ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9235/2021 от 18.11.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

№...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Чернышевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

** ** ** гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества Республики Коми» о признании действий незаконными, устранении дискриминации,

установил:

ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд к ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК» с иском о признании действий незаконными, устранении дискриминации; указывая, что выплаченная за первую половину ... заработная плата значительно ниже сумм, получаемых ранее в качестве аванса, поскольку руководителем принято решение о выплате, рассчитываемой, исходя из должностного оклада и выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, что, по мнению истцов, не соответствует требованиям ст. 129 ТК РФ.

Определением суда от ** ** ** требования ФИО6 о признании действий незаконными, устранении дискриминации, заявленные к ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества РК» выделены в отдельное производство.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований ФИО3, ФИО4, ФИО5 настаивают.

ФИО1 и ФИО2 в суде не присутствуют, о времени и месте извещались надлежаще, судебные извещения возвращены в адрес суда с указанием «за истечением срока хранения».

Представители ответчика иск не признают по доводам, приведенным в письменных возражениях.

Принимая во внимание положения ст. 35 ГПК РФ, суд счел возможным начать рассмотрение дела по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.

В Российской Федерации, как демократическом государстве, порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений регулируется нормами Трудового кодекса.

Материалами дела установлено, что ФИО3, ФИО4, ФИО5 состоят, а ФИО1 и ФИО2 состояли в трудовых отношениях с ГКУ «Дирекция по содержанию казенного имущества РК».

Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается запрещение дискриминации в сфере труда.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статья 132 ТК РФ предусматривает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ч. 1); какая бы то ни была дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается (ч. 2).

Приведенные выше положения норм трудового законодательства гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1); системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2).

Приказом Учреждения от 09.01.2019 № 03-ОД утверждено Положение об оплате труда работников государственного казенного учреждения Республики Коми «Дирекция по содержанию казенного имущества Республики Коми», пунктом 3.1 которого определено, что должностным окладом (окладом) является фиксированный размер оплаты труда работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу п. 4.2 Положения к выплатам компенсационного характера отнесены: выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: за совмещение профессий (должностей); за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника; за работу в ночное время; за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

К выплатам стимулирующего характера отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты; надбавка за качество выполняемых работ; ежемесячная надбавка к должностному окладу (окладу) за выслугу лет; премия по итогам работы (п. 5.2 Положения).

При этом, в соответствии с п. 5.3. Положения об оплате труда работников ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, премия по итогам работы за месяц устанавливается работникам суммарно в размере до 250 процентов должностного оклада. Начисление стимулирующих выплат производится на основании индивидуальной оценки труда каждого работника с обязательным учетом опыта работы по специальности и занимаемой должности. Размер надбавки к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ устанавливается персонально каждому работнику (на месяц, квартал, год) приказом руководителя на основании служебных записок непосредственных руководителей работников (руководителей структурных подразделений учреждения).

На основании пункта 5.5 Положения, премия по итогам работы начисляется работникам с целью их поощрения за общие результаты по итогам работы за месяц. При определении размера премии по итогам работы за месяц учитываются интенсивность и напряженность работы, а также особый режим работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Пунктом 5.7 Положения предусмотрено, что премия выплачивается одновременно с заработной платой за расчетный период.

В этой связи, по мнению суда, локальным актом Учреждения установлены условия и порядок оплаты труда, включая материальное стимулирование работников.

Из представленных суду трудовых договоров, заключенных с истцами, следует, что заработная плата работников определяется в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.

Расчетными листками истцов установлено, что заработная плата работников состоит из: должностного оклада, надбавки за выслугу лет, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ (особые условия), премии, районного коэффициента и северной надбавки.

В силу ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Таким образом, ТК РФ не определены конкретные сроки выплаты заработной платы, а также ее размер за полмесяца. Данные вопросы отнесены к правовому (коллективно-договорному) регулированию на уровне учреждения.

Приказом от ... утверждены Правила внутреннего трудового распорядка государственного казенного учреждения Республики Коми «Дирекция по содержанию казенного имущества Республики Коми», п. 12.5 которых установлено, что заработная плата выплачивается работникам: за первую половину месяца - 19-го числа текущего месяца в сумме не менее 50 процентов должностного оклада согласно отработанному времени; за вторую половину месяца - 4-го числа месяца, следующего за расчетным, согласно отработанному времени.

Между тем, согласно письма Минтруда России от 10.08.2017 № 14-1/В-725 «О размере зарплаты за первую половину месяца», работник имеет право на получение заработной платы за первую половину месяца пропорционально отработанному времени. При определении размера выплаты заработной платы за первую половину месяца необходимо учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) (например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие).

Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьями 152 и 153 ТК РФ), осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц.

Аналогичная правовая позиция приведена в письме Минтруда России от 20.03.2019 № 14-1/В-177 «О сроках выплаты стимулирующих и компенсационных выплат».

Частью 4 ст. 8 ТК РФ предусмотрено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В этой связи, поскольку иного локального нормативного акта ГКУ «Дирекция по содержанию казенного имущества Республики Коми», которым бы устанавливался размер заработной платы, выплачиваемой за первую половину месяца, суду не представлено; при вынесении настоящего решения суд руководствуется правовой позицией, изложенной в письмах Минтруда России от 10.08.2017 № 14-1/В-725 и от 20.03.2019 № 14-1/В-177.

Из письменных материалов дела и объяснений сторон следует, что надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, а также премиальные выплаты устанавливаются истцам по итогам работы за месяц.

Следовательно, по мнению суда, в рамках настоящего спора, при определении размера выплаты заработной платы истцам за первую половину ** ** ** года должны учитываться оклад и надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом (в данном случае – надбавка за выслугу лет, северная надбавка и районный коэффициент).

При установленном, довод истцов о том, что заработная плата за первую половину октября 2021 года должна выплачиваться им с учетом всех видов выплат, установленных ст. 129 ТК РФ (в т.ч. надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, а также премиальных выплат), отклонен судом как несостоятельный.

Отсюда, рассматривая требования истцов о дискриминации в сфере труда, суд приходит к выводу о том, что ущемления прав последних в области оплаты труда за первую половину месяца, и, как следствие, дискриминации в сфере труда, не имелось; поскольку применительно к заработной плате дискриминацией является повышение либо снижение размера заработной платы в зависимости от половых, расовых, возрастных, религиозных и иных, указанных в части 2 статьи 3 ТК РФ признаков, не связанных с квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда.

Между тем, факт дискриминации по какому-либо вышеуказанному признаку истцами не доказан. Тот факт, что истцы не согласны с выплаченным размером заработной платы за первую половину ** ** **, сам по себе не является основанием для выплаты заработной платы в большем размере.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества Республики Коми» о признании действий незаконными, устранении дискриминации – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено ** ** **