ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-93/2012 от 23.05.2012 Кыринского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2 - 93/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2012 г. с. Кыра

Кыринский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Курсиновой М.И.

при секретаре Родиковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник», к Министерству природных ресурсов и экологии РФ о возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Читинский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что в результате проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в лесах на территории Сохондинского заповедника установлено, что мероприятия по охране лесов от пожаров Сохондинского заповедника, включенные в лесохозяйственный регламент, спроектированы на основании материалов лесоустройства 1991 года с давностью таксации лесов более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент ППБ в лесах и ЛК РФ. В нарушение ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент заповедника в настоящий момент основой охраны лесов от пожаров быть не может. Необходимо провести лесоустройство лесов заповедника, в частности провести таксацию и на ее основе, с учетом обязательных к исполнению требований ППБ в лесах и ЛК РФ, спроектировать мероприятия по охране лесов от пожаров по указанным направлениям, внести изменения в лесохозяйственный регламент в объемах спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров. Учитывая, что распоряжением Правительства РФ №2055-р от 31.12.2008 года особо охраняемые природные территории федерального значения из ведения Росприроднадзора и Минсельхоза переданы Министерству природных ресурсов и экологии РФ, обязанность по лесоустройству лежит на Министерстве. В нарушение ст. 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте Сохондинского заповедника не содержатся в полном объеме следующие требования: к охране лесов от пожаров, а именно требования к видам средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативам обеспеченности данными средствами лиц, нормам наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов; к наблюдению и контролю за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; к организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; к организации патрулирования лесов; к приему и учету сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной безопасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (мониторинг); к разработке планов тушения пожаров и тушению лесных пожаров. После проведения нового лесоустройства ФГБУ «Сохондинский заповедник» должно внести изменения в лесохозяйственный регламент в объемах спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров и с учетом необходимости включения в регламент всех требований по охране лесов от пожаров. В нарушение ст. 88 ЛК РФ, п. 24 Состава проекта освоения лесов в проекте освоения лесов Сохондинского заповедника не содержатся в полном объеме требования к охране лесов от пожаров, а именно: в разделе №5 проекта не содержится обоснование и характеристики проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, их территориальное размещение, тематическая лесная карта; в таблице №32 проекта не приведены сведения о территориальном размещении, квартале, выделе (графы №4,5) проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, а также потребности в проектируемых видах и объемах мероприятий по противопожарному обустройству лесов (содержание минерализованных полос, дорог противопожарного назначения, ремонт и обновление, аншлагов и информационных щитов) с учетом действующих нормативов ( графа 7). После проведения лесоустройства заповедника, внесения соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент, в проект освоения лесов ФГБУ «Сохондинский заповедник» необходимо также внести изменения в части спроектированных мероприятий по охране лесов от пожаров в объемах, определенных лесоустройством, указать сведения, определенные п. 24 Состава проекта освоения лесов как обязательные. Кроме того, проверкой установлено, что на территории заповедника существуют участки леса, куда возможна доставка сил и средств пожаротушения в течение 3 часов, где возможно обнаружение и тушение лесных пожаров, что подтверждается проектом освоения лесов, которым предусмотрено наличие конных троп и автомобильных дорог для доставки сил, средств пожаротушения к местам тушения лесных пожаров, соответственно данные участки леса должны быть отнесены к району наземной охраны лесов внутри авиационной зоны. Проверкой установлено, что разделение авиационной зоны заповедника на районы наземной и авиационной охраны не проводилась. Просит: 1. обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ провести лесоустройство посредством выполнения таксации лесов с составлением соответствующих ведомостей и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству; 2. обязать ФБГУ «Сохондинский заповедник» после проведения лесоустройства внести соответствующие изменения в лесохозяйственный регламент в части спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров в объемах, определенных п. 24 Состав проекта освоения лесов как обязательные; 3. обязать ФБГУ «Сохондинский заповедник» после проведения лесоустройства заповедника, внесения соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент, внести изменения в проект освоения лесов в части спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров в объемах, определенных лесоустройством, указания сведений, определенных п. 24 Состав проекта освоения лесов как обязательные; 4. обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ провести разделение зоны авиационной охраны лесов Сохондинского заповедника на районы (авиационный, наземный) охраны лесов от лесов от пожаров.

