользовании водным объектом, освобождении береговой полосы правовых оснований не имеется.
Представитель Гаражно-лодочного строительного кооператива «Железнодорожник» в судебном заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что исковые требования прокурора Кавказского района не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Во-первых, земельный участок общей площадью 17 000 кв.м. (кадастровый номер 23:44:0503027:333), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ..., Номер обезличен, предоставлен ГЛСК «Железнодорожник» (ГЛСК) в 1990 году в соответствии с требованиями действовавшего в то время гражданского (в т.ч. лесного, водного, земельного) законодательства на основании решения Исполнительного комитета Кропоткинского городского Совета народных депутатов от 14.11.1990 года №361/1 «Об отводе земельного участка площадью 1 га из числа земель Государственного лесного фонда гаражно-лодочному кооперативу №3 (ГЛК-3) «...» для строительства лодочных гаражей». Перед предоставлением (выделением) органами местного самоуправления земельного участка ГЛСК под строительство лодочных гаражей, в 1990 году соответствующими компетентными органами было проведено обследование береговой полосы реки Кубань и выбрано наиболее удобное месторасположение для будущих лодочных гаражей на землях общего пользования, в том числе с учетом интересов неопределенного круга лиц - жителей и гостей Г. Кропоткина, что подтверждается комиссионным Актом выбора и обследования участка (трассы) под строительство Номер обезличен от 12.06.1990 года, в котором также имеется согласование с начальником Азово-Черноморской бассейновой Инспекции, в чью компетенцию входило согласование в то время отвода зем. участков вдоль береговой полосы р. Кубань и строительства на них кап. сооружений (лодочных гаражей). Таким образом, отвод земельного участка ГЛСК и последующее строительство на нем лодочных гаражей силами членов ГЛСК соответствует всем требованиям действовавшего на тот момент гражданского законодательства РСФСР, СССР и союзных республик, в связи с чем доводы прокурора района в этой части необоснованны.
Ссылка Прокурора Кавказского района на статьи ныне действующего Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), которыми установлен 20-метровый барьер (ширина) береговой полосы, также не может быть принята во внимание, так как статьей 2 ФЗ Номер обезличен от 03.06.2006 года «О введении в действие Водного кодекса РФ» четко предусмотрено, что настоящий «Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие» (вступил в силу с 01.01.2007 года). Строительство же большинства лодочных гаражей, в том числе Даниленко М.А., было начато в 1993 году и окончено в 1994 году, то есть до введения в действие Водного кодекса РФ, - другими словами, приведенные прокурором района нормы ВК РФ не могут быть применены к отношениям по поводу строительства Даниленко М.А. лодочного гаража в береговой полосе р.Кубань, возникших до введения в действие Водного кодекса РФ. Во-вторых, несмотря на то, что до настоящего времени Даниленко М.А. не зарегистрировал право собственности в Кропоткинском отделе УФРС по КК, оно (право) возникло у него в 1994 году в связи с полной оплатой паевого взноса в августе 1994 года, что подтверждается протоколом №1 заседания ГЛСК «Железнодорожник» от 25.03.2007 года «О подведении итогов выплаты паевых взносов членами ГЛСК «...», после чего у него возникло право собственности как у члена кооператива на построенный им лодочный гараж в соответствии с ч. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ. В связи с этим, доводы прокурора района об отсутствии у Даниленко М.А. прав на построенный им лодочный гараж в силу отсутствия регистрации права в Кропоткинском отделе УФРС по КК не соответствуют требованиям действующего гражданского законодательства РФ. В-третьих, в своем исковом заявлении прокурор района указал, что незаконным, на его взгляд, размещением здания гаража Ответчик создает препятствия свободному и неограниченному использованию неопределенным кругом лиц реки Кубань для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Ему не ясно, в чем же заключается создание препятствий для граждан со стороны Даниленко М.А. Полагает, что никаких препятствий для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, а также свободного доступа к реке Кубань Ответчиком не создано: какие-либо заграждения (заборы) отсутствуют, 11-метровая территория берега реки Кубань абсолютно пригодна и достаточна для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, в том числе для свободного доступа неограниченного круга лиц к реке Кубань. При этом согласно Архитектурно-планировочному заданию на объект «Лодочные гаражи ГЛСК «...» на берегу реки Кубань» Номер обезличен между блоками лодочных гаражей предусмотрены проходы (проезды) к реке Кубань, что можно увидеть на представленных прокуратурой района фотографиях. Таким образом, требования прокурора района в части устранения препятствий в пользовании водным объектом неопределенным кругом лиц, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, освобождении береговой полосы путем демонтажа здания гаража на участке Номер обезличен по ..., Номер обезличен в г. Кропоткине, также несостоятельны. Считает исковые требования Прокурора Кавказского района не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Кавказский район Цюпа С.Н. пояснил, что Исполкомом Кропоткинского городского Совета народных депутатов Краснодарского края было принято решение Номер обезличен от 14.11.1990 г. «Об отводе земельного участка площадью 1,0 га из числа земель ГЛФ гаражно-лодочному кооперативу Номер обезличен (ГЛК Номер обезличен) «Железнодорожник» для строительства лодочных гаражей». Главой администрации города Кропоткина Краснодарского края было принято постановление Номер обезличен от 16.06.1992 г. «О разрешении строительства лодочных гаражей гаражно-лодочному кооперативу «...» на берегу реки Кубань». Во исполнение данных документов было составлено архитектурно-планировочное задание на лодочные гаражи ГЛК «...» на берегу реки Кубань, и Акт выбора земельного участка, выданное Управлением архитектуры и градостроительства. По мнению Управления архитектуры строительство лодочных гаражей выполнено на отведенном для указанных целей земельном участке, в соответствии с выданным кооперативу разрешением. На каждый лодочный гараж отдельно разрешение на строительство не требуется, поэтому полагает, что заявленные Прокурором Кавказского района требования не подлежат удовлетворению.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчик Даниленко М.А. является членом Гаражно-лодочного кооператива «...» и за ним закреплено место под лодочный гараж Номер обезличен, что следует из выписки из протокола Номер обезличен общего собрания ГЛСК «...» от 14.04.2007 г. В 1993 году он приступил к строительству двухэтажного лодочного гаража, которое было им закончено в 1996 году, что подтверждается техническим паспортом, составленным Филиалом ГУП Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация по Кропоткинскому городскому поселению по состоянию на 16.07.2010 г. Даниленко М.А. полностью уплатил паевой взнос в ГЛСК «Железнодорожник» в августе 1994 года и, таким образом, приобрел право собственности на помещение гаража Номер обезличен по ... в ... района Краснодарского края.
Спорный гараж возведен на земельном участке, предоставленном Гаражно-лодочному кооперативу «Железнодорожник» решением Исполнительного комитета Кропоткинского городского Совета народных депутатов от 14.11.1990 года №361/1 «Об отводе земельного участка площадью 1 га из числа земель Государственного лесного фонда гаражно-лодочному кооперативу Номер обезличен (ГЛК-3) «...» для строительства лодочных гаражей». 16.06.1992 года Главой администрации города Кропоткина вынесено постановление № 362 «О разрешении строительства лодочных гаражей гаражно-лодочному кооперативу «Железнодорожник» на берегу реки Кубань». Отвод земельного участка в натуре был осуществлен на основании Актов выбора и обследования участка под строительство лодочных гаражей на правом берегу реки Кубань от 12.06.1990 г., от 03.10.1995 г., согласованных с территориальным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Краснодарского края.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РСФСР 1991 года вопросы предоставления земельных участков относились к компетенции местных органов. В соответствии с ч. 1 и 5 ст. 80 ЗК РСФСР земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. При строительстве гаражно-строительными кооперативами гаражей земельные участки предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование или аренду кооперативам. Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» данная норма закона не признана недействующей.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3 ФЗ № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в случае, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены гаражным потребительским кооперативам, переоформление ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом сроком не ограничивается (п. 2.1 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-Ф3).
Согласно ст.ст. 32, 33 Водного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления земельного участка ГЛСК «Железнодорожник» для строительства лодочных гаражей, допускалось общее водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование на условиях, установленных первичным водопользователем по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод.
В соответствии со ст. 86 Водного кодекса РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота. Водный кодекс РФ выделяет как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования (ст. 20). Водные объекты общего пользования – это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Для общего пользования предназначается, однако, не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник). При этом каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.
Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.
Если первичный водопользователь и исполнительный комитет местного Совета народных депутатов не объявили об условиях или запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленном в обособленное пользование, общее водопользование признается разрешенным без ограничений в соответствии с водным законодательством (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г.).
Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных защитных полос первоначально (до 2006 г.) определялся Постановлением Совета министров РСФСР от 17 марта 1989 г. № 91 «Об утверждении положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации», с 1996 года до 2007 года - ст. ст. 111 - 113 ВК РФ 1995 г. и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», согласно которым размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами, а при его отсутствии - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с бассейновыми водохозяйственными объединениями Комитета Российской Федерации по водному хозяйству, органами государственного санитарного надзора и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на местах (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.94 N 1428). Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон. До утверждения проектов водоохранных зон органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации устанавливают минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые наносятся на генеральные планы застройки городов и других поселений, планы землепользования, а также иные планово-картографические материалы.
Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население. Установление зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Они обязаны соблюдать и обеспечивать установленный режим.
Таким образом, сам факт нахождения земельных участков в водоохранной зоне не препятствует их предоставлению для строительства, в том числе и лодочных гаражей.
Согласно Водному кодексу РФ в границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Положения о береговой полосе, изложенные в статье 6 ВК РФ о водных объектах общего пользования, подчеркивает общедоступность пользования не только водой, но и береговой полосой таких водных объектов. В случае если к береговой полосе и воде невозможно подойти из-за построенных вдоль нее ограждений частных лиц, которые тянутся на большие расстояния, суд по требованию заинтересованного лица может обязать правообладателей таких ограждений предусмотреть в них пространство для проезда до береговой полосы, образовав его между ограждениями.
Согласно Архитектурно-планировочному заданию на объект «Лодочные гаражи ГЛК «...» на берегу реки Кубань» №083-0493/03, а также Карте (плану) границ земельного участка 23:44:0503002 в г. Кропоткине, ГЛК «...», выполненной 13.03.2006 г. между блоками лодочных гаражей предусмотрены проходы (проезды) к реке Кубань.
Водный кодекс РФ вступил в действие с 01.01.2007 г., и согласно ст. 2 ФЗ 73-ФЗ от 03.06.2006 г. «О введении в действие Водного кодекса РФ» распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие.
При таких обстоятельствах требования п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ о том, что «полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров», на правоотношения, возникшие по поводу использования поверхностных водных объектов самим Гаражно-лодочным строительным кооперативом «Железнодорожник» и его членами, владельцами лодочных гаражей, распространению не подлежат.
В соответствии с нормами ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, не являющееся собственником, но владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом, вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства осуществляется защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Прокуратурой Кавказского района не представлены доказательства нарушения Даниленко М.А. общественных интересов, послуживших поводом для ее обращения в суд за их защитой.
В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Прокурором Кавказского района исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Прокурору Кавказского район в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Даниленко ..., третьи лица: муниципальное образование Кавказский район, Гаражно-лодочный строительный кооператив «...», Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Кавказский район, об устранении препятствий в пользовании водным объектом, освобождении береговой полосы, отказать.
Решение может быть обжаловано Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий –