Дело № 2-922/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2014 года р.п. Городище
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Скоробогатовой Е.И.
при секретаре Подгорновой П.Р.
с участием заявителя ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Городищенской городской Думы № 25/1 от 19 января 2011 года
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Городищенской городской Думы от 19 января 2011 года "Об утверждении Генерального плана Городищенского городского поселения" № 25/1 в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к зоне парков, бульваров, набережных. Считает указанное решение городской Думы незаконным и нарушающим её права и законные интересы.
В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ заключила с ФИО5 договор уступки прав и обязанностей по договору аренду земельного участка, согласно которому она приняла на себя обязанности и права арендатора земельного участка, общей площадью <данные изъяты>, категории – земли поселений, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
Для освобождения земельного участка от сухих деревьев и поросли под строительство жилого дома, обратилась в администрацию с заявлением о разрешении сноса данных насаждений.
Между тем, из ответа администрации Городищенского городского поселения стало известно о том, что согласно Генеральному плану Городищенского Городского поселения, утвержденного решением Городищенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> указанный земельный участок относится к функциональной зоне «парков, бульваров, набережных», в связи с чем, в удовлетворении заявления отказано.
Поскольку администрацией Городищенского городского поселения было отказано и в выдаче разрешения на строительство, в связи с тем, что земельный участок находится в зоне зеленых насаждений, просит суд признать решение Городищенской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана Городищенского городского поселения» в части отнесения земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, к зоне парков, бульваров, набережных недействительным.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования, доводы привела аналогичные изложенным в заявление.
Представители администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, Городищенской городской Думы, ООО «БраунДмауэР» в судебное заседание не явились, извещены, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Представитель администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности – ФИО2 представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Исходя из положений ст. 13 ГК РФ нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону и иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Согласно ч.1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Положениями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ определена подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа. Частью 15 настоящей статьи предусмотрено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соотв. с п. 9 ст. 1, ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Документом территориального планирования на территории Городищенского городского поселения является Генеральный план, принятый решением Городищенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. Целью Генерального плана является создание долгосрочной градостроительной стратегии на основе принципов устойчивого развития территории, создание благоприятной городской среды, сохранение и приумножение всех ресурсов для будущих поколений. Основными задачами Генерального плана, среди прочих, являются функциональное зонирование городских территорий с выделением жилой, производственной, общественно-деловой, рекреационной и других зон.
Градостроительный кодекс РФ, в частности ст. 34, 35, не содержит положений, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в документах территориального планирования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
При разрешении спора судом установлено, что постановлением главы администрации Городищенского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 предоставлен земельный участок, площадью <данные изъяты> (земли поселений), расположенный по адресу: <адрес>, в аренду сроком на 49 лет, для индивидуального строительства.
Согласно акту о сносе участка лесополосы по <адрес> в р.<адрес> от <данные изъяты> комиссия произвела осмотр участка лесополосы шириной 20 м и длиной 200 м и установила, что данный участок находится в зоне жилой застройки, уход за данной лесополосой не производится, захламлена бытовым и строительным мусором, в связи с чем, комиссия пришла к выводу данный участок лесополосы снести и передать под жилую застройку.
Данные постановление и акт до настоящего времени никем не оспорены и не отменены.
Решением Городищенской городской Думы от 19 января 2011 года № 25/1 утвержден Генеральный план Городищенского городского поселения, данное решение опубликовано в газете «Междуречье» 21 января 2011 года.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что администрация городского поселения выполнила требование п. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому информирование граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, а также организации экспозиций и выставок. Администрация избрала одну из форм информирования граждан - через средства массовой информации, что не противоречит приведенной выше норме.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренду земельного участка, согласно условиям, которого ФИО1 приняла на себя права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет договора аренды земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты>, категории – земли поселений, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации Городищенского городского поселения представлены суду Генеральный план Центральной части р.п. Городище, действующий до января 2011 года и Генеральный план Городищенского городского поселения, утвержденный решением Городищенской городской Думы от 19 января 2011 года № 25/1, которые приняты судом к обозрению. Из содержания, которых усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находился и находится в зоне зеленых насаждений, доказательств обратного суду представлено не было.
Оспариваемый заявителем правовой акт имеет целевую направленность и касается вопросов территориального планирования, и, следовательно, предметом его регулирования являются отношения, регламентированные Градостроительным кодексом Российской Федерации, которым установлены параметры правомерного осуществления градостроительной деятельности.
Документом территориального планирования на территории Городищенского городского поселения является Генеральный план, принятый решением Городищенской городской Думы от 19 января 2011 года. Целью Генерального плана является создание долгосрочной градостроительной стратегии на основе принципов устойчивого развития территории, создание благоприятной городской среды, сохранение и приумножение всех ресурсов для будущих поколений. Основными задачами Генерального плана, среди прочих, являются функциональное зонирование городских территорий с выделением жилой, производственной, общественно-деловой, рекреационной и других зон.
Градостроительный кодекс РФ, в частности ст. 34, 35, не содержит положений, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в документах территориального планирования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Как установлено судом решение Городищенской городской Думы было принято в пределах полномочий, в установленном порядке и соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность указанного решения в части отнесения земельного участка к зоне парков, бульваров, набережных, заявитель ссылается на нарушение её прав и свобод на частную собственность, создание препятствий к их осуществлению, между тем, право собственника земельного участка на его использование ограничивается установленным на основании федерального закона градостроительным зонированием территорий, и заявитель вправе использовать свой земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу ч. 8 указанной статьи земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Исходя из вышеизложенного, заявитель вправе использовать свой земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, несмотря на то, что в соответствии с Генеральным планом указанный участок находится в зоне «парков, бульваров, набережных».
Доводы же заявителя о том, что Генеральный план в части отнесения земельного участка по адресу: <адрес>, к зоне парков, бульваров, набережных нарушают права на указанное имущество, являются несостоятельными.
Так, в соотв. с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает ограничение права собственника земельного участка осуществлять строительство (реконструкцию) находящихся в собственности объектов необходимостью соблюдения требований о назначении территории, а также вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на таком участке.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с взаимосвязанными положениями пп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, отнесение земельного участка по адресу: <адрес>, к зоне парков, бульваров, набережных не препятствует использованию этого участка в соответствии с видом разрешенного использования.
С учетом изложенного решение Городищенской городской Думы № 25/1 от 19 января 2011 года «Об утверждении Генерального плана Городищенского городского поселения» в части отнесения земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, к зоне парков, бульваров, набережных, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя, в связи с чем, на основании ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, в удовлетворении заявленных требований ФИО1 необходимо отказать.
Кроме того, не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что администрацией отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что земельный участок отнесен к реакционной зоне, поскольку из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в выдаче разрешения на строительство отказано, поскольку заявителем не представлены необходимые документы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку Генеральный план Городищенского городского поселения сам по себе не нарушает прав заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании решения Городищенской городской Думы № 25/1 от 19 января 2011 года «Об утверждении Генерального плана Городищенского городского поселения» в части отнесения земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, к зоне парков, бульваров, набережных недействительным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 16 июня 2014 года.
Судья: подпись Е.И. Скоробогатова
Копия верна:
Судья Е.И. Скоробогатова