Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Щербаковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее Департамент) обратился в суд с иском к ФИО1, в котором просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение в виде предоставленных ей социальных пособий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 235857,03 руб.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 назначены меры социальной поддержки, при оформлении которых ответчиком указано, что она не работает. При обращении ответчика ДД.ММ.ГГГГ за переоформлением меры социальной поддержки истцом установлен факт осуществления ею трудовой деятельности, что, по мнению истца, свидетельствует об отсутствии оснований для осуществления выплат пособий и возникновении у ответчика неосновательного обогащения.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили
Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1102 главы 60 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса (пункт 1).
Правила, предусмотренные главой 60 названного кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
Согласно подпункту 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Судом установлено, что решением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, изложенным в протоколе №, ФИО1 на основании статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ назначено единовременное пособие при рождении ребенка, а также как одинокой матери назначено с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие на ребенка на основании Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС.
Также протоколом №ФИО1 назначено с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие по уходу за ребенком на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ и ежемесячное пособие на ребенка на основании Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя принято решение № о назначении ФИО1 социального пособия малоимущим семьям.
При подаче заявлений о назначении мер социальной помощи ФИО1 указывала о неосуществлении ею трудовой деятельности.
Подача ответчиком недостоверных сведений о своем трудоустройстве послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании с нее неосновательного обогащения.
Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях).
Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1012н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее Порядок).
В силу подпункта «д» пункта 39 указанных Правил Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях);
Пунктом 45 Правил предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "д" - "ж" пункта 39 настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.
С учетом вышеизложенных норм права обязательным условием получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком является отнесение лица, претендующего на получение пособие, к числу неподлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следовательно, осуществление лицом трудовой деятельности является основанием для отказа в осуществлении выплаты ежемесячного пособия или прекращения его выплаты.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" принят Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ЗС "О пособии на ребенка", который устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка в городе федерального значения Севастополе.
Согласно положениям статьи 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ЗС пособие на ребенка предоставляется лицам, имеющим детей; одиноким матерям, имеющим детей; лицам, имеющим ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно.
Пособие на ребенка предоставляется данным лицам при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в городе Севастополе.
Право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка.
Таким образом, отсутствие трудоустройства не является обязательным условием для назначения меры социальной поддержки в силу положений Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ЗС, а следовательно несообщение ответчиком сведений о трудоустройстве не свидетельствует о неправомерности получению ею социальных пособий, предусмотренных вышеуказанным Законом города Севастополя.
Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ЗС "О государственной социальной помощи в городе Севастополе" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в городе Севастополе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ЗС государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории города Севастополя (далее - получатели государственной социальной помощи).
Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане - граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе.
Исходя из вышеизложенных норм права основанием для отнесения семьи к малоимущей и возникновению у нее права на получение социальной помощи является размер среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, а не наличие или отсутствие трудовой деятельности.
Таким образом, само по себе наличие или отсутствие трудовых отношений ответчика не может являться основанием для отказа в предоставлении ей данной социальной помощи, а следовательно и основанием для признания полученных ею сумм неосновательным обогащением.
Кроме того, как следует из представленных истцом сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами за 2019 года, ФИО1 получила доход от ООО «Коворкинг центр» в общей сумме 26500 руб. за период с января по март 2019 года включительно.
Между тем, истцом заявлены требования о взыскании неосновательно полученных социальных пособий за период за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно трудовая деятельность ответчика, а также полученный доход за январь-март 2019 года правового значения при определении законности полученных мер социальной помощи за иной период не имеет.
Как следует из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ООО «Софтпринт».
Положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Законодатель в статьях 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.
Между тем, согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета, предоставленных Пенсионным Фондом Российской Федерации, каких-либо выплат или иных вознаграждений ФИО1 в указанный период не получала. В графе продолжительность периодов работы пенсионным органом указано «0 лет 0 мес. 0 дн.».
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств неполучения ответчиком заработной платы, отсутствия иных доказательств осуществления ФИО1 трудовой деятельности в юридически значимый период, у суда отсутствуют законные основания для вывода о том, что возникшие между ФИО1 и ООО «Софтпринт» отношения носят характер трудовых отношений.
Учитывая изложенное, ФИО1 имела право на получение мер социальной помощи от Департамента труда и социальной защиты населения, а следовательно денежные средства в размере 235857,03 руб., полученные ответчиком в качестве меры социальной поддержки, не могут быть квалифицированы как неосновательное обогащение, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов