ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9385/2015 от 14.12.2015 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело №2-9385/2015 КОПИЯРЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего судьи В.А. Юсупова,

при секретаре Д.М. Ильиной,

с участием ФИО2ФИО3, ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном административное исковое заявление Управления ФССП России по Челябинской области об обжаловании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области,

УСТАНОВИЛ:

Управление ФССП России по Челябинской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об обжаловании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, мотивируя тем, что обязание заявителя устранить указанные в предписании № П-74-06-0159 выявленные нарушения является незаконным.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования административного искового заявления.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области в судебном заседании против удовлетворения иска возражали.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в иске необходимо отказать.

Судом установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена выездная и документальная проверка Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области соблюдения обязательных требований в области обработки персональных данных.

По результатам проверки вынесено предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены следующие нарушения, допущенные заявителем:

1. непринятие государственным или муниципальным органом мер по утверждению документов, регламентирующих обработку персональных данных, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами";

2. обработка избыточных персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки;

3. не соблюдение установленных требований по ознакомлении служащих, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл.22 КАС РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области включено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных с присвоением регистрационного номера

В соответствии с пп. б п. 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, утверждают актом руководителя государственного или муниципального органа следующие документы:

правила обработки персональных данных, устанавливающие процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, а также определяющие для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований;

правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей;

правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом "О персональных данных", принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и локальными актами оператора;

правила работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных;

перечень информационных систем персональных данных;

перечни персональных данных, обрабатываемых в государственном или муниципальном органе в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных или муниципальных услуг и осуществлением государственных или муниципальных функций;

перечень должностей служащих государственного или муниципального органа, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных;

перечень должностей служащих государственного или муниципального органа, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным;

должностной регламент (должностные обязанности) или должностная инструкция ответственного за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе;

типовое обязательство служащего государственного или муниципального органа, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним служебного контракта (контракта) или трудового договора прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

типовая форма согласия на обработку персональных данных служащих государственного или муниципального органа, иных субъектов персональных данных, а также типовая форма разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные;

порядок доступа служащих государственного или муниципального органа в помещения, в которых ведется обработка персональных данных.

Как видно из указанного перечня, все перечисленные документы являются внутренними локальными документами, утверждаемыми актом руководителя государственного или муниципального органа. Таким образом, указание ответчиком на невыполнение данного положения заявителем и обязание устранить данное нарушение не является обязанием принять нормативный правовой акт, как ссылается в административном исковом заявлении Управлением ФССП России по Челябинской области. в связи с изложенным довод административного истца о невозможности исполнитель данный пункт предписания в связи с его незаконностью, не может быть принять судом как обоснованный и достоверный.

Вместе с тем, административным истцом приказом от 05.06.2015г. были утверждены временные локальные акты, регламентирующие вопросы в области защиты, обработки и передачи персональных данных в УФССП по Челябинской области, что свидетельствует о понимании административным истцом сути и законности предписания № , выданного по результатам спорной проверки.

На основании ч. 5 ст. 5 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

По результатам проверки было установлено и указано в предписании № , что Управлением ФССП России по Челябинской области нарушается положения указанной нормы закона в связи с тем, что в анкетах работников УФССП России по Челябинской области, не являющимися государственными служащими, которые хранятся в личных делах, указываются сведения о судимости работника. Анкета разработана и введена в действие Управлением ФССП России по Челябинской области.

Довод административного истца о том, что данные сведения не являлись обязательными и заполнялись претендентами на должность по желанию, а полученные факты не проверялись и не обобщались, суд находит несостоятельным. Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области включено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, регистрационный номер . Сведения о судимости лица относятся к категории персональных данных.

В соответствии с п.3 ст. 3 Закона "О персональных данных" обработка персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о нарушении административным истцом Закона "О персональных данных" в части обработки избыточных персональных данных, поскольку сбор информации, о чем свидетельствует наличие соответствующей строки в анкете, сам по себе является действием по обработке персональных данных. Сбор сведений о судимости лица, не являющегося государственным служащим, не предусмотрен действующим законодательством, следовательно, данные сведения, являющиеся персональными данными, являются избыточными.

На момент принятия судом решения по делу административным истцом утверждена типовая форма анкеты для граждан, отвечающая заявленным целям обработки персональных данных, что доведено до проверяющей организации письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ОХ.

Как следует из положения пп. "е" п. 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторы, являющиеся государственными или муниципальными органами, осуществляют ознакомление служащих государственного или муниципального органа, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных (в том числе с требованиями к защите персональных данных), локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) организуют обучение указанных служащих.

В соответствии со ст.ст. 6, 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Административным истцом не представлено суду достоверных доказательств того, что Управлением надлежащим образом осуществляется ознакомление госслужащих, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Вместе с тем, в ходе исполнения спорного предписания данное требование Постановления Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, административным истцом было исполнено, в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области направлены соответствующие сведения, что было отражено в отзыве на рассматриваемое административное исковое заявление, представленным в судебное заседание ответчиком.

Таким образом, все выявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области нарушения, допущенные Управлением ФССП России по <адрес> в области обработки персональных данных и отраженные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ № П нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания. Доказательств обратного сторонами суду не представлено.

Доводы истца о том, что выявленные нарушения и спорное предписание не основаны на законе, суд находит несостоятельными, при изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного искового Управления ФССП России по Челябинской области об обжаловании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления ФССП России по Челябинской области об обжаловании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п В.А. ЮСУПОВ.

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного

суда г. Челябинска: В.А. ЮСУПОВ.

Секретарь Д.М. Ильина.

Решение вступило в законную силу ____________________________ 201 __ г.

Судья Центрального районного

суда г. Челябинска: В.А. ЮСУПОВ.

Секретарь