ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-910/20 от 23.07.2020 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-910/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 года город Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Горчакова О.Ю.

при секретаре Дибровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Тихорецкий район к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Истец просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр) снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером либо исключить из ЕГРН сведения о границах данного земельного участка.

Иск мотивирован тем, что В 2018 году между администрацией муниципального образования Тихорецкий район и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен муниципальный контракт от 13 июня 2018 года на выполнение работ по внесению в реестр границ ЕГРН сведений об изменении местоположения границ 57 сельских населенных пунктов Тихорецкого района, в том числе х. Чкалова. В ходе выполнения вышеуказанных работ исполнителем муниципального контракта было выявлено пересечение измененной границы населенного пункта с рядом земельных участков, в том числе с земельным участком с кадастровым номером (далее - Участок), декларированной площадью 205600,0 кв. метров (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах земельного участка, определенных с недостаточной точностью, кадастровые работы по определению характерных точек границ участка не проводились). Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28 апреля 2020 года земельный участок является землями сельскохозяйственного назначения, почтовый адрес: <адрес> Зарегистрированные в установленном порядке права на земельный участок отсутствуют. Также, согласно вышеуказанной выписки из ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом, указанная граница пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами (частная собственность), (общая долевая собственность граждан), (общая долевая собственность граждан). Кроме того, Участок своими границами накладывается на ранее учтенные в ЕГРН земельные участки, границы которым не установлены (частная собственность), объекты капитального строительства (частная собственность), находящиеся по ул. Южной в х. Чкалова, а также на территорию общего пользования по ул. Южной (непосредственно на дорогу в гравийном исполнении по ул. Южной). Письмом территориального отдела № 16 по Тихорецкому, Выселковскому, Новопокровскому, Белоглинскому районам) Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 3 июня 2020 года № 35-21-162 в снятии с государственного кадастрового учета Участка отказано. В указанном письме администрации пояснено, что Участок может быть снят с кадастрового учета на основании вступившего в законную силу решения суда.

Представитель истца в судебное заседание не явился, был своевременно и надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на исковых требованиях настаивает.

Представитель Ответчика в судебное заседание не явился, был своевременно и надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение вопроса оставляет на усмотрение суда.

Суд, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы (далее по тексту-орган регистрации прав), в том числе осуществляет:

государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

государственный кадастровый учет недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее-орган регистрации прав) документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о государственной регистрации недвижимости, орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии следующих оснований, в том числе:

если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8-11 статьи 34 Закона о регистрации, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости.В соответствии с частями 8-11 статьи 34 Закона о регистрации, если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 8 указанной статьи сведения о населенном пункте, об одной или нескольких территориальных зонах в целях отнесения земельного участка только к одному населенному пункту или одной территориальной зоне.

Положение части 8 указанной статьи применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Согласно требований статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с частью 4 статьи 14, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесены полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что в 2018 году между администрацией муниципального образования Тихорецкий район и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен муниципальный контракт от 13 июня 2018 года на выполнение работ по внесению в реестр границ ЕГРН сведений об изменении местоположения границ 57 сельских населенных пунктов Тихорецкого района, в том числе х. Чкалова.

В ходе выполнения вышеуказанных работ исполнителем муниципального контракта было выявлено пересечение измененной границы населенного пункта с рядом земельных участков, в том числе с земельным участком с кадастровым номером (далее - Участок), декларированной площадью 205600,0 кв. метров (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах земельного участка, определенных с недостаточной точностью, кадастровые работы по определению характерных точек границ участка не проводились). Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28 апреля 2020 года земельный участок является землями сельскохозяйственного назначения, почтовый адрес: <адрес>. Зарегистрированные в установленном порядке права на земельный участок отсутствуют. Также, согласно вышеуказанной выписки из ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом, указанная граница пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами (частная собственность), (общая долевая собственность граждан), (общая долевая собственность граждан).

Кроме того, Участок своими границами накладывается на ранее учтенные в ЕГРН земельные участки, границы которым не установлены (частная собственность), объекты капитального строительства (частная собственность), находящиеся по ул. Южной в х. Чкалова, а также на территорию общего пользования по ул. Южной (непосредственно на дорогу в гравийном исполнении по ул. Южной).

Вышеуказанный муниципальный контракт позднее был расторгнут по обоюдному согласию.

Проект изменений в генеральный план поселения разрабатывался специализированной организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и до его утверждения был согласован администрацией Краснодарского края в порядке, установленном статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (прилагается).

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проект изменений в генеральный план поселения был рассмотрен в установленном порядке на публичных слушаниях с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 10 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

Следует отметить, что внесенная в реестр границ ЕГРН граница х. Чкалова (учетный номер 12769248) также имеет пересечение с Участком.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования Тихорецкий район, решением Совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 «О внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района» утверждены изменения в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района, в том числе в решение Совета Хоперского сельского поселения Тихорецкого района от 13 апреля 2010 года № 143 «Об утверждении генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района», в том числе изменено местоположение границы х. Чкалова.

Изменение местоположения вышеуказанного населенного пункта было обусловлено необходимостью включения в границы населенного пункта объектов местного значения.

Письмом территориального отдела № 16 по Тихорецкому, Выселковскому, Новопокровскому, Белоглинскому районам) Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 3 июня 2020 года № 35-21-162 в снятии с государственного кадастрового учета Участка отказано.

Согласно статье 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Ю. Горчаков