Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2011 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Ганине И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанные транспортные услуги,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании платы за пользование вагоном, принадлежащим истцу за период с Дата по Дата в размере <...> руб. с учетом НДС, сбора за хранение груза с Дата по Дата в размере <...> руб. и сбора за подачу и уборку вагона в размере <...> руб., а всего на сумму <...> коп.. Факт принадлежности вагона истцу - ОАО "РЖД" не оспаривается.
В обоснование своих требований истец ссылается на положения ст. ст. 22, 34 и 39 Устава железнодорожного транспорта РФ и на п. 1 Тарифного руководства N 2, утвержденного Постановлением ФЭК РФ от 19 июня 2002 года № 35/12, положения Таможенного Кодекса РФ. Считает, что поскольку ответчик своевременно не прошел таможенное оформление товара, он должен нести ответственность за расходе перевозчика.
Ответчик ФИО1 исковые требования не признал и пояснил, что действительно из Литвы по транспортной накладной на его имя прибыл вагон с грузом- дом передвижной. Представитель ответчика своевременно обратился в таможенный орган за оформлением документов на груз. Дата представителем ответчика были внесены денежные средства по декларированию товара. Однако по вине таможенного поста, деньги за таможенное оформление во время в таможенный орган не поступили. Только Дата была завершена процедура таможенного оформления. При обращении к сотрудникам ОАО «РЖД» никаких разъяснений о том, что за хранение товара и пользование вагоном, будет начислена оплата, дано не было, договора хранения с истцом не заключалось. Считает, что правоотношения сторон регулируются ФЗ «О защите прав потребителей и нормами ГК РФ о договоре. Поскольку никакой необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге по хранению товара истцом предоставлено не было, ответчик считает, что он не должен нести какой-либо гражданско-правовой ответственности.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Как установлено в судебном заседании Дата на станцию В. Волочок в адрес ФИО1 прибыл вагон № с грузом- дом передвижной.
В соответствии с распоряжением Вышневолоцкого таможенного поста Тверской области на пути № создана временная зона таможенного контроля (ВЗТК).
О прибытии груза ФИО1 был уведомлен Дата, что подтверждается отметкой в книге уведомления о прибытии груза (л. д. 22-23), документы для таможенного оформления были переданы представителю ответчика Дата.
С Дата по Дата вагон простаивал в ожидании разгрузки, о чем были составлен акты общей формы № от Дата и № от Дата (л. <...>).
За простой вагона на путях общего пользования в период с Дата по Дата ответчику была начислена плата за пользование вагоном, за хранение груза сверх срока хранения и за подачу и уборку вагона в общей сумме <...> руб., которая им добровольно не уплачена.
В связи с указанными обстоятельствами ОАО "РЖД" обратилось с иском в суд.
Согласно ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей либо за время ожидания их подачи и приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, они вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В соответствии с п. 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами.
При этом в п. 5 Тарифного руководства N 2 определено, что оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных подъездных путей локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.
Из анализа указанных норм следует, что плату за пользование вагонами в полном объеме железная дорога вправе требовать за нахождение вагонов, принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Как следует из расчета иска и материалов дела, истец просит взыскать плату за пользование вагоном за период с Дата (момента письменного уведомления ответчика о прибытии вагона) по Дата.
Распоряжением Вышеволоцкого таможенного поста Тверской таможни № от Дата на пути № ж.д. ст. В. Волочок Октябрьской железной дороги Дата с 12-00 до 18-00 Дата создана временная зона таможенного контроля.
Представитель истца в судебном заседании пояснил суду, что ОАО "РЖД" не вправе было выдавать груз ответчику до прохождения таможенного контроля, так как вагоны прибыли из Литвы.
В силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 97 ТКТС, зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.
В соответствии со ст. 167 ТКТС, временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, доставленный на таможенный пост товар был помещен в место временного хранения до 18-00 Дата.
Поскольку процедура таможенного оформления не была завершена, ввиду не поступления денежных средств по уплате таможенных пошлин, действие временной зоны таможенного контроля было продлено до Дата.
Согласно дорожной ведомости №, таможенное оформление вагона закончено Дата.
Между тем за указанный период истцом начислена плата за пользование вагоном, хотя причины невыдачи груза не зависят от грузополучателя.
Из материалов дела видно, что ответчиком Дата внесены платежи по таможенному оформлению привезенного из Литвы товара. Однако выдача груза была произведена только Дата в связи с задержкой таможенного оформления не по вине ответчика.