Помощник Читинского природоохранного межрайонного прокурора Раднаев Т.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, уточнил исковые требования, изложенные в пунктах 1, 2, 3, просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ провести лесоустройство в виде таксации лесов с составлением соответствующих ведомостей и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Сохондинского заповедника, обязать ФГБУ «Сохондинский заповедник»: после проведения лесоустройства внести соответствующие изменения в лесохозяйственный регламент в части спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров в объемах, определенных лесоустройством, исполнять данные мероприятия, указать в лесохозяйственном регламенте, в том числе в разделе 2.16, требования, предусмотренные п.6.16.1 Состава лесохозяйственного регламента (нормативы, параметры и сроки проведения мероприятий по предупреждению, обнаружению и ликвидации лесных пожаров) и требования, установленные п.4 ч.5 ст.87 ЛК; после проведения лесоустройства заповедника, внесения соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент, внести изменения в проект освоения лесов в части объема спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров и указать в проекте освоения лесов сведения, определенные п. 24 Состав проекта освоения лесов как обязательные и суду пояснил, что лесоустройство на территории ФГБУ «Сохондинский заповедник» было проведено в 1991 году, давность таксации лесов составила более 10 лет, поэтому все мероприятия по охране лесов от пожаров Сохондинского заповедника, указанные в лесохозяйственном регламенте, недействительны. В силу распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008г. ФГБУ «Сохондинский заповедник» передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое обязано провести лесоустройство на территории ФГБУ «Сохондинский заповедник» в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. После чего на основании лесоустройства ФГБУ «Сохондинский заповедник» обязан внести изменения в лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов изменения, привести их в соответствие с Лесным Кодексом РФ, с Составом лесохозяйственного регламента и Составом проекта освоения лесов. Кроме того, разделение авиационной зоны Сохондинского заповедника на районы наземной и авиационной охраны не проведено. В силу Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.07.2007г. №385, и Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза №122 от 22.09.1997г. и с учетом распоряжения Правительства РФ №2055-р обязанность по разделению авиационной зоны Сохондинского заповедника на районы лежит на Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

Представитель ответчика ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал и суду пояснил, что требования, предъявленные к ФГБУ «Сохондинский заповедник» не конкретизированы, поскольку неизвестно, что будет определено лесоустройством, которое будет проводиться 3 года. Кроме того, проведение лесоустройства в обязательном порядке повлечет за собой либо разработку вновь лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов ФГБУ «Сохондинский заповедник», либо внесение изменений в действующие лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов, для этого не требуется решения суда.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РФ ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал и суду пояснил, что в компетенцию Министерства природных ресурсов и экологии РФ не входит непосредственное проведение лесоустройства, Министерство лишь выступает заказчиком выполнения работ и услуг по лесоустройству и заключает государственный контракт. Минприроды РФ в 2011 году направляло в Министерство финансов РФ заявку на выделение бюджетных ассигнований в период 2012-2014 годы для проведения лесоустройства на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в том числе на территории Сохондинского заповедника, но заявка не была удовлетворена, поэтому в текущем году Минприроды РФ направит такую же заявку в Министерство финансов РФ на выделение средств для проведения лесоустроительных работ, в том числе и на территории Сохондинского заповедника, в 2013-2015 годах. Для проведение лесоустройство потребуется минимум 3 года. Считает требования о проведении разделения зоны авиационной охраны лесов Сохондинского заповедника не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно Порядку организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденному приказом Рослесхоза от 03.11.2011г., предусматривающему разделение зоны авиационного мониторинга на районы тушения пожаров, решением данного вопроса занимается Росприроднадзор, несмотря на то, что Росприроднадзор находится в ведении Минприроды РФ. К тому же указанное разделение было произведено в лесохозяйственном регламенте, при этом была допущена опечатка и вместо термина районы был указан термин зоны, и с учетом того, что в заповеднике дорог и водных путей не имеется, в заповеднике горная местность, вся территория заповедника была отнесена к авиационному району тушения пожаров, дополнительного разрешения данного вопроса не требуется.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 11 декабря 1973 года №609 по решению Исполнительного комитета Читинского областного Совета депутатов трудящихся от 28 марта 1974 г. №141. Площадь земельного участка ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» в соответствии с проектом освоения лесов составляет 210988 га и располагается на территории Кыринского, Улетовского и Красночикойского районов.

