ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-924/2014 от 06.03.2014 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

  Копия

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 06 марта 2014 года Кировский районный суд г. Самары в составе

 председательствующего       Бросовой Н.В.

 при секретаре                         Копыловой Т.Ю.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции <адрес> к ТСЖ «Загорское 228» о ликвидации ТСЖ «Загорское 228»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Государственная жилищная инспекция <адрес> (далее ГЖИ) обратилась в суд с иском к ТСЖ «Загорское 228» о ликвидации. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ. жилищной инспекцией в связи с обращением собственников помещений № по <адрес> была проведена проверка вопросов, изложенных в обращении, в число которых входил вопрос правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья «Загорское 228». С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. жилищной инспекцией на основании распоряжения руководителя жилищной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ. проводилась внеплановая документарная проверка. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения жилищного законодательства РФ, которые закреплены в акте проверки юридического лица ТСЖ «Загорское 228» № от ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой установлено, что ТСЖ «Загорское 228» зарегистрировано как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения общего собрания собственников помещений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с протоколом № общего собрания собственников помещений дома ДД.ММ.ГГГГ. проводилось общее собрание собственников помещений в <адрес> с вопросом повестки дня общего собрания:

  утверждение места хранения протокола общего собрания  выбор способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья;  присвоить ТСЖ название «Загорское 228»;  утверждение устава ТСЖ «Загорское228»;  выбор председателя ТСЖ «Загорское 228».  Однако, как следует из представленной копии уведомления о проведении собрания ДД.ММ.ГГГГ. повесткой дня общего собрания должны были стать следующие вопросы:

  выборы председателя и с секретаря общего собрания;  определение порядка оформления и места хранения протокола общего собрания;  выборы способа управления многоквартирным домом ТСЖ;  выбор состава правления ТСЖ;  выбор председателя правления ТСЖ;  определение способа оповещения собственников о проведении общих собраний и способа уведомления о принятых на общем собрании решениях.  Разное.  Нарушены ч.5 ст.45, ч.2 ст.46 ЖК РФ, поскольку общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания. Итак, в данном общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствовал кворум. В связи с этим, было принято решение назначить новую дату проведения собрания. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. (ч.3 ст.45 ЖК РФ). Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ. проведено общее собрание собственников в форме заочного голосования с повесткой дня общего собрания:

 1) утверждение места хранения протокола общего собрания и избрание секретаря и председателя общего собрания собственников жилья многоквартирного <адрес>;

 2) избрание управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и принятие решения о создании товарищества собственников жилья;

 3) присвоить ТСЖ название «Загорское 228»;

 4) утверждение устава ТСЖ «Загорское 228»;

 5) выборы правления ТСЖ «Загорское 228»;

 6) выборы ревизионной комиссии ТСЖ «Загорское 228»;

 7) выборы председателя ТСЖ «Загорское228» сроком на 2 года;

 8) утверждение сметы ТСЖ «Загорское 228»;

 9) утверждение штатного расписания ТСЖ «Загорское 228».

 Таким образом, повестка дня общего собрания в форме совместного присутствия от ДД.ММ.ГГГГ и в форме заочного голосования ДД.ММ.ГГГГ. отличаются, чем нарушена ч. 1 ст.47 ЖК РФ. Кроме того, в представленном к проверке уведомления о проведении общего собрания в форме заочного голосования, повестка дня общего собрания также отличается от той, которая указана в протоколе № общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ., а также от повестки собрания собственников в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ., чем нарушены ч.5 ст.45, ч.2 ст.46, ч.1 ст.47 ЖК РФ. Также в данном уведомлении не указан одним из вопросов повестки дня «выбор способа управления многоквартирным домом и создание ТСЖ», чем также нарушена ч.2 ст.46 ЖК РФ. Отсутствует информация, что члены ТСЖ были уведомлены о проведении повторного общего собрания собственников в форме заочного голосования, были уведомлены о проведении собрания за 10 дней до даты проведения собрания, чем нарушена ч.4 ст.45 ЖК РФ. В представленных товариществом к проверке копиях решений собственников вопросы повестки дня для голосования в нарушение указанных выше норм отличаются от вопросов, указанных в уведомлении о проведении такого собрания, а также в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ В общем собрании в форме заочного голосования приняли участие собственники помещений в доме, обладающие № кв.м. голосов. Как следует из представленных копий решений собственников помещений в <адрес> по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и принятие решения о создании товарищества собственников жилья «За» проголосовали собственники, обладающие № кв.м. собственников, что составило № голосов всех собственников помещений в <адрес>. Частью 4 ст.46 ЖК РФ установлено, что протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. Вместе с тем, такого решения на вышеуказанном собрании не принималось. Следовательно, решение о создании ТСЖ «Загорское 228» принято с грубыми нарушения действующего законодательства РФ. Выявленные нарушения являются неустранимыми. В соответствии с выявленными нарушениями жилищного законодательства имеются основания для признания недействительным и не порождающим правовые последствия решения о создании ТСЖ «Загорское 228», тем самым имеются достаточные основания для ликвидации данного ТСЖ. Допущенные нарушения являются существенными, нарушающими права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном <адрес>, которые оказались лишенными реализовать право на выражение своего мнения по выбору способа управления многоквартирном домом, в котором они являются собственниками помещений и по созданию ТСЖ в их доме. Государственная жилищная инспекция <адрес> просит суд ликвидировать товарищество собственников жилья «Загорское 228», зарегистрированное по адресу: <адрес>. (ИНН №), внести запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ТСЖ «Загорское 228», освободить от уплаты государственной пошлины.

