ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-934/20 от 13.07.2020 Каменского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-934/2020

УИД - 61RS0036-01-2020-001277-77

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2020 года Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курилова А.Е.,

с участием старшего помощника Каменского городского прокурора – Авдалова Р.Ю.,

при секретаре Семерниковой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области об обязании отразить на картах генерального плана границы зоны санитарной охраны существующего водозабора,

У С Т А Н О В И Л:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Администрации г. Каменска-Шахтинского Ростовской области об обязании отразить на картах генерального плана границы зоны санитарной охраны существующего водозабора, указав в обоснование своих требований, что решением Каменск-Шахтинской Городской думы от 06.10.2010 года № 51 утвержден генеральный план муниципального образования город Каменск-Шахтинский. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генерального плана городского округа. В соответствии с п. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий. К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в част­ности, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 105 Земельного кодекса РФ). Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской об­ласти от 15.11.2016 года № 149 установлены границы и режим использования террито­рии «Организация зоны санитарной охраны существующего водозабора из по­верхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского». Установленные зоны санитарной охраны располагаются на территории города Каменска-Шахтинского. Однако, в нарушение ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 3, 9, 23, 24 Градостроительного кодекса РФ, сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий - зон санитарной охраны существующего водозабора из поверхностного источника водоснабжения города Каменска-Шахтинского, установленные указанным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 года № 149, на картах генерального плана не отражены. С целью устранения нарушений законов в адрес органа местного само­управления было внесено представление, вместе с тем допущенные нарушения не устранены. Несвоевременное отражение границ зон санитарной охраны источника водоснабжения в документах территориального планирования влечет нарушение ин­тересов Российской Федерации (собственника водных объектов), определяющей государственную политику в сфере охраны водных объектов, охраны окружающей среды. Отсутствие отраженных на картах генерального плана границ зон санитарной охраны может способствовать незаконному предоставлению земельных участков в границах второго пояса зон санитарной охраны в част­ную собственность (ограничены в обороте в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ). Невыполнение Администрацией города Каменска-Шахтинского мероприятий по отражению границ зон санитарной охраны источ­ника водоснабжения в документах территориального планирования нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления.

На основании изложенного, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского отразить на картах генерального плана г. Каменск-Шахтинского границы зон санитарной охраны существующего водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского, установленные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 года № 149.

В судебном заседании старший помощник Каменского городского прокурора – Авдалов Р.Ю. заявленные требования поддержал, согласно доводам, указанным в иске.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Каменск-Шахтинского, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

Ранее в своих письменных объяснениях представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 года № 149 в федеральной государственной информационной системе территориального планирования на официальном сайте в сети «Интернет» отсутствует. На схеме территориального планирования Ростовской области также не отражены указанные границы зон с особыми условиями использования территорий. Сведения о границах указанных зон также отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Получить информацию о границах зон с особыми условиями использования территорий, установленной приказом Министерства жилищно- коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 года № 149 из Единого государственного реестра недвижимости не представляется возможным. Указанные обстоятельства препятствуют отражению на картах генерального плана указанных границ зон с особыми условиями использования территории.

Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Ростовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использования водных объектов выявлен факт отсутствия в документах территориального планирования – генеральном плане г. Каменск-Шахтинского сведений о границах зон санитарной охраны существующего источника питьевого водоснабжения.

В соответствии с положениями ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из документов территориального планирования муниципального образования является Генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Вопросы установления границ зон санитарной охраны регулируются, в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН - 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).

Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (абзац третий этого же пункта).

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Из материалов дела следует, что решением Каменск-Шахтинской Городской думы № 51 от 06.10.2010 года утвержден генеральный план муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский».

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области № 149 от 15.11.2016 года утвержден проект «Организация зоны санитарной охраны существующего водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского». Данным приказом установлены границы и режим использования территории «ЗСО водозабора» согласно Приложению.

В Приложении к указанному приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области № 149 от 15.11.2016 года указаны конкретные границы каждого пояса зоны санитарной охраны данного водозабора.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генерального плана городского округа.

Статьей 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа.

Согласно ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, зоны с особыми условиями использования территорий (ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 г. № 244 утверждены Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов.

Согласно п. 9.14 указанных Методических рекомендаций, в составе обосновывающих материалов целесообразно оформлять следующие карты, в том числе, карты использования территории муниципального образования с отображением особых экономических зон, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения, территорий объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использования территорий.

Карты обосновывающей части проекта генерального плана в границах поселения, городского округа могут выполняться в масштабах 1:50000; 1:25000, 1:10000, 1:5000, а в границах населенных пунктов - в масштабах 1:10000; 1:5000; 1:2000 в зависимости от численности населения и размеров территории поселений, городских округов, с учетом обеспечения наглядности графических материалов в соответствии с заданием на проектирование (градостроительным заданием) либо по согласованию с заказчиком в процессе проектирования.

Как указано, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области № 149 от 15.11.2016 года утверждены в Приложении конкретные границы каждого пояса зоны санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского.

Согласно указанному приказу, его копия направлена, в том числе в Администрацию г. Каменск-Шахтинского.

Каких-либо доказательств невозможности отразить на картах генерального плана границы зоны санитарной охраны водозабора, указанные в Приложении к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области № 149 от 15.11.2016 года, ответчиком суду не предоставлено.

Вопросы утверждения генерального плана городского округа, включая отражение на картах генерального плана зон с особыми условиями использования территорий, являются вопросами местного значения.

При этом, доводы ответчика о том, что сведения о границах указанных зон отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований не являются.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.

На основании изложенного суд считает, что заявленные Ростовским межрайонным природоохранным прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области об обязании отразить на картах генерального плана границы зоны санитарной охраны существующего водозабора, - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского отразить на картах генерального плана г. Каменск-Шахтинского границы зон санитарной охраны существующего водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского, установленные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 года № 149.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17.07.2020 года.

Судья: