Дело № 2-9072/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Лушковой С.В.,
при секретаре Эйхман Н.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Правительства Республики Коми ФИО2
представителя ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 октября 2017 года дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами,
Установил:
ФИО1 обратилась в Сыктывкарский городской суд с иском к Правительству Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса РФ за период с ** ** **
В обоснование заявленных требований указала, что в результате принятии ответчиком Правительством Республики Коми 22 марта 2010 года Постановления № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и утверждения Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14,15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения было нарушено ее право собственности, гарантированное Конституцией Республики Коми, так как содержащиеся в Порядке неточные формулировки позволили Агентству Республики Коми по социальному развитию отказать в перечислении единовременной денежной выплаты в размере ... в связи со смертью вдовы ветерана войны – получателя единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, в результате чего она, как продавец жилья, лишилась квартиры, не получив за нее денежные средства, и не смогла приобрести жилье в г. .... Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 21 апреля 2011 года и Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 9 февраля 2012 года.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов Республики Коми, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, уточнив размер, подлежащей взысканию компенсации морального вреда - 6 000 000 руб., пояснила, что моральный вред подлежит компенсации на основании ст. 1069 ГК РФ в связи с нарушением ее неимущественных прав государственным органом Правительством Республики Коми, подтвержденным Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 9 февраля 2012 года. Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами мотивировала не исполнением Правительством Республики Коми обязательств по перечислению денежных средств, фактом пользования ответчиком денежными средствами в период с ** ** **, сумма процентов ко взысканию составляет 68 151 руб.
Представитель ответчика Правительства РК, представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, исковые требования не признают по доводам, изложенным в письменных отзывах, имеющихся в материалах дела.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Коми участия в судебном заседании не принимает, извещен надлежащим образом, в материалы дела представлен письменный отзыв на иск, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Министерства финансов Республики Коми в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав доводы сторон, исследовав материала дела, материалы гражданских дел № 2-3043/14, 2-797/12, и оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч. 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч. 2). Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 4). Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 5). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 6).
Статьей 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» установлено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Единовременные денежные выплаты, указанные в пунктах 1 - 2 части 1 настоящей статьи, предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете.
Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения определен Постановлением Правительства РК от 22.03.2010 № 58.
Согласно п. 15 Порядка (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг.
Право граждан на получение единовременной денежной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, оформляемым Агентством по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, которое не является ценной бумагой и не подлежит передаче другому лицу (п. 18). Основанием для оформления свидетельства является решение Агентства о предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты (п.19).
Агентство в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданином (его представителем) заявления на перечисление единовременной денежной выплаты осуществляет проверку сведений, указанных в представленных гражданином документах, и принимает решение о перечислении единовременной денежной выплаты в соответствии с решением Агентства о предоставлении единовременной денежной выплаты (о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья) (п.28).
Как предусмотрено п. 28-1, п. 31, п. 32-1 Порядка, в отношении граждан, указанных в пункте 22-2 настоящего Порядка, в случае принятия решения о перечислении единовременной денежной выплаты Агентство в срок, указанный в п. 28 настоящего Порядка, оформляет распоряжения банку о перечислении единовременной денежной выплаты на банковские счета продавцов жилого помещения.
Для перечисления единовременной денежной выплаты продавцам жилого помещения граждане, указанные в пункте 22-2 настоящего Порядка, предъявляют в банк решение Агентства о перечислении единовременной денежной выплаты и распоряжение.
В случаях истечения срока действия договора банковского счета гражданина, смерти гражданина, принятия Агентством решения об отказе в перечислении единовременной денежной выплаты, расторжения договора Агентство направляет в банк письменное ходатайство о возврате денежных средств, перечисленных Агентством в виде единовременной денежной выплаты на банковский счет гражданина, в течение пяти рабочих дней с даты наступления или выявления указанных обстоятельств (п. 32-1 Порядка Приложения №2).
После возврата средств единовременных денежных выплат на лицевой счет Агентства, открытый в Министерстве финансов Республики Коми, данные средства используются Агентством на цели, предусмотренные настоящим Порядком.