В силу ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст. 23 настоящего Кодекса, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.Порядок проведения лесоустройства определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 68 Лесного Кодекса РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ст. 70 Лесного Кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Исходя из приведенных норм, на органах государственной власти или органах местного самоуправления лежит обязанностьпо организации лесоустройства.

В соответствии со ст.81 Лесного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства.

Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2055-р Сохондинский государственный природный биосферный заповедник, расположенный в Забайкальском крае передан в ведение Минприроды России.

Согласно Уставу ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник», Учреждение находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое также осуществляет полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.5. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404, Министерство природных ресурсов и экологии РФ в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты.

В соответствии со ст. 69.1. Лесного Кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В силу ст. 19 Лесного Кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В п. 139Лесоустроительной инструкции, утвержденнойПриказом Министерства природных ресурсов РФ от 6 февраля 2008 г. N 31, установлено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Аналогичные положения указаны в п.150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011г.

Как установлено судом из акта проверки от 8 января 2012 года, лесохозяйственного регламента Сохондинского государственного природного биосферного заповедника (введение), проекта освоения лесов, расположенных на землях Сохондинского государственного природного биосферного заповедника (раздел 2 п. 2.8), а также из пояснений сторон, лесоустройство на землях Сохондинского государственного природного биосферного заповедника было проведено в 1991г.

Ответчиком - Министерством природных ресурсов и экологии РФ не отрицается факт необходимости проведения лесоустройства на землях Сохондинского государственного природного биосферного заповедника и, исходя из представленных в суд возражений и пояснений представителя ответчика ФИО2, данные требования прокурора оспариваются ответчиком лишь по основанию отсутствия денежных средств для проведения лесоустройства.

На основании изложенного требования прокурора о возложении обязанности по проведению лесоустройства на территории Сохондинского заповедника подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 88 Лесного Кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 89 Лесного Кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом МПР России от 06.04.2007г. №77, проект освоения лесов разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Как следует из материалов дела, лесохозяйственный регламент лесничества «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» разработан и утвержден Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ДД.ММ.ГГГГ, а также составлен проект освоения лесов, расположенных на землях Сохондинского государственного природного биосферного заповедника, который прошел государственную экспертизу ДД.ММ.ГГГГ

В силу пунктов 15 и 16 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, утвержденного Приказом Минприроды РФ №106 от 19 апреля 2007 года, внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований; изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 8 - 14 настоящего документа, предусматривающими в частности, что разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации; основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Таким образом, действующими нормативными актами не предусмотрены в качестве оснований внесения изменений в лесохозяйственный регламент указанные прокурором основания - противоречие лесохозяйственного регламента п.24 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки и материалы лесоустройства, которое будет проведено в будущем.

К тому же прокурор не указал, в каком именно объеме в лесохозяйственном регламенте Сохондинского заповедника не содержаться указанные им в иске требования, в чем именно выражаются противоречия лесохозяйственного регламента.

Напротив, в лесохозяйственном регламенте в соответствии со ст. 87 Лесного Кодекса РФ в разделе 2.16 установлены требования к охране, защите и воспроизводству лесов и данный лесохозяйственный регламент был утвержден уполномоченным органом федеральной власти.

