ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-91/19 от 02.01.2019 Байкитского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-91/2019

УИД 88RS0002-01-2019-000136-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Байкитский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Навгиновой В.В.,

при секретаре Кобелевой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений лесного законодательства,

у с т а н о в и л:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее- Министерство) обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании договора аренды лесного участка от 14.10.2008 № 8–о ИП ФИО4. является арендатором лесного участка, общей площадью 33388, 5 га, расположенного в Красноярском крае, Эвенкийском муниципальном районе, Байкитском лесничестве, предоставленного для ведения охотничьего хозяйства. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу требований статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Предупреждение лесных пожаров в соответствии со статьей 53.1 ЛК РФ включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов;, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные, определенные Правительством Российской Федерации, меры. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 договора аренды, заключенного с Общиной, арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, на основании проекта освоения лесов. Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов. В соответствии с проектом освоения лесов ИП ФИО1 должен ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке, а именно, выполнить следующие противопожарные мероприятия: благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в квартале 2913, выделе 8, Байкитского лесничества, Байкитского участкового лесничества – 1 шт. До настоящего времени указанные мероприятия не выполнены. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 83, части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий про осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 №374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее- Положение о Министерстве), которое является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет контроль и надзор в области лесных отношений. Просило обязать ИП ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от 14.10.2008 г. № 8-о следующие противопожарные мероприятия: благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в квартале 2913, выделе 8, Байкитского лесничества, Байкитского участкового лесничества – 1 шт., а также запретить ИП ФИО1 передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 14.10.2008 г. № 8-о иным лицам до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, приостановить деятельность ИП ФИО1 по договору аренды лесного участка от 14.10.2008 г. № 8-о как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов.

В судебное заседание представитель Министерства не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, сведениями об уважительности его неявки суд не располагает, судом предприняты все меры для уведомления ответчика.

В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 8, ст.ст. 51, 53, 53.1 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса подлежат охране от пожаров.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду осуществляются арендаторами лесного участка.

На основании ст. ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений, в том числе владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, защиты лесов; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.

Согласно п. 1.1., п. 1.3 Постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п (ред. от 12.11.2019) "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края" (далее- Положение) Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который осуществляет, кроме прочего, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений; надзор (контроль) в областях лесных отношений.

Министерство реализует компетенцию непосредственно и через свои территориальные подразделения.

На основании пунктов 2.2, 2.3 Положения задачи Министерства являются, кроме прочего обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на территории края. Обеспечение соблюдения лесного законодательства.

В соответствии с разделом 3 Положения в компетенцию Министерства также входит утверждение порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах; владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края; предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду; осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в установленном порядке; организация готовности организаций, на которые возложена охрана лесов, к пожароопасному сезону; организация ежегодной разработки и выполнения планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесов; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 14 октября 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор аренды лесного участка № 8-о для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты.

На основании договора аренды (с изменениями и дополнениями от 15.08.2012 г.) Агентство (Арендодатель) передало ФИО1 (Арендатору) во временное пользование на срок 24 года лесной участок из состава земель лесного фонда, общей площадью 60407,05 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Байкитское лесничество, Байкитское участковое лесничество в состав которого, кроме прочих, вошел квартал 2913.

На основании пункта 13 договора аренды ИП ФИО1 обязан, в том числе, в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «правила санитарной безопасности в лесах РФ», в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение осуществлять за свой счет противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду ИП ФИО1 передан лесной участок площадью 60407,05 га, в состав которого вошел квартал № 2913.

Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края 02.07.2013 за № 1642 утверждено экспертное заключение на проект освоения лесного участка, предоставленного ИП ФИО1

Согласно проекту освоения лесов (таблица № 4.2 (13) ИП ФИО1 обязан проводить мероприятия по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентов лесничества. В числе данных мероприятиях ИП ФИО1 обязан проводить благоустройство зон отдыха граждан пребывающих в лесах в количестве по 1 шт. ежегодно в квартале № 2913, выдел № 8.

Материалами дела подтверждается, что данные меры противопожарного обустройства в 2017 году ответчиком не выполнены.

Таким образом, исковые требования в части выполнения противопожарных мероприятий суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, разрешая вопрос о сроках выполнения вышеперечисленных мероприятий суд исходит из того, что лесной участок, предоставленный в аренду ИП ФИО1, расположен в труднодоступной местности, в районе Крайнего Севера, и в силу природно-климатических условий зимний период длится дольше календарной зимы, т.е. полное таяние снега в лесах происходит в мае месяце, а ввиду промерзания полное оттаивание почвы происходит в июне. В связи с изложенным, суд считает целесообразным, для выполнения вышеуказанных мероприятий установить ответчику срок до 31 июня 2020 года.

Что касается требований о запрете ответчику передавать права и обязанности по договору лесного участка до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, суд считает их подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно пункту 12 договора аренды от 14.10.2008 № 8-о Арендатор (ИП ФИО1 ) имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; с согласия Арендодателя сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по Договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, исходя из того, что меры по противопожарному обустройству лесов не приняты ответчиком в квартале № 2913, выдел № 8, в связи с чем суд считает возможным запретить ему передавать права и обязанности по указанному договору аренды иным лицам именно на данную часть лесного участка.

Из договора аренды лесного участка следует, что ИП ФИО1 лесной участок предоставлен для ведения охотничьего хозяйства и охоты.

Учитывая, что использование лесного участка в отсутствие мер пожарной безопасности может привести к причинению значительного вреда лесам, в связи с чем суд считает исковые требования в указанной части подлежащими удовлетворению. При этом, исходя из того, что в предоставленный в аренду лесной участок включены иные кварталы, а нарушение мер пожарной безопасности установлены только в квартале № 2913, выдел № 8, следовательно, на данную часть лесного участка и подлежат применению запреты.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, во избежание причинения необоснованных убытков ответчику, суд полагает возможным приостановить деятельность ИП ФИО1 также в квартале № 2913 выдел № 8.

При таких обстоятельствах требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений лесного законодательства удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 31 июня 2020 года выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесного участка, предоставленного по договору аренды от 14.10.2008 <...> выдел : благоустроить зону отдыха граждан, пребывающих в лесах в количестве – 1 шт.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 передавать права и обязанности по договору аренды от 14.10.2008 г. № 8-о иным лицам в части лесного участка, находящегося в квартале № 2913, выдел № 8, до выполнения вышеуказанных мероприятий по противопожарному обустройству лесов.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Байкитский районный суд.

Председательствующий -судья В. В. Навгинова