УИД 61RS0018-01-2023-000863-90
№ 2-919/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2023 г. сл. Кашары
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Олейник В.Б., с участием старшего помощника прокурора Кашарского района Ткаченко А.А., представителя ответчика Соколова Ю.И., представителя третьего лица Палюх В.И., при секретаре Савиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-919/23 по исковому заявлению прокурора Кашарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Талловеровского сельского поселения Кашарского района Ростовской области об обязании постановки на учёт бесхозяйных сооружений,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кашарского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику об обязании постановки на учёт бесхозяйных сооружений, обосновав требования тем, что прокуратурой Кашарского района во исполнение поручения прокурора Ростовской области от 19.04.2023 № Вн-07/2/9927-23 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере муниципальной собственности. По результатам проведенной проверки установлено, что согласно реестру бесхозяйных гидротехнических сооружений Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на территории Талловеровского сельского поселения Кашарского района имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения: пруд балочный «Новый», являющийся сооружением «плотина, паводковый водосброс», расположенный по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №; пруд балочный «Песчаный», являющийся сооружением «плотина, паводковый водосброс», расположенный по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №; «плотина, паводковый водосброс», расположенная по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №; «плотина, паводковый водосброс», расположенная по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №.
Указанные объекты являются бесхозяйными, поскольку собственник недвижимого имущества не определен, сведений о том, что гидротехнические сооружения находятся на балансе не имеется, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данных объектах недвижимости отсутствуют, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления Кашарского района спорное недвижимое имущество не состоит, вследствие чего, контроль за его техническим состоянием и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения никто не осуществляет. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, как бесхозяйного имущества. Сотрудниками администрации Талловеровского сельского поселения в нарушение ст. 225 ГК РФ процедура постановки указанных гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйного имущества не проводилась.
Прокурор Кашарского района просит обязать администрацию Талловеровского сельского поселения в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда принять меры к постановке на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества, а именно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, направил письменный отзыв на исковое заявление.
Суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ТУ Росимущества в Ростовской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Талловеровского сельского поселения Соколов Ю.И. просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что данные пруды не представляют собой никакой ценности, они не нужны для исполнения полномочий администрации поселения.
Представитель третьего лица администрации Кашарского района Палюх В.И. просил в удовлетворении иска отказать, пояснив следующее. Указанные в иске гидротехнические сооружения: пруд балочный «Новый», пруд балочный «Песчаный», 2 плотины, паводковый водосброс не являются объектами бесхозяйного имущества. Они являются объектами федеральной собственности. Все эти пруды, плотины образованы во времена Советского Союза. По действующему на тот момент законодательству, ст. 95 ГПК РСФСР, земли, недра, воды являлись исключительно государственной собственностью. Эти объекты - пруды, плотины, находятся на высохших руслах рек, водотоках. Согласно определению Верховного суда РФ от 06.12.2018г. № 301, если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных вод, водных объектов, имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности РФ. Полномочия по оформлению в федеральную собственность вышеуказанных объектов относятся к ведению Территориального управления Федерального агентства управления государственным имуществом в Ростовской области.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Ростовской области в письменном отзыве на исковое заявление просил суд удовлетворить исковые требования прокурора Кашарского района. Представитель третьего лица указал, что поименованные в иске гидротехнические сооружения не являются частью водного объекта, а являются самостоятельными объектами капитального строительства, на которые не распространяется режим водных объектов. Данная позиция также подтверждается письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.08.2012 № 03-14-33/13260 «О праве собственности на водные объекты». Нахождение гидротехнических сооружений в собственности муниципальных образований не противоречит п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ гидротехнические сооружения могут быть использованы для реализации вопросов местного значения.
Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав предоставленные суду доказательства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования исходя из следующего.
Установлено, что прокуратурой Кашарского района во исполнение поручения прокурора Ростовской области от 19.04.2023 № Вн-07/2/9927-23 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере муниципальной собственности. По результатам проведенной проверки установлено, что согласно реестру бесхозяйных гидротехнических сооружений Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на территории Талловеровского сельского поселения Кашарского района имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.п. 7 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В силу п. 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу п. 9 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регламентирует, что безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно реестру бесхозяйных гидротехнических сооружений Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, на территории Талловеровского сельского поселения Кашарского района имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения: пруд балочный «Новый», являющийся сооружением «плотина, паводковый водосброс», расположенный по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №; пруд балочный «Песчаный», являющийся сооружением «плотина, паводковый водосброс», расположенный по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №; «плотина, паводковый водосброс», расположенная по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №; «плотина, паводковый водосброс», расположенная по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №.
Указанные объекты являются бесхозяйными, поскольку собственник недвижимого имущества не определен, сведений о том, что гидротехнические сооружения находятся на балансе не имеется, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данных объектах недвижимости отсутствуют, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления Кашарского района спорное недвижимое имущество не состоит, вследствие чего, контроль за его техническим состоянием и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения никто не осуществляет. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, как бесхозяйного имущества.
Сотрудниками администрации Талловеровского сельского поселения процедура постановки указанных гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйного имущества не проводилась.
Доводы представителя третьего лица администрации Кашарского района о том, что указанные в иске гидротехнические сооружения не являются объектами бесхозяйного имущества, а являются объектами федеральной собственности, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 ВК РФ.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 ВК РФ).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.
Поименованные в иске гидротехнические сооружения не являются частью водного объекта, а являются самостоятельными объектами капитального строительства, на которые не распространяется правовой режим водных объектов.
Нахождение гидротехнических сооружений в собственности муниципальных образований не противоречит п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Имущество, представляющее собой гидротехнические сооружения, предназначено для реализации вопросов местного значения, определенных ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», например, защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения, на территории муниципального района, городского округа является полномочием органов местного самоуправления, установленным федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, у муниципального образования имеется возможность финансового обеспечения (расходные обязательства) на проведение мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу фактических обстоятельств, принимая во внимание, что гидротехнические сооружения расположены в границах муниципального образования «Талловеровское сельское поселение», его собственник не известен, надлежащий контроль за эксплуатацией и техническим обслуживанием данного имущества отсутствует, что может повлечь возникновение аварийной ситуации, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации по необращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кашарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Талловеровского сельского поселения Кашарского района Ростовской области об обязании постановки на учёт бесхозяйных сооружений, - удовлетворить.
Обязать администрацию Талловеровского сельского поселения Кашарского района (ИНН 6115902535), в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных – гидротехнических сооружений:
- пруд балочный «Новый», являющийся сооружением «плотина, паводковый водосброс», расположенный по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №;
- пруд балочный «Песчаный», являющийся сооружением «плотина, паводковый водосброс», расположенный по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №;
- «плотина, паводковый водосброс», расположенная по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №;
- «плотина, паводковый водосброс», расположенная по адресу: <адрес>, класс капитальности IV, координатная привязка №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2023 года.
Председательствующий судья В.Б. Олейник