ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-935/2022 от 04.08.2022 Назаровского городского суда (Красноярский край)

24RS0037-01-2022-000813-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2022 г. г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Сизых Л.С.,

с участием заявителя ФИО1,

при секретаре: Якименко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-935/2022 по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления об отказе в совершении нотариального действия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления об отказе в совершении нотариального действия, возложении обязанности, мотивируя тем, что 10 марта 2022 г. обратился к нотариусу Назаровского нотариального округа ФИО2 с заявлением об удостоверении доверенности, приложив к нему проект доверенности.

18 марта 2022г. нотариусом Назаровского нотариального округа ФИО2 вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Отказывая в совершении нотариального действия, а именно, в удостоверении доверенности на совершение разнообразных действий, в том числе на распоряжение имуществом, денежными вкладами, получение денежных переводов, сроком на 25 лет, нотариус руководствовался ст. 7.1 ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию доходов) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Данное постановление является незаконным и необоснованным, поскольку доверенность не является документом по распоряжению имуществом и денежными вкладами, в том числе, добытых преступным путем, и не предоставляет никаких прав на совершение каких-либо противозаконных действий. Все действия в рамках доверенности осуществляются представителем не в собственных интересах и не от своего имени, а от имени и в интересах доверителя. Любое противозаконное действие представителя будет заморожено (заблокировано) соответствующими юридическими лицами при обращении за его совершением.

Закон «О противодействии легализации (отмыванию доходов) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не запрещает гражданину использовать свой заработок и пенсию для поддержания своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности лиц, находящихся на его иждивении.

Кроме того, в доверенности указаны и иные полномочия, не связанные с доходами и распоряжением денежными средствами, которые нотариус заблокировал без всякой мотивировки.

В случае, если ФИО1 будет назначено наказание в виде лишения свободы, его супруга при отсутствии доверенности будет поставлена в тяжелое материальное положение, так как будет вынуждена содержать не только себя, но и заявителя.

Нотариусом ФИО2 не указано, какими именно нормами (главами, статьями, пунктами) «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Регламента совершения нотариусами нотариальных действий» он руководствовался.

Нотариус вправе отказать в совершении исполнительной надписи только при наличии достаточных оснований полагать, что исполнительная надпись может быть использована в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В противном случае отказ от совершения нотариального действия является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности нотариуса. В постановлении об отказе в совершении нотариального действия ФИО2 не указано ни одно из достаточных оснований, свидетельствующих о том, что удостоверенная им доверенность впоследствии может быть использована в указанных целях.

С учетом изложенного просит признать незаконным постановление нотариуса Назаровского нотариального округа ФИО2 об отказе в совершении нотариального действия. Возложить на нотариуса ФИО2 обязанность удостоверить доверенность на ФИО3

Заявитель ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что включение его в Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, не является безусловным основанием к отказу в удостоверении доверенности. В данном случае у нотариуса возникает обязанность сообщить об этом в Росфинмониторинг. ФЗ" О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не содержит запрет на удостоверение доверенности. Умысла на финансирование какой-либо деятельности у него не было. Нотариусом не представлено убедительных данных в обоснование отказа в удостоверении доверенности.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Будучи ранее допрошенным, требования ФИО1 не признал, суду пояснил, что ФИО1 включен в Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В связи с этим у него отсутствовали правовые основания для удостоверения доверенности, выданной от имени ФИО1, на совершение действий, в частности, по управлению и распоряжению имуществом. В данном случае представитель вправе получать заработную плату, почтовую корреспонденцию, лекарственные препараты по рецепту. Речь идет о не совершении нотариального действия по удостоверению доверенности в целях исполнения положений ФЗ № 115. Замораживание (блокирование) денежных средств нотариусом возможно только в том случае, когда у нотариуса гражданином или юридическим лицом открыт депозит, на который внесены денежные средства.

Представитель заинтересованного лица Нотариальной Палаты Красноярского края в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представили отзыв, согласно которому в силу пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ нотариусы обязаны принять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, установленные подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении следующих категорий лиц:

- включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

- включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

- организаций или физических лиц, в отношении которых межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имуществ.

Учитывая специфику нотариальной деятельности, замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества может быть реализовано нотариусом посредством не совершения нотариальных действий.

При удостоверении доверенностей нотариусы руководствуются «Методическими рекомендациями по удостоверению доверенностей», утвержденными решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18.07.2016, кол № 07/16, согласно которым доверенность может быть оформлена только на совершение правомерных действий. Ее содержание не может противоречить требованиям законодательства; полномочия, передаваемые представителю, должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными; полномочия, изложенные в доверенности, не могут выходить за пределы правоспособности представляемого, предусмотренной законодательством; если в доверенности предусматриваются полномочия в отношении конкретного имущества, то в ней необходимо указать индивидуальные признаки этого имущества.

Поскольку ФИО1 включен в Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, действия нотариуса являются правомерными и соответствующими действующему законодательству Российской Федерации.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от ДД.ММ.ГГГГ № 4462-1 нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

В соответствии со статьей 48 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства; факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации; у нотариуса отсутствует возможность обеспечения сохранности движимых вещей, передаваемых нотариусу на депонирование на основании статьи 88.1 настоящих Основ; отсутствует технологическая возможность преобразования электронного документа посредством изменения его формата; не устранены причины, послужившие основанием для отложения совершения нотариального действия удаленно в случае, предусмотренном частью шестой статьи 41 настоящих Основ.

Нотариус вправе отказать в совершении исполнительной надписи при наличии достаточных оснований полагать, что исполнительная надпись может быть использована в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В этом случае отказ от совершения нотариального действия не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности нотариуса.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Согласно части 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.02.2009 г. N 20-В08-16, доверенность подтверждает наличие у поверенного прав действовать от имени доверителя и определяет условия и границы реализации этих прав. Она предназначена для предъявления третьим лицам, в отношениях с которыми поверенный выступает от имени доверителя.

Согласно п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и отнесения клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения им подозрительных операций, принятия мер по снижению риска совершения клиентом подозрительных операций, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, оценки возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и по результатам этой оценки принятия мер, направленных на снижение (минимизацию) данной возможности, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 1.1, 2, 3.1, 3.2, 6 пункта 1, пунктами 2, 4 и 5.14 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3, пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов… в случаях, если они готовят или осуществляют от имени и по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.

Согласно п. 6 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранных страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом;

Согласно ст. 3 указанного закона замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг - адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Постановлением нотариуса Назаровского нотариального округа Красноярского края ФИО2 от 18.03.2022 ФИО1 отказано в удостоверении доверенности на супругу ФИО3, поскольку совершение указанного нотариального действия противоречит ст. 7.1 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В постановлении указано, что ФИО1 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в связи с чем, нотариус обязан применять меры к замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Из представленных в материалы дела скриншотов официального сайта Федеральной службы по финансовому мониторингу усматривается, что ФИО1 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, что также не оспаривалось заявителем в судебном заседании.

Исходя из буквального толкования положений ст. 7, ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", нотариусам не следует удостоверять договоры купли-продажи, дарения и иные сделки, направленные на отчуждение движимого и недвижимого имущества, одной из сторон которых является лицо, включенное в Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения о их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Запрет на удостоверение доверенности указанные положения закона не содержат. Удостоверение доверенности не является удостоверением сделки с денежными средствами или иным имуществом.

Представленная заявителем для нотариального удостоверения доверенность не является сделкой по распоряжению его имуществом, поскольку наделяет ФИО3 полномочиями на представление интересов ФИО1 во всех учреждениях и организациях. В частности, доверенность предоставляет ФИО3 право на получение почтовой корреспонденции заявителя, предоставление интересов доверителя в медицинских организациях, фондах обязательного медицинского страхования, в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации, органах социальной защиты, жилищно-коммунальных хозяйствах, налоговых органах и т.д. Из содержания доверенности не усматривается, что она выдана на совершение определенного действия, в отношении конкретного движимого или недвижимого имущества.

Довод нотариуса о том, что, отказывая в удостоверении доверенности, он, тем самым, законным способом препятствует финансированию террористической деятельности, применяет меры к замораживанию (блокированию) денежных средств или имущества заявителя, является неправомерным, поскольку удостоверение доверенности не противоречит положениям закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Следует отметить, что замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества и отказ в удостоверении доверенности не являются идентичными нотариальными действиями, не могут подменять друг друга, так как имеют разную правовую природу. Несмотря на это, нотариусом в обоснование отказа в удостоверении доверенности в постановлении делается ссылка на необходимость применения меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества имеет место, когда у нотариуса открыт депозит, на который внесены денежные средства, в отношении которых нотариус имеет реальную возможность принять меры к замораживанию (блокированию), запретив лицу, включенному в Перечень, осуществлять операции с данными денежными средствами.

Вместе с тем, достаточных доказательств наличия у нотариуса на депозите денежных средств ФИО1, суду не представлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что доверенность не является сделкой по распоряжению конкретным движимым или недвижимым имуществом, закон не содержит прямого запрета на удостоверение доверенности лицам, включенным в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, отказ нотариуса в удостоверении доверенности нарушает права заявителя на представление его интересов в различных учреждениях, суд приходит к выводу о том, что постановление нотариуса об отказе в совершении нотариального действия является незаконным.

При таких обстоятельствах требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление нотариуса Назаровского нотариального округа ФИО2 от 18.03.2022 об отказе в совершении нотариального действия.

Возложить на нотариуса Назаровского нотариального округа ФИО2 обязанность удостоверить доверенность на супругу заявителя - ФИО3.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

.

.

Судья Л.С. Сизых

Мотивированное решение изготовлено 24.09.2022.