КОПИЯ
№ 2-932/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бузулук 06 сентября 2023 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мухтаровой М.М.,
при секретаре Королевой Е.А.,
с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2,
представителя ответчика директора МБУ ДО «Детская школа искусств Бузулукского района» ФИО3,
представителя третьего лица Отдела культуры администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" о взыскании заработной платы. В обоснование заявленных исковых требований указал, что состоит в трудовых отношениях с МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района". Условиями трудового договора, заключенного ** ** ****, истец принят на должность преподавателя хорового пения и академического вокала. Дополнительным соглашением, заключенным ** ** **** ему установлена педагогическая нагрузка 36 часов, в 2018 году – 29,5 часов, в 2021 году – 30 часов, с ** ** **** – 22,5 часов. Истцу изменены условия трудового договора в части уменьшения педагогической нагрузки в 2022/2023 учебном году по сравнению с 2021/2022. В учебном расписании МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" предмет «Постановка голоса» заменен на предмет «Чтение хоровых партитур». По информации администрации МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района", такая замена произведена по рекомендации министерства культуры РФ. По результатам проверки Бузулукской межрайонной прокуратуры от ** ** ****№ было установлено, что предмет «Чтение хоровых партитур» не предусмотрен для детских школ искусств, в связи с чем, межрайонной прокуратурой директору учреждения вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно результатам выездной проверки представителей Министерства образования и Министерства культуры Оренбургской области от ** ** **** было установлено, что предмет «Постановка голоса» является обязательной частью требований ФГТ. В ДШИ программы ФГТ «Хоровое пение» до сих пор отсутствует, несмотря на предписание по результатам проверки, организованной Министерством культуры Оренбургской области, проведенной в 2022 году. С сентября 2015 года по июнь 2021 года истцу начислялись стимулирующие выплаты с грубейшим нарушением трудового законодательства. Согласно Положению об оплате труда, расчет стоимости одного балла производится следующим образом: сумма средств, предусмотренных на выплаты стимулирующего характера, делится на общее количество набранных работниками баллов. Исходя из количества набранных баллов, производится определение суммы выплаты стимулирующего характера: стоимость одного балла умножается на количество набранных работниками баллов. Соответственно стоимость одного балла ежемесячно должна была быть разной, так как общее количество набранных баллов каждый месяц разное. С сентября 2015 года по сентябрь 2021 года цена одного балла была фиксированная каждый месяц и составляла 100 рублей – один балл. Стимулирующие выплаты истца, как основного педагога, в указанный период составляли в среднем 1000 рублей ежемесячно, а иногда 400-600 рублей, не смотря на то, что в этот период он и его ученики принимали активное участие в различных конкурсах и концертах. Согласно результатам контрольно-ревизионного мероприятия по проверке соблюдения законодательства и эффективного использования средств бюджета Бузулукского района при начислении оплаты труда работникам МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" в 2021 году было установлено, что в МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" производился расчет размера стимулирующих выплат по методике, отличной от установленной в Положении об оплате труда. Также, в нарушении положения об оплате труда, в период с сентября 2015 года по июнь 2021 года состав комиссии по распределению стимулирующих входили «заинтересованные» люди: директор, завуч, бухгалтер. Суммы, которые выделялись на стимулирующие выплаты с сентября 2015 года по июнь 2021 года, в полном объеме не выплачивались. За счет этого искусственно создавалась экономия фонда заработной платы, которая переводила премиальный фонд, а премии распределялись между «своими» людьми. С сентября 2015 года по май 2021 года истец не получал на руки расчетные листки о заработной плате. В МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" приказом от ** ** **** утверждена форма и порядок выдачи расчетного листка и формы оповещения. Согласно данного приказа, расчетные листки направляются работникам на личную электронную почту. С данным приказом истец ознакомлен не был, расчетные листы на личную электронную почту никогда не получал. В 2016 году стимулирующие начислялись, о чем свидетельствуют Приказ № по личному составу от ** ** ****, Приказ № по личному составу от ** ** ****. Также, с 2016 года по настоящее время, стимулирующие выплачиваются не за 10 отработанных месяцев, а за 9 отработанных месяцев, отсутствуют выплаты стимулирующих за июнь месяц (ежегодно с 2016 года). Комиссия по стимулирующим выплатам в июне месяце распределяет стимулирующие за май. В начале каждого учебного года комиссия по распределению стимулирующих начинает проводить заседания не с сентября месяца, а с октября и распределяет стимулирующие за сентябрь. Сумма стимулирующих выплат рассчитана на 8 основных педагогов, но распределялась до ** ** **** также и на четырех совместителей. С ** ** **** администрация МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" объединила фонд стимулирующих и фонд премиальных в один фонд. Теперь, со слов работодателя, он имеет право полностью распоряжаться этим фондом и назначить премии с фонда стимулирующих любому педагогу в любом размере. Работодатель не предлагал ему работу в других филиалах, а именно в с. Проскурино и п. Колтубановский. К тому же, не нагрузив истца в полном объеме, как основного педагога, на 2022-2023 учебный год, работодатель изыскивает часы в размере двух ставок для педагога – совместителя в с. Проскурино и принимает его на основную работу. Педагог в с. Проскурино преподает по программам ОРП, на которые должно выделяться часов меньше, чем на программы ФГТ. В 2021-2022 учебном году учащиеся в классе истца по программе ФГТ «Хоровое пение» составляло 30 человек, в апреле 2022 года три ученика было отчислено по заявлению родителей и общее количество детей по указанной программе составило 27 человек. Так же у истца числились учащиеся по программе ОРП «Хоровое пение». Обучающиеся по этой программе в нагрузку истца не входили, соответственно не оплачивались. В 2022-2023 учебном году количество учащихся в классе истца по программе ФГТ «Хоровое пение» составляет 28 человек. Контингент на новый 2022-2023 учебный год был сохранен, так как истцом был сделан набор учеников. Считает изменения педагогической нагрузки в сторону ее уменьшения в связи с отчислением учащихся незаконным. Нагрузка сокращена, в связи с тем, что работодатель лишил истца индивидуальных уроков с обучающимися. В коллективном договоре ДШИ перечислены случаи снижения учебной нагрузки в течение учебного года по инициативе работодателя. Ни один из пунктов не соответствует данной ситуации. Количество групп (классов) осталось прежним, учебные планы не поменялись, так как программы отсутствуют. В иных случаях требуется согласие сторон. Своего согласия на изменение нагрузки в течение учебного года истец не давал. Кроме того, истец не был уведомлен о предполагаемых изменениях за два месяца. Снятие педагогической нагрузки считает незаконной. В течение 6 лет администрацией ДШИ истцу регулярно снижалась педагогическая нагрузка. Стимулирующие выплаты не доплачивались, наносился преднамеренный вред педагогической репутации. Администрация вменяет в обязанность вести предмет, по которому с одной стороны программы отсутствуют, с другой – имеется предписание прокуратуры на исключение данной программы из занятий. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который выразился в следующем: стресс, депрессия, бессонница, хроническая усталость, временная нетрудоспособность, подрыв деловой репутации, умышленное унижение чести и достоинства, умышленное оставление заявлений без надлежащего рассмотрения в установленный законом срок.
Ссылается на положения Приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 « О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовой договоре». О нарушении своего права относительно начисления стимулирующих выплат истец узнал только после проведения проверки Счетной палатой в 2022 году.
С учетом уточненных исковых требований просит суд произвести перерасчет и взыскать с ответчика недополученную заработную плату в виде стимулирующих выплат за период с 2015 года по настоящее время в размере 400 000 рублей. Признать незаконным изменение учебного плана на 2022/2023 учебный год. Произвести перерасчет и взыскать заработную плату за период с ** ** **** по настоящее время.
Обязать ответчика восстановить учебную нагрузку на 2022/23 учебный год в количестве 30 часов в неделю. Обязать ответчика вернуть в учебное расписание предмет «Постановка голоса».
Взыскать с МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" в счет компенсации морального вреда 100 000 рублей, а также расходы за услуги представителя в размере 50 000 рублей.
Протокольным определением от 20 апреля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел культуры администрации Бузулукского района.
Протокольным определением от 16 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Оренбургской области.
Протокольным определением от 30 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен председатель Оренбургской областной общественной организации Российского профсоюза работни ков культуры ФИО5
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании приказа от ** ** ****№, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Отдела культуры администрации Бузулукского района ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо Министерство культуры Оренбургской области в судебное заседание представителя не направило, извещено о рассмотрении дела надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
В судебном заседании установлено, что на основании трудового договора от ** ** **** ФИО1 принят в МБОУДОД «Детская школа искусств Бузулукского района» на должность преподавателя хорового пения и академического вокала. Из данного договора следует, что работнику установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку) – нормальная; за выполнение трудовых обязанностей установлена заработная плата в размере: должностного оклада, производятся выплаты компенсационного характера (надбавка за стаж, сельская надбавка, районная надбавка), выплаты стимулирующего характера, согласно Положению «Об оплате труда в МБОУ ДОД «ДШИ Бузулукского района».
Согласно трудовому договору от ** ** **** ФИО1 принят на должность преподавателя по классу вокала и теоретических дисциплин, срок действия договора с ** ** ****, установлена 36-часовая рабочая неделя, оклад, надбавки к заработной плате и прочие денежные выплаты, премии согласно положению по выплате стимулирующих надбавок.
Согласно подпункту 2.8.1 приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601, норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным); преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта; педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта; логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания; учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций; преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).
Как следует из дополнительных соглашений к трудовому договору истцу за норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю установлена соответствующая ставка заработной платы. Кроме того установлена педагогическая нагрузка учебной работы в неделю. Также работнику производятся выплаты компенсационного характера (выплата за работу в сельской местности, районный коэффициент), выплаты стимулирующего характера (ежемесячная выплата за педагогический стаж, ежемесячная выплат за качество выполняемых работ), а также иные стимулирующие выплаты, порядок, величина и периодичность которых устанавливаются Положением об оплате труда.
В соответствии с п. 5.7.9 устава МБУ ДО «Детская школа искусств Бузулукского района» директор образовательной организации устанавливает заработную плату работников образовательной организации, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер их премирования.
Согласно п. п. 2.1, 2.3 Положения об оплате труда МБУ ДО «ДШИ Бузулукского района» заработная плата педагогических работников, занимающих должности преподавателей и концерстмейстеров состоит из ставки заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера. С учетом условий труда педагогическим работникам устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные разделом 6 настоящего Положения.
В соответствии с п. 6.1 Положения об оплате, выплаты стимулирующего характера вводятся в целях материального стимулирования труда работника, повышения ответственности и профессионального уровня, связанного с выполнением должностных обязанностей, улучшения исполнительской дисциплины работников учреждения.
Пунктами 6.2 и 6.3 Положения об оплате труда предусмотрено, что размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются в пределах объема субсидий, поступающих в установленном порядке из бюджета муниципального района, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности; учреждения самостоятельно определяют виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных учреждению на соответствующий год.
К выплатам стимулирующего характера относятся: выплата за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; надбавка за стаж работы; премиальные выплаты по итогам работы; премиальные выплаты к профессиональному празднику «День музыки» и «День учителя» (п. 6.4 Положения)
Соответственно, ответчик определил те виды стимулирования, которые он применяет в своей системе оплаты труда.
Выплаты стимулирующего характера в виде ежемесячной выплаты за педагогический стаж и ежемесячной выплаты за качество выполняемых работ, установленные трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, выплачиваются работнику ежемесячно в твердой денежной сумме.
Относительно ежемесячной выплаты за интенсивность и высокие показатель оценки качества работы, то данная выплата определяется комиссией на основании показателей оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников в пределах фонда труда, при наличии финансового обеспечения данных выплат. Выплаты производятся по решению руководителя совместно с комиссией; размеры выплат за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются по итогам каждого календарного месяца на основании листов самооценки, которые по итогам прошедшего календарного месяца должны предоставляться преподавателями до 10 числа руководителю учреждения. Определение суммы выплат стимулирующего характера производится исходя из количества набранных работником баллов (п. 6.8 Положения).
Таким образом, истец обязан был предоставлять руководителю листы самооценки до 10 числа текущего месяца за проделанную работу в прошедшем месяце, в связи с чем позиция истца о том, что комиссия по распределению стимулирующих должна проводить заседания с сентября месяца основана на неверном толковании норм Положения об оплате труда.
Согласно действующему в учреждении Положению об оплате труда выплата за интенсивность и высокие показатель оценки качества работы определяется комиссией по определению размеров выплат за интенсивность и высокие результаты работы. Руководитель учреждения не влияет на принятие решения об установлении стимулирующей выплаты работнику, а лишь утверждает своим приказом размер выплаты на основании решения комиссии.
Таким образом, основанием для стимулирования за качественные показатели являются материалы, представляемые работником в комиссию по распределению выплат за интенсивность и высокие показатель оценки качества работы, то есть работники сами определяют размер данного вида стимулирующей надбавки. Риск непредставления материалов лежит на работнике.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что стимулирование ФИО1 осуществлялось по решению коллегиального органа, комиссии по распределению выплаты за интенсивность и высокие показатель оценки качества работы, на основании предоставленных самим истцом в комиссию листов самооценки, ему было известно о порядке установления выплаты за интенсивность и высокие показатель оценки качества работы. Стимулирование истца за интенсивность и высокие показатель оценки качества работы производилось ежемесячно на основании решений комиссии. В связи с чем оснований для установления иного размера соответствующей стимулирующей выплаты вопреки решениям комиссии у ответчика не имелось.
Кроме того, при проведении Счетной палатой Бузулукского района контрольно-ревизионного мероприятия по проверке правильности начисления и выплаты стимулирующего фонда работникам МБУ ДО «Детская школа искусств Бузулукского района» за период с 2021 года по 2022 год, были выявлены нарушения и недостатки и подробно отраженные в отчете № от ** ** **** год. Так согласно Отчету Счетной палаты Бузулукского района листы самооценки предоставлялись преподавателями руководителю учреждения после 10 числа, не имели даты, подписи, имелись исправления, отсутствовали документы, подтверждающие выполнение показателей оценки качества профессиональной деятельности, в связи с чем в ходе проверки не представилось возможным проверить правомерность начисленных баллов. Также были проверены протоколы заседания комиссии по распределению ежемесячных выплат за интенсивность и высокие результаты работы. Счетной палатой проверялся расчет размера выплат стимулирующего характера, в результате проверки была выявлена недоплата за 2021 года в размере 1 148,81 рублей, переплата - 56399,97 рублей; недоплата за 2022 года составила – 31 509,93 рублей, переплата – 9 485,98 рублей. Согласно сведениям по сотрудникам: у ФИО1 за 2021 год имелась переплата в размере 5 816,18 рублей, и недоплата за 2022 года в размере 1 533,72 рубля. Данный отчет направлен для информации в Бузулукскую межрайонную прокуратуру.
Согласно ответу отдела культуры администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от ** ** ****№, данное на представление Бузулукской межрайонной прокуратуры, были рассмотрены материалы проверки счетной палаты, директором ДШИ Бузулукского района ежемесячно предоставляется уведомление о размерах выплат; разработан проект изменений в Положение об оплате труда и проект Положения о распределении выплат стимулирующего характера, которые будут рассмотрены на общем собрании коллектива учебного учреждения и согласованы с первичной профсоюзной организацией. Все недоплаты до начислены, от работников поступают заявления об удержании излишне выплаченных сумм, на основании которых будут удержаны излишне выплаченные денежные средства в размере – 49 153,25 рубля. Возмещать излишне выплаченные суммы отказались: ФИО1 – 5 816,18 рублей, П.И.В. – 5 399,93 рублей, Б.Л.Ю. – 4 991,87 рублей.
Также суд отмечает, что Бузулукской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверок по обращениям истца, проверялись его доводы, касающиеся начисления стимулирующих выплат, нарушений выявлено не было.
Согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Вопреки доводам истца, годичный срок на обращение с иском в суд о взыскании задолженности по заработной плате и других выплат работнику, исчисляется не со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а со дня установленного срока выплаты указанных сумм, что прямо предусмотрено в части 2 статьи 392 Трудового кодекса.
Согласно п. 14 трудового договора от ** ** **** выплата заработной платы производится в сроки и порядке, которые установлены трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии с п. 7.1 Положения об оплате труда заработная плата выплачивается работникам за текущий месяц не реже чем каждые полмесяца в денежной форме. Установленными сроками выплаты заработной платы являются: за первую половину месяца 15 числа, за вторую половину месяца до 30 числа включительно.
Таким образом, заработная плата и иные выплаты, причитающиеся работнику, должны были быть выплачены не позднее 30 числа месяца, за который должна начисляться такая выплата.
С требованиями о взыскании недополученной заработной платы истец обратился в приемную суда ** ** ****, следовательно, истцом пропущен годичный срок, установленный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ, для обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании недополученной заработной платы в виде стимулирующих выплат за период с 2015 года по ** ** ****.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд о взыскании стимулирующих выплат за период с 2015 года по ** ** ****, за период с марта по декабрь 2022 года расчет стимулирующих выплат был проверен в ходе ревизионного мероприятия счетной палатой Бузулукского района и выявленные нарушения были устранены, истцу была выплачена соответствующая недоплата.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от ** ** **** ФИО1 за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором устанавливается заработная плата с оплатой пропорционально отработанному времени в размере 25 228,13 рублей; за норму часов учебной работы 18 часов в неделю ставка заработной платы составляет 11 700 рублей в месяц. Установлен размер компенсационных выплат: за работу в сельской местности в размере 2 193,75 рублей, районный коэффициент 3290,63 рублей. Стимулирующие выплаты: за педагогический стаж – 1 462,50 рублей, за качество выполняемых работ 3 656,25 рублей, а также иные стимулирующие выплаты порядок, величина и периодичность которых установлены Положением об оплате труда.
Приведенными выше нормами Конституции РФ, федерального законодательства гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме.Указанный вывод в полной мере относится и к такому элементу заработной платы, как стимулирующие выплаты, включая различные надбавки стимулирующего характера, определяемые коллективным и трудовым договорами в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые не должны противоречить нормам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В соответствии с Положением об оплате труда работникам учреждения могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера (пункт 6.4 Положения).
Фонд оплаты труда работников формируется как исходя из объема ассигнований бюджета муниципального района, так и за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляемых на оплату труда (п. 1.6 Положения).
В силу положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Указанной норме корреспондирует содержащееся в ст. 22 ТК РФ положение об обязанности работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
В силу ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком и т.п.).
Таким образом, из вышеуказанных локальных нормативных актов ответчика, равно как и из условий заключенного сторонами трудового договора, с однозначностью следует, что выплата работнику надбавок стимулирующего характера (за интенсивность и высокие результаты работы) по результатам его труда есть право, а не обязанность работодателя, и зависит, в частности, от наличия свободных средств, количественных и качественных показателей работы каждого работника, основанных на учете конечных результатов, определяемых с учетом балльной оценки.
Выплата стимулирующих выплат в размере по усмотрению работодателя с соблюдением действующего в организации порядка не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение за труд в рамках ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Осуществление доплат и надбавок стимулирующего характера является правом, а не обязанностью работодателя, который с учетом положений ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно определять критерии и порядок их выплат на основании изданного им локального нормативного акта.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера (в том числе за выслугу лет) и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).
Организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы и другие. У работодателя есть право установить иную надбавку работнику, в том числе это может быть и персональная надбавка.
Так как при рассмотрении дела дискриминации в отношении истца со стороны работодателя установлено не было, каких-либо доказательств, подтверждающих данный факт истцом не представлено, суд при разрешении трудового спора, при отсутствии доказательств явной дискриминации в отношении работника, не вправе вторгаться в оценку эффективности производительности труда, данной работодателем при разрешении вопросов о распределении выплат стимулирующего характера.
С учетом вышеизложенного, учитывая, что стимулирующие выплаты, предусмотренные Положением об оплате, трудовым договором, истцу начислялись и им были получены, требования о выплате ему задолженности суд оставляет без удовлетворения.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для учителя устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно пункту 2 вышеуказанного приказа в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
В соответствии с п. 2.8.1. приказа № 1601, норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным); преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта; педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта; логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания; учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций; преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).
Так истцу как преподавателю организаций, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, установлена норма часов учебной (преподавательской) работы в размере 18 часов. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе дополнительными соглашениями к трудовому договору, от ** ** ****, от ** ** ****, от ** ** ****, от ** ** ****, от ** ** ****, от ** ** ****, от ** ** ****, в которых прописана норма часов работы.
Согласно Приложению № 2 к данному приказу "Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.
Согласно п. 1.3 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре - объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 1.4 Порядка определения учебной нагрузки).
Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения № 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов) (п. 1.5 Порядка).
Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения № 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов) (п. 1.6 Порядка).
Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка (п. 1.7 Порядка).
На основании пункта 1.2 Приложения № 2, при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора (пункт 1.8).
Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) (пункт 1.9).
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 2.1).
Согласно п. 5.7.10 устава МБУ ДО «Детская школа искусств Бузулукского района» директор образовательной организации утверждает графики работы и педагогическую нагрузку педагогических работников.
Как следует из представленных дополнительных соглашений к трудовому договору ФИО1 было установлено:
- дополнительным соглашением от ** ** ****: педагогическая нагрузка учебной работы в неделю в размере 36 педагогических часов, ставка заработной платы – 5760,83 рублей в месяц, выплата за работу в сельской местности – 864,12 рублей, районный коэффициент – 2 592,37 рублей, ежемесячная выплат за педагогический стаж – 576,08 рублей, ежемесячная выплат за качество выполняемых работ – 1 440,21 рублей;
- дополнительным соглашением от ** ** ****: педагогическая нагрузка учебной работы в неделю в размере 29,5 педагогических часов, ставка заработной платы – 5760,83 рублей в месяц, выплата за работу в сельской местности – 864,12 рублей, районный коэффициент – 2 195,12 рублей, ежемесячная выплат за педагогический стаж – 864,12 рублей, ежемесячная выплат за качество выполняемых работ – 1 440,21 рублей;
- дополнительным соглашением от ** ** ****: педагогическая нагрузка учебной работы в неделю в размере 29,5 педагогических часов, ставка заработной платы – 9 150 рублей в месяц, выплата за работу в сельской местности – 2249,38 рублей, районный коэффициент – 3261,59 рублей, ежемесячная выплат за педагогический стаж – 1499,58 рублей, ежемесячная выплат за качество выполняемых работ – 2999,17 рублей;
- дополнительным соглашением от ** ** ****: педагогическая нагрузка учебной работы в неделю в размере 29,5 педагогических часов, ставка заработной платы – 9 150 рублей в месяц, выплата за работу в сельской местности – 2249,38 рублей, районный коэффициент – 3374,06 рублей, ежемесячная выплат за педагогический стаж – 1499,58 рублей, ежемесячная выплат за качество выполняемых работ – 3748,96 рублей;
- дополнительным соглашением от ** ** ****: педагогическая нагрузка учебной работы в неделю в размере 30 педагогических часов, ставка заработной платы – 9 150 рублей в месяц, выплата за работу в сельской местности – 2287,50 рублей, районный коэффициент – 3431,25 рублей, ежемесячная выплат за педагогический стаж – 1525,00 рублей, ежемесячная выплат за качество выполняемых работ – 3812,50 рублей;
- дополнительным соглашением от ** ** ****: педагогическая нагрузка учебной работы в неделю в размере 22,5 педагогических часов, ставка заработной платы – 9 150 рублей в месяц, выплата за работу в сельской местности – 1 372,50 рублей, районный коэффициент – 2573,44 рублей, ежемесячная выплат за педагогический стаж – 915,00 рублей, ежемесячная выплат за качество выполняемых работ – 2 287,50 рублей.