Как следует из материалов гражданских дел №2-797/2012, №2-3043/2014, ** ** ** между ... А.Е., действующим от имени ... Е.И. и ФИО1 был заключен договор купли-продажи квартиры ..., принадлежащей ФИО1, согласно которому ... Е.И. приобрела у ФИО1 данное жилое помещение за ... руб., при этом сумма в размере .... была получена истицей при подписании договора; оставшаяся часть в размере .... должна была быть перечислена Агентством РК по социальному развитию в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как меры социальной поддержки в соответствии с Законом «О ветеранах» в течение 15 рабочих дней со дня предъявления покупателем Агентству РК по социальному развитию заявления и документов на перечисление денежной выплаты - с ** ** **
Указанная квартира согласно акту приема-передачи от ** ** ** была передана продавцом покупателю; ** ** ** УФРС по РК произведена государственная регистрация сделки и перехода титула собственника, ** ** ** на имя ... Е.И. выдано свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости с обременением ипотекой в силу закона.
** ** **, до окончания проверки и перечисления суммы ЕДВ по договору, ... Е.И. умерла, в связи с чем, Приказом Агентства РК по социальному развитию № ... от ** ** ** года, ... Е.И. была исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категориям, установленным ФЗ РФ «О ветеранах», выданное ей свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения № ... от ** ** ** признано недействительным.
Решением Сыктывкарского городского суда РК от 21 апреля 2011 года по делу № 2- 3361/2011 признан незаконным приказ Агентства РК по социальному развитию № ... от ** ** ** об исключении ... Е.И. из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категориям, установленным ФЗ РФ «О ветеранах», признании недействительным свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения № ... от ** ** **. На Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность перечислить единовременную денежную выплату в размере ... в соответствии с заявлением ... Е.И. от ** ** ** на перечисление единовременной денежной выплаты по договору купли-продажи от ** ** **. С Министерства финансов РК за счет средств казны Республики Коми в пользу ФИО1 взыскана сумма материального ущерба в размере .... В удовлетворении требований ФИО1 о взыскании материального ущерба, связанного с проездом в г. ... для отказа от сделки, расходов по оплате потребительского кредита и морального вреда в размере ... – отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 18 июля 2011 года отменено решение суда от 21 апреля 2011года в части признания незаконным приказа Агентства РК по социальному развитию № ... от ** ** **, возложении на Агентство РК по социальному развитию обязанности перечислить единовременную денежную выплату в размере ... взыскании судебных расходов, взыскании с Министерства финансов РК за счет средств казны Республики Коми в пользу ФИО1 материального ущерба в размере ...., принято новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 и ... А.Е. в полном объеме.
Постановлением суда надзорной инстанции № ... от ** ** ** определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 18 июля 2011 года в части отмены решения Сыктывкарского городского суда РК от 21 апреля 2011 года отменено; решение Сыктывкарского городского суда РК от 21 апреля 2011 года оставлено без изменения.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2011 года по делу №2-797/2012 отказано в удовлетворении требований ФИО1 к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Министерству финансов Республики Коми о взыскании ущерба, убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда. Иск был предъявлен ФИО1 в связи с неправомерным отказом Агентства Республики Коми по социальному развитию в перечислении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в размере ...
Как следует из материалов дела №2-3043/14, ФИО1 обращалась с иском к Правительству Республики Коми о взыскании морального вреда в размере 3 000 000 руб. и материального ущерба в размере 600 000 руб., в том числе процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ, обосновывая требования тем, что ответчиком был некорректно сформулирован Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, что привело к получению ею, как продавцом жилья вдове ветерана войны ... Е.И., денежных средств в размере единовременной денежной выплаты со значительной задержкой в связи со смертью ФИО4 после заключения договора купли-продажи жилья, но до перечисления единовременной денежной выплаты.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 05 мая 2014 года по делу №2-3043/2014, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 09 октября 2014 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Республики Коми о возмещении материального ущерба, убытков, неустойки, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда отказано. Суд, руководствовался ст. 1069 ГК РФ об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, ст. 395 ГК РФ об ответственности за неисполнение денежного обязательства и исходил из того, что факт причинения ФИО1 вреда в результате неправомерных действий Правительства Республики Коми не нашел своего подтверждения; фактов пользования, неправомерного удержания Правительством Республики Коми денежных средств, принадлежащих ФИО1, уклонения от их возврата истцу, иной просрочки в их уплате в ходе производства по делу не установлено.
ФИО1 обратилась в Сыктывкарский городской суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Определением Сыктывкарского городского суда от 04 сентября 2017 года производство по делу было прекращено ввиду того, что спор по заявленным ФИО1 исковым требованиям тождественен совокупности споров, разрешенных судом при вынесении решений суда от 28 декабря 2011 года и от 05 мая 2014 года.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2017 года по настоящему делу было отменено определение Сыктывкарского городского суда от 4 сентября 2017 года о прекращении производства по делу в виду тождественности споров, указано, что основания настоящего иска иные, чем по рассмотренному делу №2-797/2012, а по делу №2-3043/2014 не совпадают стороны спора, так как в качестве соответчиков по делу судом привлечены Министерство финансов Республик Коми и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, которые в деле № 2-3043/2014 участия не принимали.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия). Отсутствие хотя бы одного элемента исключает возможность возмещения вреда.
В обоснование требования истец указывает, что в результате принятия ответчиком - Правительством Республики Коми - 22 марта 2010 года Постановления № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и утверждения Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14,15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения было нарушено ее право собственности, гарантированное Конституцией Республики Коми, так как содержащиеся в Порядке неточные формулировки позволили Агентству Республики Коми по социальному развитию отказать в перечислении единовременной денежной выплаты в размере .... в связи со смертью вдовы ветерана войны – получателя единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, в результате чего она, как продавец жилья, лишилась квартиры, не получив за нее денежные средства, и не смогла приобрести жилье в г. ....
Между тем, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 09.02.2012, признаны не противоречащими статьям 11,12,15 (часть 3), 16, 18 (часть 3), 34,36,40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми положения пунктов 26 и 28 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного подпунктом 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», как не препятствующие принятию Агентством Республики Коми по социальному развитию решения о перечислении единовременной денежной выплаты в случае смерти граждан - получателей льгот, наступившей после государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что факт причинения истцу вреда в результате принятия Правительством Республики Коми Постановления № 58, не нашел своего подтверждения.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 09 февраля 2012 года ни федеральный законодатель, ни оспариваемый Порядок не ставят перечисление единовременной денежной выплаты продавцам жилых помещений в зависимость от того, что эти действия должны производиться при жизни покупателя. Положения Порядка не препятствуют принятию Агентством Республики Коми по социальному развитию решения о перечислении единовременной денежной выплаты в случае смерти граждан - получателей льгот, наступившей после государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ). Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что судом не установлено неправомерных действий ответчиков, нарушающих личные неимущественные права истца, способных повлечь причинение морального вреда, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с Правительства Республики Коми, Министерства финансов Республики Коми, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми компенсации морального вреда.
Согласно ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Принимая во внимание, что фактов неправомерного удержания ответчиками денежных средств, принадлежащих ФИО1, уклонения от их возврата истцу, иной просрочки по уплате в ходе производства по делу не установлено, суд считает требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона Республики Коми от 06.10.2006 N 69-РЗ) "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" единовременные денежные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете (ч. 2 ст. 1 Закона), в связи с чем факт пользования чужими денежными средствами отсутствует.
Правительством Республики Коми, Министерством финансов Республики Коми, было заявлено о пропуске срока обращения в суд.
Статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ (действовавшей до 15 сентября 2015 года) и ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» было предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или о муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему известно о нарушении его прав и свобод.
Аналогичный срок установлен и статьей 219 действующего с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцом фактически оспариваются действия по принятию Правительством Республики Постановления 22 марта 2010 года № 58, по доводам истца нарушение прав установлено вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 21 апреля 2011 года и Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 9 февраля 2012 года, при этом иск поступил в суд лишь 24 апреля 2017 года, то есть по истечению значительного времени с момента, когда заявителю стало известно о возможном нарушении его прав.
Таким образом, в данном случае срок, установленный ст.256 ГПК РФ, ст.5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст.219 КАС РФ, также как и общий срок исковой давности ‑ 3 года, истцом пропущен.
Несмотря на то, что в силу абзаца 2 статьи 208 Гражданского кодекса РФ на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ исковая давность не распространяется, в данном случае на требования распространяется трехмесячный срок исковой давности для обращения в суд. Аналогичная позиция изложена и в пункте 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в силу которого в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
Истцом ходатайства о восстановлении срока не заявлено. Оснований для восстановления пропущенного срока по материалам дела не имеется.
Согласно абз. 3 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" суд вправе отказать в удовлетворении иска при наличии заявления о применении исковой давности только от одного из соответчиков при условии, что в силу закона или договора либо исходя из характера спорного правоотношения требования истца не могут быть удовлетворены за счет других соответчиков (например, в случае предъявления иска об истребовании неделимой вещи).
В рассматриваемом случае, исходя их характера спорных правоотношений, учитывая то обстоятельство, что требование о взыскании компенсации морального вреда и процентов за пользование чужими денежными средствами заявлено в связи с принятием Правительством Республики Коми Постановления от 22 марта 2010 года № 58, пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В.Лушкова
Председательствующий С.В.Лушкова