Дело № 2-9287-2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2016г. г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Гриценко Ю.А.
При секретаре Олейниковой М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> о сохранении в реконструированном состоянии и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о сохранении в реконструированном состоянии и признании права собственности. В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок по <адрес> Истица обратилась в Администрацию <адрес> за разрешением на ввод в эксплуатацию объекта, на что получила отказ, т.к. она не обращалась за разрешительными документами. С отказом истица не согласна.
В ходе судебного разбирательства, истица уточнила исковые требования и просит суд изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» на условно-разрешенный вид: «среднеэтажная жилая застройка».
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик – представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В отсутствии неявившихся сторон дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенной по адресу: <адрес>2, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> с разрешенным использованием: для эксплуатации спортивных сооружений и других объектов физической культуры и спорта, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации №. На данном земельном участке зарегистрированы объекты права, а именно: волейбольное поле, площадью <данные изъяты> малое футбольное поле, площадью <данные изъяты> городошная площадка, площадью <данные изъяты>
Земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> был образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № и поставлен на кадастровый учет <адрес>. с разрешенным видом использования: «Для использования в целях эксплуатации спортивных сооружений и других объектов физической культуры и спорта».
Генеральный план муниципального образования «<адрес>» был Утвержден ФИО2<адрес> от <дата>№ "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "<адрес>" на период до 2028 года".
При подготовке проекта Генерального плана его согласовании и утверждении, Администрация <адрес> не учла поставленные на кадастровый учет земельные участки и их уже существующий вид разрешенного использования. Таким образом, целый квартал был отнесен к функциональной зоне «парки, лесопарки и ФИО2 леса».
Однако, ФИО2<адрес> от <дата>№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», на вышеуказанный квартал была установлена территориальная зона ОД1 – «Зона размещения объектов общественного, делового и коммерческого назначения, где в условно разрешенных видах разрешенного использования есть в п.4 - Среднеэтажная жилая застройка.
Что противоречило уже существующему Генеральному плану.
В январе 2014г. были внесены изменения в Генеральный план муниципального образования "<адрес>", утвержденные ФИО2<адрес> от <дата>№ "О внесении изменений в ФИО2<адрес> от <дата>№ "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "<адрес>" на период до 2028 года", и в декабре 2015г. были внесены изменения в Генеральный план муниципального образования "<адрес>", утвержденное ФИО2<адрес> от <дата>№ "О внесении изменений в некоторые ФИО2<адрес>", а ФИО2<адрес> от <дата>№ «О внесении изменений в ФИО2<адрес> от <дата>№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» были внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>».
То есть, периодически, за период в 8 лет, Администрация <адрес>, вносила изменения то в Правила землепользования и застройки, то в Генеральный план, и ни разу не привела в соответствие два этих очень важных для развития города, правовых акта.
Кроме этого производились разделы, формировались новые земельные участки в этом кадастровом квартале, им присваивались разрешенные виды использования согласно ПЗЗ <адрес> и при этом не учитывался тот факт, что Правила землепользования и застройки и Генеральный план так и не приведены в соответствие друг с другом.
Так в кадастровом квартале №, расположенном в функциональной зоне «парки, лесопарки и городские леса» по Генплану, за эти годы было сформировано и поставлено на кадастровый учет около 20 земельных участков, которым присваивался вид разрешенного использования согласно территориальной зоны ОД1 из ПЗЗ, а именно: <адрес>3, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: <дата>., ВРИ (вид разрешенного использования): Культурно развлекательный центр; <адрес>, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: 04.12.2014г., ВРИ: Площадки аттракционов; спортивно-оздоровительные комплексы; культурно-развлекательные комплексы; объекты общественного питания; <адрес>, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: 04.12.2014г., ВРИ: Площадки аттракционов; спортивно-оздоровительные комплексы; культурно-развлекательные комплексы; объекты общественного питания; <адрес>, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: 04.12.2014г., ВРИ: Площадки аттракционов; спортивно-оздоровительные комплексы; культурно-развлекательные комплексы; объекты общественного питания; <адрес>, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: 04.12.2014г., ВРИ: Площадки аттракционов; спортивно-оздоровительные комплексы; культурно-развлекательные комплексы; объекты общественного питания; <адрес>, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: 20.02.2014г., ВРИ: Площадки аттракционов; спортивно-оздоровительные комплексы; культурно-развлекательные комплексы; <адрес>, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: <дата> ВРИ: Площадки аттракционов; спортивно-оздоровительные комплексы; культурно-развлекательные комплексы; <адрес>, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: 18.07.2013г., ВРИ: Для использования в целях эксплуатации спортивного комплекса, здания плавательного бассейна и других объектов физической культуры и спорта; <адрес>1, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: 07.06.2004г., ВРИ: Для использования в целях эксплуатации капитальных гаражей; <адрес>4, №, площадь <данные изъяты> постановка на кадастровый учет: № ВРИ: Объекты дошкольного образования, объекты общего образования. На земельном участке по <адрес>, №, площадь <данные изъяты> вид разрешенного использования позволил построить и эксплуатировать магазин «Пятерочка».
При этом функциональная зона «парки, лесопарки и городские леса» ни разу не учитывалась в постановлениях Администрации <адрес>, хотя эта зона, согласно законодательству РФ, относится к особо охраняемым зонам. То есть в присвоении вида разрешенного использования вышеперечисленным земельным участкам, Администрация города опиралась на Правила землепользования и застройки, при этом понимая, что зона ОД1 разрешает застраивать земельные участки.
Генплан города, наряду с Земельным, Градостроительным кодексом, является основным документом руководства в работе создания благоприятной городской среды, улучшения условий для проживания населения. Генпланом определяется зонирование территории, положение проездов, дорог, площадок для отдыха и парковки автомобилей. По закону генеральный план формируется на 20-летний срок. Учитывая расчетные темпы роста, проектировщики решают, сколько нужно сделать дорог, построить жилья, детских садиков и т. д., т.е. генплан намечает пути решения важнейших задач. И этот документ не остается неизменным в течение двух десятилетий, он регулярно должен корректироваться. И это понятно, ведь город живет, появляются вопросы, которые требуют уточнения и корректировки, т.е. должна происходить актуализация генплана. Генплан необходимо корректировать, адаптировать к меняющимся условиям, с учетом изменяющихся экономических и общественных реалий и запросов.
Согласно ст.24 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в том же порядке, в котором осуществляется разработка и утверждение проектов генеральных планов.
Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» (далее – Правила) являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами <адрес>, Нормативами градостроительного проектирования <адрес>, Уставом муниципального образования «<адрес>», Генеральным планом муниципального образования «<адрес>» на период до 2028 года, утвержденным решением Городской Думы <адрес> от <дата>№, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования «<адрес>», охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Правила определяют порядок использования и застройки территории муниципального образования «<адрес>», основанный на градостроительном зонировании – делении всей территории <адрес> на территориальные зоны и установлении для каждой из них единого градостроительного регламента.
Расхождение между Генеральным планом и ПЗЗ имеют негативные правовые последствия.
Законодатель, однозначно не даёт ответа, какой документ приоритетнее, Генплан или ПЗЗ, поскольку в Градостроительном кодексе статья 31 пункт 4 содержится прямое указание, что «Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа», а в статье 31 пункт 3 - «Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования…», одним из которых является генеральный план.
Генплан - это документ территориального планирования, определяющий долгосрочное развитие города, основная задача которого планирование социальной, экономической, градостроительной и другой деятельности с учётом её пространственной привязки. То есть в генеральном плане в графическом виде изложены положения стратегии развития поселения - его функциональных зон различного назначения: жилого, общественного, производственного, рекреационного, в границах как раз генеральным планом определяемых; его транспортной, инженерной и социальной инфраструктур. То есть генеральный план - это документ, в первую очередь отражающий перспективное (проектное) положение - то, как всё будет потом.
Основные цели ПЗЗ частично соответствуют задачам генерального плана, да и регламенты в ПЗЗ устанавливаются в целях достижения показателей развития, определённых генеральным планом, получается, что генеральный план первичен, как документ задающий вектор развития территории. Но проблема состоит в том, что при разработке генерального плана не совсем возможно учесть существующую сложившуюся структуру землепользования, да и план принятый на долгосрочный период «устаревает», т.к. он опирается на несколько иные экономические механизмы развития, нежели те, что являются актуальными в настоящее время. В этих условиях ПЗЗ разрабатываются с учётом только тех решений генерального плана, которые соответствуют реальным тенденциям и подкреплены административными решениями.
Правила землепользования и застройки - это динамичный документ. Как местный нормативный правовой акт они регламентируют и регулируют текущие, сегодняшние права собственников и местного сообщества в целом на использование недвижимости. Градостроительное зонирование должно постепенно совершенствоваться, оно не может быть эффективным «сейчас и сразу» на все времена. Поэтому внесение изменений в Генплан и приведение его в соответствие с ПЗЗ является острой необходимостью.
Исходя из судебной практики (Апелляционное определение ВС РФ от <дата> N 32-АПГ16-3), противоречия между Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки, вынуждают суд вставать на сторону застройщика.
Так как, юридически, оба документа, и генплан и ПЗЗ действующие. Соответственно, действия в рамках любого из них считается законным.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. «в» и «к» части 1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки.
В п.1 ст.3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу п. п.1 - 4 п.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов! утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно ст.35 Устава муниципального образования «<адрес>», утвержденного Решением Городской думы <адрес>№ от <дата> к иным полномочиям Городской Думы <адрес> входят, в том числе утверждение генерального плана <адрес>, правил землепользования и застройки, внесение изменений в правила землепользования и застройки.
Пунктом 2 ст.30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Постановлением мэра <адрес>№ от <дата> была создана комиссия по подготовке проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
На органах местного самоуправления лежит задача проверки соответствия проекта ПЗЗ не только обязательным требованиям технических регламентов и документам территориального планирования, а также фактическому использованию земельных участков и объектов недвижимости расположенных на них.
В силу ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.
Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно ст.30 ГК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> о сохранении в реконструированном состоянии и признании права собственности – удовлетворить частично.
Изменить земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес>2, площадью <данные изъяты> в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», вид разрешенного использования с «для эксплуатации спортивных сооружений и других объектов физической культуры и спорта» на «среднеэтажная жилая застройка».
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья (подпись) Гриценко Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено – 24 октября 2016 года.