- дополнительным соглашением от ** ** ****: педагогическая нагрузка учебной работы в неделю в размере 22,5 педагогических часов, ставка заработной платы – 11700 рублей в месяц, выплата за работу в сельской местности – 2193,75 рублей, районный коэффициент – 3290,63 рублей, ежемесячная выплат за педагогический стаж – 1462,50 рублей, ежемесячная выплат за качество выполняемых работ – 3656,25 рублей.
Анализ дополнительных соглашений к трудовому договору свидетельствует, что в период с 2016 года по 2022 год произошло снижение педагогической нагрузки учебной работы с 36 часов до 22,5 часов. Вместе с тем дополнительным соглашением от ** ** **** снижение педагогической нагрузки не производилось. Что касается снижения педагогической нагрузки до 22,5 дополнительным соглашением от ** ** ****, то по данному факту истцу был осуществлен перерасчет заработной платы, в связи с нарушением порядка уведомления, денежные средства выплачены, что следует из расчетного листа за декабрь 2022 года. Таким образом, дальнейшего снижения установленной на начало учебного года педагогической нагрузки, судом не установлено.
Согласно сведениям, представленным стороной ответчика, численность обучающихся по состоянию на ** ** **** составила 86 человек (данные сведения находятся в свободном доступе на сайте школы).
Согласно сведениями об установлении нагрузки ФИО1 установлена нагрузка 22,5 педагогических часов, количество обучающихся составляет 28 человек.
Из приказа № от ** ** **** об отчислении обучающихся (отчислено 3 учеников), из приказа № от ** ** **** об отчислении обучающихся (отчислено 19 учеников), из приказа № от ** ** **** об отчислении обучающихся (отчислено 12 человек) усматривается, что на начало учебного года на основании заявлений родителей дети были отчислены из образовательного учреждения, в том числе из класса ФИО1 Таким образом, произошло снижение количества обучающихся на начало 2022/2023 учебного года. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, истцом представлено не было.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что законодателем истцу как преподавателю организаций, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, установлена норма часов учебной (преподавательской) работы в размере 18 часов (п. 2.8.1 Приказа № 1601). Установленная учебная нагрузка 22,5 часа в неделю соответствует установленной законодателем норме часов учебной работы в неделю за ставку заработной платы по должности преподавателя. Решение работодателя об изменении (сокращении) педагогической нагрузки было принято в рамках его компетенции и обусловлено объективными причинами, а именно снижение педагогической нагрузки было связано с сокращением количества обучающихся, в виду их отчисления. Принятие тех или иных организационных и штатных изменений в связи с объемом работы и конкретными производственными задачами организации является исключительным правом работодателя. Ответчиком представлены доказательства уменьшения объема педагогической нагрузки, в связи с чем у работодателя имелись основания для изменения условий трудового договора в одностороннем порядке в части установления педагогической нагрузки.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Согласно п. 5 данной статьи, образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Как следует из устава МБУ ДО «Детская школа искусств Бузулукского района» к компетенции образовательной организации относиться разработка и утверждение образовательных программ; обсуждение, выбор и принятие учебных планов, программ, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации относится к компетенции педагогического совета (п.п. 3.3.6, 5.11.1).
01 октября 2018 года Министерством культуры Российской Федерации принят приказ № 1685 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе" (Зарегистрировано в Минюсте России 11 декабря 2018 года № 52968).
Данным приказом по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации утверждены федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" и сроку обучения по этой программе согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно п. 1.1 Приложения к приказу, федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение" (далее - программа "Хоровое пение") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Срок освоения программы "Хоровое пение" для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Хоровое пение" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год (п. 1.5).
