Дело № 2-905/2022
УИД 76RS0021-01-2022-001089-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года | г. Тутаев Ярославской области |
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Стародыновой Л.В., при секретаре Петрунчак В. Д., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО2 к Департаменту муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконными отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа ДМИ АТМР ЯО от 14.06.2022 года № 1496 о внесении изменения в части указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; а также об обязании департамента муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть заявление ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В последующем, требования ФИО2 были уточнены, просит суд признать незаконным часть пункта 2.4.1 Договора аренды земельного участка № от 25.04.2022г. исключив из него слова «..., не изменять целевого назначения участка».
Признать незаконным отказ от 14.06.2022 № 1496 в изменении вида разрешенного использования земельного участка, вынесенный Департаментом муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области.
Обязать Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что 18 сентября 2018 года между Департаментом муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района как Арендодатель и ФИО2 как Арендатор был заключен договор аренды земельного участка №. Согласно указанного договора ФИО2 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгово-общественного центра, также указано (для завершения строительства объекта незавершенного строительства) расположенный по адресу <адрес>, общей площадью 600 кв.м. Срок действия договора с 18.09.2018г. по 17.09.2021г.
На данном земельном участке имеется объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, право собственности, на который у ФИО2 зарегистрировано 20.08.2018г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.12.2021г.
Приказом Администрации ТМР от 25.04.2022 № 71-з ФИО2 предоставлен в аренду данный земельный участок сроком на 3 года для завершения строительства объекта незавершенного строительства.
25.04.2022г. заключен договор аренды земельного участка № между ТМР в лице Департамента муниципального имущества и мной.
Дополнительным соглашением № 1 от 16.06.2022г. к договору аренды земельного участка № от 25.04.2022г. увеличен срок действия договора еще на 3 года по 24.04.2025г.
Ранее планируемый к строительству объект предполагался, как торгово-общественный центр, он начинал строиться несколькими совладельцами, и соответственно земельный участок формировался с видом разрешенного использования «Для строительства торгово-общественного центра». ФИО2 изначально планировалось строительство её части, как спортивный зал (объект для занятия разными видами спорта).
Однако в последствие, второй совладелец ввел часть своего объекта в эксплуатацию и зарегистрировал на него право собственность.
В связи тем, так как объекты по своей сути являются в настоящее время независящими друг от друга, ФИО2 хотела надлежащим образом привести документы в соответствие с видом назначения объекта недвижимости. Истец обратилась в Росреестр, как собственник объекта незавершенного строительством с техническим планом, для смены имеющегося вида разрешенного использования с «Для строительства торгово-общественного центра» на «Спортивный зал».
Однако, уведомлением от 14.06.2022 № КУВД-001/2022-22830380/1 заявление истца об изменении вида разрешенного использования, было приостановлено, так как данный вид «Спортивный зал», не может использоваться, без изменения разрешенного использования земельного участка. Для устранения данного несоответствия, истец обратилась в Департамент муниципального имущества Администрации ТМР с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «Для строительства торгового-общественного центра» на «Спорт».
Письмом от 14.06.2022 № 1496 Департамента муниципального имущества Администрации ТМР ЯО ей было отказано, в изменении вида разрешенного использования земельного участка, по следующим доводам, так как п. 2.4.1. Договора аренды земельного участка № 96 от 25.04.2022г. предусмотрено «...не изменять целевое назначение участка», также земельные участки с видом разрешенного использования «Спорт 5.1» представляются в соответствии со ст. 39.11, 39.2 ЗК РФ путем проведения аукциона.
В данном письме Департамент муниципального имущества Администрации ТМР указывает, что согласно правилам землепользования и застройки городского поселения Тутаев, утвержденным решением Муниципального Совета городского поселения Тутаев от 17.06.2021 № 102, данный участок попадает в территориальную зону ОД-1- многофункциональная общественно-деловая зона. Вид разрешенного использования «Спорт» предусмотрен данной территориальной зоной.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, видом разрешенного использования «Спорт (5.1)» предусмотрено размещение зданий и сооружений для занятий спортом».
Истец не согласна с вынесенным отказом, по следующим основаниям. Как указано выше, правилами землепользования и застройки городского поселения Тутаев и Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, предусмотрен вид разрешенного использования для арендуемого земельного участка «Спорт».
Законодательством запрещено менять вид разрешенного использования земельного участка лишь на земельные участки, которые предоставлены в рамках аукциона.
Согласно п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
На земельные участки, предоставленные в аренду без проведения аукциона, Законодатель прямого запрета на изменение вида разрешенного использования не устанавливает, что также отражено в письме Минэкономразвития РФ от 09 июля 2018 года № ОГ-Д23-7048.
Договором аренды земельного участка № 96 от 25.04.2022 г. предусмотрено « … не изменять целевое назначение участка», согласно Земельного кодекса РФ внесение данного пункта требуется только в договора, которые заключены путем проведения аукциона. Договор с истцом заключен не путем проведения аукциона, в договор внесен пункт не соответствующий закону, который в настоящее время ущемляет права истца, что приводит к невозможности дальнейшего строительства недостроенного объекта.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Тутаевского муниципального района ЯО.
20.09.2022 г. судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец ФИО2, надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовала.
Представитель истца ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что арендатор обязан не изменять целевого назначения участка в случае если договор аренды заключен по результатам проведенного аукциона. ФИО2 земельный участок предоставлен в аренду без проведения торгов, о чем свидетельствуют приобщенные к исковому заявлению документы. Поэтому, указанное в п.2.4.1 Договора обязательство «… не изменять целевого назначения участка» ущемляет права истца, поскольку согласно Земельного кодекса РФ внесение данного пункта требуется только в договора, которые заключены путем проведения аукциона, препятствует истцу завершить строительство незавершённого объекта.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района, АТМР надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому, решения по делу оставил на усмотрение суда.
Представители Муниципального отделения по Тутаевскому и Большесельскому районам управления Росреестра по ЯО, представитель Управления Росреестра по ЯО в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
По общему правилу виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Также пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) ст.39.2 ЗК РФ.
Согласно пункте 17 статьи 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
При этом пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации прямо закреплен запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного по результатам торгов.
В отношении земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов, аналогичное требование земельным законодательством Российской Федерации не установлено.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка № от 25.04.2022 года (для завершения строительства объекта недвижимости) заключен без проведения торгов. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в приложении к договору № 2 «Расчет арендной платы», где указано, что расчет арендной платы производится на основании постановления Правительства области от 24.12.2008 № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящихся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов». Письмом от 14.06.2022 № 1496 Департамента муниципального имущества Администрации ТМР ЯО.
Пунктом 2.4.1 договора определено, что арендатор обязан не изменять целевого назначения участка, данное обязательство определенное договором ущемляет права истца, поскольку согласно Земельного кодекса РФ внесение данного пункта требуется только в договора, которые заключены путем проведения аукциона.
В связи с тем, что в настоящее время вопрос изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов, законодательно не урегулирован и должен решаться с учетом всех обстоятельств, при которых соответствующий договор аренды был заключен (Письмо Минэкономразвития России от 09.07.2018 N ОГ-Д23-7048).
Таким образом, суд выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела приходит к выводу о признании незаконным части пункта 2.4.1 Договора аренды земельного участка № от 25.04.2022 года «… не изменять целевого назначения участка», как ущемляющий права истца, поскольку договор был заключен без проведения торгов, а требование п.2.4.1 Договора предусмотрено для договоров аренды заключенных путем проведения аукциона.
Рассматривая требования истца о признании незаконным отказа ДМИ АТМР ЯО от 14.06.2022 года № 1496 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; а также об обязании департамента муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть заявление ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из анализа приведенных норм следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решения, действий (бездействия) органа, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возложена на указанные органы, должностных лиц.
Административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать факты, на которые административный истец ссылается, как на основания своих требований.
Из материалов дела следует, что в государственном кадастре недвижимости с 20.07.2010 года имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; с видом разрешенного использования – категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгово-общественного центра.
25.04.2022 года между Тутаевским муниципальным районом в лице Департамента муниципального имущества администрации ТМР и ФИО2 на основании постановления Администрации ТМР № 71-з от 25.04.2022 года заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства торгово-общественного центра, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 600 кв.м. Срок аренды земельного участка установлен с 25.04.2022 года по 23.04.2025 года.
На данном земельном участке имеется объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, право собственности, на который у ФИО2 зарегистрировано 20.08.2018г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.12.2021г.
Истец обратилась в Росреестр, как собственник объекта незавершенного строительством с техническим планом, для смены имеющегося вида разрешенного использования с «Для строительства торгово-общественного центра» на «Спортивный зал».
Уведомлением от 14.06.2022 № КУВД-001/2022-22830380/1 заявление истца об изменении вида разрешенного использования, было приостановлено, так как данный вид «Спортивный зал», не может использоваться, без изменения разрешенного использования земельного участка. Для устранения данного несоответствия, истец обратилась в Департамент муниципального имущества Администрации ТМР с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «Для строительства торгового-общественного центра» на «Спорт».
Письмом от 14.06.2022 № 1496 Департамента муниципального имущества Администрации ТМР ЯО ей было отказано, в изменении вида разрешенного использования земельного участка, по следующим доводам, так как п. 2.4.1. Договора аренды земельного участка № от 25.04.2022г. предусмотрено «...не изменять целевое назначение участка», также земельные участки с видом разрешенного использования «Спорт 5.1» представляются в соответствии со ст. 39.11, 39.2 ЗК РФ путем проведения аукциона.
В данном письме Департамент муниципального имущества Администрации ТМР указывает, что согласно правилам землепользования и застройки городского поселения Тутаев, утвержденным решением Муниципального Совета городского поселения Тутаев от 17.06.2021 № 102, данный участок попадает в территориальную зону ОД-1- многофункциональная общественно-деловая зона. Вид разрешенного использования «Спорт» предусмотрен данной территориальной зоной.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, видом разрешенного использования «Спорт (5.1)» предусмотрено размещение зданий и сооружений для занятий спортом».
Кадастровым инженером ФИО1 31.05.2022 года в результате выполнения кадастровых работ подготовлен технический план, в связи с изменением сведений о проектируемом назначении объекта незавершённого строительства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Уведомлением Управления Росреестра по Ярославской области от 14.06.2022 г. приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с чем, предложено представить разрешение на строительство с внесёнными изменениями в части проектируемого назначения объекта.
16.06.2022 года ФИО2 обратилась в Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с «для строительства торгово-общественного центра» на «спорт».
Департаментом муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области ФИО2 было отказано в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Оспариваемый отказ, по мнению суда, требованиям закона не отвечает в силу следующего.
При этом пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации прямо закреплен запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного по результатам торгов.
В отношении земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов, аналогичное требование земельным законодательством Российской Федерации не установлено.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка № 96 от 25.04.2022 года (для завершения строительства объекта недвижимости) заключен без проведения торгов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области № 1496 от 14.06.2022 года является незаконным и нарушающим права ФИО2, ввиду чего заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.
Учитывая указанные положения закона, суд обязывает Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, сообщить в суд о принятом решении в десятидневный срок.
Руководствуясь ст. ст. 193-197 ГПК РФ, ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования ФИО2 (паспорт №) удовлетворить.
Признать незаконным часть пункта 2.4.1 Договора аренды земельного участка № от 25.04.2022 г. исключив из него слова «…. не изменять целевого назначения участка».
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН №) от 14.06.2022 г. № 1496 в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Обязать Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщить об исполнении решения в Тутаевский городской суд Ярославской области и административному истцу в течение 10 дней со дня повторного рассмотрения заявления.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В.Стародынова