72RS0011-01-2021-000685-09
Дело № 2-9313/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 13 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ильященко М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масловой М.В., с участием ответчика ФИО1 ФИО14
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района к ФИО1 ФИО15 о взыскании излишне выплаченной суммы регионального материнского капитала,
УСТАНОВИЛ :
Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района обратилось в суд с иском к ФИО1 ФИО16 о взыскании излишне выплаченной суммы регионального материнского капитала в размере 150 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что право на получение регионального материнского (семейного) капитала на первого ребёнка установлено постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года №503-п «О региональном материнском (семейном) капитале». Пунктом 4 Положения предусмотрено, что право на региональный материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае рождения (усыновления) первого ребенка, родившегося начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при условии, если заявитель проживает в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения указанного в настоящем пункте ребенка, за исключением случая, когда проживающие в Тюменской области оба родителя (усыновителя) или единственный родитель (усыновитель) на дату рождения указанного в настоящем пункте ребенка обучаются по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных в Тюменской области. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО17 обратилась в Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района с заявлением о назначении регионального материнского (семейного) капитала на первого ребёнка ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО20 назначен и выплачен материнский (семейный) капитал на первого ребёнка в размере 150 000 рублей. В ходе проверки выявлено, что ФИО2 является пятым по счёту ребёнком ответчика, в отношении четверых детей ФИО9 лишена родительских прав. Полагает, что поскольку ответчиком сообщены недостоверные сведения в заявлении, неосновательно полученные денежные средства подлежат возврату истцу.
Представитель истца Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 ФИО21 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что поскольку лишена родительских прав в отношении четверых детей, ФИО2 является первым ребёнком. Кроме того, специалисту Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района она сообщала, что у неё имеются другие дети, однако документы на них не предоставляла.
Заслушав объяснения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО22 обратилась в Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района с заявлением о назначении и выплате регионального материнского капитала на первого ребёнка – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.6-8).
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района ФИО1 ФИО23 выплачен региональный (материнский) капитал в размере 150 000 рублей (л.д.9,13).
Факт получения материнского капитала в размере 150 000 рублей ФИО1 ФИО24 подтвердила в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО25 направлено требование о возврате неосновательно полученного материнского капитала в связи с выявлением того обстоятельства, что ФИО2 является не первым, а пятым ребёнком (л.д.14).
По данным комитета ЗАГС администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 ФИО26 имеются дети:
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (ФИО10) ФИО27 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.
В силу ч.2 ст.3 указанного закона при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в ч.1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
В соответствии с Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года № 503-п утверждено Положение «О региональном материнском (семейном) капитале», которым определён порядок и условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки, осуществляемой в форме регионального материнского (семейного) капитала.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что право на региональный материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае рождения (усыновления) первого ребенка, родившегося начиная с 1 января 2020 года, при условии, если заявитель проживает в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения указанного в настоящем пункте ребенка, за исключением случая, когда проживающие в Тюменской области оба родителя (усыновителя) или единственный родитель (усыновитель) на дату рождения указанного в настоящем пункте ребенка обучаются по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных в Тюменской области.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Положения право на региональный материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка и последующих детей определяется без учета детей в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах.
Региональный материнский (семейный) капитал не назначается на ребенка, в отношении которого родитель лишен родительских прав либо ограничен в родительских правах (п.6).
Пунктом 7 предусмотрено, что региональный материнский (семейный) капитал при рождении или усыновлении первого ребенка, родившегося начиная с 1 января 2020 года, предоставляется в размере 150 000 рублей; при рождении или усыновлении третьего ребенка и последующих детей предоставляется в размере 100 000 рублей на следующие цели:
1) приобретение, строительство, ремонт жилого помещения (включая расходы на приобретение сантехнических и электрических приборов и оборудования, а также затраты на доставку и упаковку);
2) получение платных образовательных услуг ребенком (детьми);
3) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
4) получение доплаты к ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка и последующих детей, назначенной в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 15.10.2012 N 411-п "О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка и последующих детей", в размере 5 000 рублей в месяц.
Предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении или усыновлении третьего ребенка и последующих детей на приобретение, строительство жилого помещения без участия кредитных средств, ремонт жилого помещения, получение платных образовательных услуг ребенком (детьми), приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, осуществляется путем возмещения расходов семьи на указанные цели. Предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении или усыновлении третьего ребенка и последующих детей на приобретение, строительство жилого помещения с участием кредитных средств осуществляется путем обеспечения расходов семьи на указанную цель.
Из указанных норм права следует, что региональный материнский (семейный) капитал при рождении первого ребёнка не имеет целевого назначения, тогда как при рождении третьего и последующих детей имеет целевое назначение. В пункте 9 Порядка перечислены документы, которые заявителю необходимо предоставить при обращении с заявлением о выплате материнского капитала в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка и последующих детей.
В своём заявлении ФИО1 ФИО28 указала очерёдность рождения ребёнка – 1, документов, подтверждающих целевое использование денежных средств, как это требуется при рождении третьего ребенка и последующих детей, не предоставляла.
В соответствии с п.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
Оценивая доказательства в совокупности суд считает, что поскольку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не является первым рождённым ребёнком ФИО1 ФИО29, ответчик не имела права на получение регионального материнского капитала в размере 150 000 рублей в связи с рождением ФИО2 Денежные средства в указанном размере ответчиком получено неосновательно, в результате недобросовестного поведения, в связи с чем подлежит возврату истцу. Указание ФИО1 ФИО30 недостоверной информации в заявлении о том, что ФИО2 является первым рождённым ребёнком, не позволяет считать её действия добросовестными и обуславливает необходимость возврата необоснованно полученных в результате таких действий денежных сумм. При этом ФИО1 ФИО31. не лишена возможности обратиться в УСЗН г.Тюмени и Тюменского района с заявлением о выплате материнского капитала в связи с рождением пятого ребёнка - ФИО2 с предоставлением документов, перечисленных в п.9 Порядка, подтверждающих целевое использование материнского капитала.
В силу ст.103 ГПК Российской Федерации с ФИО1 ФИО32 подлежит взысканию госпошлина в размере 4200 рублей в доход бюджета муниципального образования город Тюмень, от уплаты которой истец был освобождён при подаче искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 ФИО33 в пользу Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района излишне выплаченную сумму регионального материнского капитала в размере 150 000 рублей.
Взыскать с ФИО1 ФИО34 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Тюмень в размере 4200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий судья М.В. Ильященко