В соответствии со статьей 168 ТК ТС местами временного хранения являются склады временного хранения и иные места временного хранения, в частности железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;
Приказом ФТС РФ от 06.04.2011 N 715 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" установлено, что временное хранение товаров применяется не позднее трех часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита либо с момента предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия. Товары при этом помещаются на склад временного хранения (СВХ) либо иное место, указанное в статье 198 Федерального закона.
Временное хранение товаров не осуществляется, если в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), и последующих трех часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом 12 часов) в отношении товаров совершены таможенные операции, связанные с таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Товары при этом размещаются в зоне таможенного контроля (прилегающей территории СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров), и на временное хранение не помещаются.
Временное хранение товаров осуществляется:
в помещениях и (или) на открытых площадках СВХ в местах, включенных в полезный объем указанных помещений (полезную площадь открытых площадок) согласно требованиям статьи 73 Федерального закона;
в помещениях и (или) на открытых площадках СВХ закрытого типа, предназначенных для хранения товаров владельца склада, и в иных местах временного хранения, указанных в пункте 34 настоящего Порядка, без определения полезного объема (полезной площади).
Помещение товаров на временное хранение и временное хранение товаров осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и с учетом требований гражданского законодательства Российской Федерации. Обязанность помещения товаров на временное хранение в соответствии с настоящим Порядком возлагается на перевозчика, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, или их представителей (далее - уполномоченное лицо).
Отношения владельца СВХ с лицами, помещающими товары на временное хранение, строятся на договорной основе.
Абзацем 5 статьи 39 УЖТ РФ определено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, доставка груза была завершена Дата с момента уведомления таможенного поста о прибытии груза на станцию назначения и передачи ФИО2 необходимых для таможенного оформления документов. С указанной даты права и обязанности по договору перевозки между сторонами были прекращены его исполнением.
После оформления выдачи груза (которая является моментом окончания действия договора перевозки) груз сдается на хранение (в соответствии с заключенным между сторонами договором хранения, в котором установлена плата за хранение (договорная ставка) и срок хранения груза).
В связи с положениями указанных правовых норм, следует признать правомерными доводы ответчика о том, что размер платы должен определяться договором.
В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).
В соответствии со статьей 434 ГК РФ, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
В силу положений статьи 161 ГК РФ, сделки юридических лиц между собой и гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.
Договор в письменной форме должен быть совершен путем составления документа, выражающего его содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими договор, или должным образом уполномоченными ими лицами (пункт 1 статьи 160, пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договора, устанавливающие плату за пользование вагоном, на подачу и уборку вагона, а также на хранения товара в месте временного хранения между сторонами не заключались. Доказательств того, что ОАО «РЖД» ответчику была представлена информация о том, что за нахождение вагона до его разгрузки на него возлагаются обязанности по внесению платы за оказанные услуги, истцом не представлено. Ответчик отрицал предоставление ему такой информации представителями ОАО «РЖД».
Исходя из изложенного, договор не может считаться заключенным, в связи с несоблюдением установленных законом условий.
Таким образом, ОАО "РЖД" вправе оказывать услуги грузоотправителям или грузополучателям по хранению вагонов в местах общего пользования как дополнительную услугу.
С учетом того, что истцом не представлено доказательств наличия между сторонами договорных отношений по заявленным требованиям на возмездной основе, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Кроме того, в соответствии со ст. 37 УЖТ РФ, в случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.
ОАО «РЖД» указанных мер принято не было, что повлекло за собой увеличение убытков, связанных с простоем вагона. В связи с указанными обстоятельствами, доводы представителя истца о том, что грузополучатель имел возможность обратиться в таможенный орган с заявлением об освобождении вагона, чего им произведено не было, суд признает необоснованными.
Кроме того, суд учитывает, что поскольку груз находился вне контроля ответчика, в связи с задержкой таможенного оформления не по его вине, между сторонами спора сложились правоотношения, регулируемые ч. 10 ст. 39 УЖТ РФ об освобождении грузоотправителя от платы за пользование вагонами, контейнерами в силу иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке-выгрузке.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что плата за пользование вагоном, которую ОАО "РЖД" выставило ответчику на основании накопительной ведомости, не является расходами истца, связанными с неправомерными действиями ответчика, в связи с чем, также отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска о взыскания <...> руб. - платы за пользование вагонами, сбора за хранение груза, за подачу и уборку вагона.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанные транспортные услуги отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Дубненский городской суд.
Федеральный судья Григорашенко О.В.