Согласно п. 4.2 Приложения к приказу, учебный план программы "Хоровое пение" должен предусматривать следующие предметные области:
- музыкальное исполнительство;
- теория и история музыки;
и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы "Хоровое пение" со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Хор - 921 час, УП.02. Фортепиано - 329 часов, УП.03. Основы дирижирования - 25 часов;
ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02. Слушание музыки - 98 часов, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы "Хоровое пение" с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2296 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Хор - 1053 часа, УП.02. Фортепиано - 395 часов, УП.03. Основы дирижирования - 58 часов;
ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио - 428 часов, УП.02. Слушание музыки - 98 часов, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, УП.04. Элементарная теория музыки - 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОО самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОО на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОО вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Как следует из протокола № педагогического совета МБУ ДО «Детская школа искусств Бузулукского района» от ** ** ****, на данном совете преподаватели были ознакомлены с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства, а также была утверждена программа «Хоровое пение». В протоколе перечислены присутствовавшие педагоги, имеются личные подписи. Каких-либо замечаний, либо отдельных мнений по поводу принятия программы протокол совета не содержит.
Согласно утвержденной программе «Хоровое пение» вариативной частью данного курса является «Чтение хоровых партий».
Из протокола собрания № от ** ** **** следует, что на повестке дня обсуждался вопрос об утверждении вариативной части предпрофессиональной программы «Хоровое пение», за вариативную часть «Чтение хоровых партий» проголосовало большинство присутствующих преподавателей, за программу «Постановка голоса» никто не проголосовал.
Таким образом, соответствующие программы, содержащие как обязательную, так и вариативную часть, принимаются на педагогическом совете, после чего утверждаются директором образовательного учреждения. Вместе с тем ничего не мешало истцу, присутствующему на собрании, проявить инициативу и предложить иную вариативную часть вышеуказанной программы. Однако истец соответствующим правом не воспользовался. Сведений, подтверждающих фальсификацию протокола педагогического совета, о чем было заявлено истцом в судебном заседании, представлено им не было.
Свидетель Ф.Н.Д. в судебном заседании пояснила, что <данные изъяты>.
Свидетель Ш.А.А. также пояснила, <данные изъяты>.
Свидетель П.И.В., супруга истца, в судебном заседании пояснила, что <данные изъяты>.
Свидетель Ч.Н.В., супруга бывшего директора школы <данные изъяты>
К показаниям свидетелей Ш.А.А. и Ф.Н.Д. суд относится критически, поскольку <данные изъяты>
Также суд относиться критически и к показаниям свидетелей П.И.В. и Ч.Н.В., поскольку <данные изъяты>
Представленный истцом примерный учебный план по программе «Хоровое пение» и содержащий в вариативной части предмет «Постановка голоса» носит рекомендательный характер. В связи с чем образовательное учреждение может воспользоваться предложенным перечнем либо самостоятельно определить учебные предметы. Таким образом, право выбора того или иного предмета вариативной части соответствующей программы принадлежит исключительно образовательной организации. Из представленных истцом программ «Хорового пения», содержащих в себе предмет вариативной части «Постановка голоса» других музыкальных школ, явствует, что данные учреждения воспользовались предложенным перечнем.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ответчиком была соблюдена процедура принятия и утверждения программы, поскольку это относится непосредственно к компетенции педагогического совета. Протоколы педагогического совета истцом не обжаловались, иных сведений опровергающих данный вывод суду не представлено. Учитывая, что принятие той или иной программы обучения относится к исключительной компетенции образовательной организации (работодателя), суд не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность учреждения и решать вопросы о целесообразности и необходимости принятия и утверждения той или иной программы обучения. В связи с чем требования об обязании ответчика вернуть предмет «Постановка голоса» не могут быть удовлетворены.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п. 63 постановления № 2 Пленум Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» учитывая, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Учитывая, что в судебном заседании не нашло подтверждение нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика, не установлено дискриминации в отношении истца со стороны работодателя, следовательно, исковые требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований истца отказано, понесенные им расходы не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требованиях ФИО1 к МБУДО "Детская школа искусств Бузулукского района" о взыскании заработной платы – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись М.М. Мухтарова
Решение в окончательной форме принято 13 сентября 2023 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-932/2023, УИД 56RS0008-01-2023-000551-32, находящемся в производстве Бузулукского районного суда.