 В судебное заседание представитель истца по доверенности Курочкин В.А. исковые требования поддержал, уточнив, что просит суд обязать ТСЖ «Загорское 228» ликвидировать ТСЖ «Загорское 228», зарегистрированное по адресу: <адрес>. (ИНН №), внести запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ТСЖ «Загорское 228», освободить от уплаты государственной пошлины. Суду пояснил, что основное нарушение при создании ТСЖ, это отсутствие кворума, в общем собрании в форме заочного голосования приняли участие собственники помещений в доме, обладающие № кв.м. голосов. Как следует из представленных копий решений собственников помещений в <адрес> по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и принятие решения о создании товарищества собственников жилья «За» проголосовали собственники, обладающие № кв.м. собственников, что составило № голосов всех собственников помещений в <адрес>. Следовательно, решение о создании ТСЖ «Загорское 228» принято с грубыми нарушения действующего законодательства РФ. Выявленные нарушения являются неустранимыми. В соответствии с выявленными нарушениями жилищного законодательства имеются основания для признания недействительным и не порождающим правовых последствий решения о создании ТСЖ «Загорское 228», тем самым имеются достаточные основания для ликвидации данного ТСЖ.

 Представитель ТСЖ «Загорское 228» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом, о чем имеются уведомления. Представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия. (л.д. 39)

 Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

 Согласно ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

 Согласно п.п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения.

 Судом установлено, что в ЕГРЮЛ имеется запись о регистрации юридического лица при создании ТСЖ «Загорское 228». (л.д. 20) Выдано свидетельство о государственной регистрации данного юридического лица. (л.д. 26)

 На основании распоряжения органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №, была проведена проверка в отношении ТСЖ «Загорское 228» с целью проверки сведений, изложенных в обращении от ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д. 15-17)

 По результатам проверки был составлен акт проверки органа государственного жилищного надзора юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ., где указаны нарушения при создании юридического лица. (л.д. 9-13)

 Указанный Акт был направлен по почте и получен председателем ТСЖ, что подтверждается уведомлением. (л.д. 14)

 Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

 Согласно ч. 3 ст. 135 ЖК РФ число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

 Согласно ч. 1 ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

 Согласно ч. 1.1 ст. 136 ЖК РФ протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

 Согласно ч. 3 ст. 136 ЖК РФ государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

 Согласно ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

 Согласно ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

 Согласно п.п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Согласно ч. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

 Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

 Государственная жилищная инспекция Самарской области, являясь органом государственного жилищного надзора, в силу положений ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации ТСЖ "Загорское 228". В обоснование своих доводов истец ссылается на отсутствие кворума при создании ТСЖ.

 Судом установлено, что в общем собрании в форме заочного голосования приняли участие собственники помещений в доме, обладающие № кв.м. голосов (л.д. 22-24) из имеющихся в доме № кв.м голосов, что подтверждается списком собственников помещений многоквартирного дома <адрес> (л.д. 43-46). Как следует из копии решения собственников помещений в <адрес>, по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и принятие решения о создании ТСЖ «За» проголосовали собственники обладающие № кв.м, что составило № голосов всех собственников помещений, доказательств иного суду не представлено.

 Установление указанного факта является безусловным основанием для принятия решения о ликвидации ТСЖ, поскольку в силу прямого указания закона, число членов ТСЖ, создавших товарищество, должно превышать № голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме, а в случае, если члены товарищества не обладают более чем № голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ.

 Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, неисполнение юридическим лицом требований иных законов может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие), как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6\8).

 Согласно ч. 3 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

 Действующее законодательство (ст. 141 ЖК РФ) предусматривает необходимость ликвидации ТСЖ в том случае, если его члены обладают менее чем № голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

 С учетом указанных положений закона, осуществление деятельности ТСЖ с числом членов товарищества не превышающим № голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, свидетельствует о грубом нарушении закона.

 В данном случае нарушение требований ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации следует признавать грубым нарушением действующего законодательства, поскольку, по смыслу ст. 141 Жилищного кодекса Российской Федерации, данное нарушение является достаточным для принятия судом решения о ликвидации некоммерческой организации.

 В соответствии с п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

 С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Государственной жилищной инспекции Самарской области обоснованны и подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Государственной жилищной инспекции Самарской области к ТСЖ «Загорское 228» о ликвидации ТСЖ «Загорское 228» удовлетворить.

 Ликвидировать Товарищество собственников жилья «Загорское 228», зарегистрированное по адресу: <адрес>.

 Обязать Товарищество собственников жилья «Загорское 228» внести запись в ЕГРЮЛ о ликвидации.

 Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы пред_ставляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

 Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возраже_ния в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложени_ем документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно них.

Председательствующий:             подпись        Н.В. Бросова    Мотивированное решение изготовлено 11.03.2014 года

 Решение вступило в законную силу

 Копия верна

 Судья

 Секретарь