Те требования, которые указаны прокурором в иске как подлежащие обязательному включению в лесохозяйственный регламент Сохондинского заповедника, а именно: требования к видам средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативам обеспеченности данными средствами лиц, нормам наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов; требования к наблюдению и контролю за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; требования к организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; требования к организации патрулирования лесов; требования к приему и учету сообщений о лесных пожарах, оповещения населения и противопожарных служб о пожарной опаснсоти в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (мониторинг); требования к разработке планов тушения пожаров и тушению лесных пожаров, не предусмотрены таковыми ни статьей 87 Лесного Кодекса РФ, ни Составом лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, утвержденным Приказом Минприроды РФ №106 от 19 апреля 2007 года.

Кроме того, суд соглашается с доводами представителя ответчика ФИО1, о том, что выполнение работ по лесоустройству одновременно повлечет за собой внесение изменений в лесохозяйственный регламент независимо от решения суда.

На основании изложенного требования прокурора о возложении обязанности по внесению изменений в лесохозяйственный регламент ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Не подлежат удовлетворению и требования прокурора о внесении изменений в проект освоения лесов, как не основанные на законе. В силу п. 32 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом МПР России от 06.04.2007г. №77 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента или условий договора аренды, а также при необходимости актуализации объемов работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке. Таковых оснований не установлено и не имеется.

Разрешая требования прокурора о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии РФ провести разделение зоны авиационной охраны лесов Сохондинского заповедника на районы охраны лесов от пожаров, суд приходит к следующему.

Правила организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.07.2007г. №385, на которые ссылается истец в обоснования своих требований о возложении обязанности провести разделение зоны охраны лесов на районы охраны лесов, утратили силу с 15 мая 2012 года на основании Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. №384.

Инструкция по авиационной охране лесов, на которую также ссылается прокурор в обосновании своих требований, в п. 1.4. которой указано, что территории лесного фонда, отнесенные к зоне авиационной охраны, подразделяются на районы, в которых тушение пожаров должно производиться авиационными силами и средствами (район авиационной охраны), и районы, в которых тушение пожаров должно производиться наземными силами и средствами (район наземной охраны), утверждена и введена для руководства органов Федеральной службы лесного хозяйства России и баз авиационной охраны лесов и в силу п.1.2 Инструкции авиационная охрана лесов осуществляется специализированными организациями - базами авиационной охраны лесов (авиабазами) или авиазвеньями на правах авиабаз Федерального органа управления лесным хозяйством России, либо другими лицами, имеющими лицензию на выполнение этого вида работ.

В пункте 6 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 03.11.2011г. №470, указано, что зоны осуществления лесоавиационных работ (территории, в границах которых осуществляются охрана и защита лесов авиационными методами) определяются Федеральным агентством лесного хозяйства по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; зона авиационного мониторинга разделяется на районы, в которых тушение пожаров производится с применением авиационных средств, и районы с применением наземных средств, к районам применения наземных средств зоны авиационного мониторинга относятся территории земель лесного фонда, к которым наземные средства пожаротушения могут быть доставлены за время не более трех часов с момента поступления информации о лесном пожаре.

Таким образом, указанные акты не устанавливают обязанность проведения Министерством природных ресурсов и экологии РФ разделения зоны авиационной охраны лесов на землях особо охраняемых природных территорий, к которым относится Сохондинский заповедник, на районы охраны лесов от пожаров, данные акты не содержат властных предписаний, подлежащих обязательному исполнению ответчиком.

Не предусмотрена такая обязанность и Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404, а также Лесным Кодексом РФ.

К тому же, в п.2.16.1 лесохозяйственного регламента Сохондинского государственного природного биосферного заповедника указано, что вся территория лесничества отнесена к авиационной зоне тушения, авиапатрулирование территории лесничества производится на договорных началах с Читинской авиабазой, при отсутствии средств на авиаохрану патрулирование и тушение производится в пешем порядке с использованием лошадей, также приведена таблица №16 - распределение территории лесничества на зоны по способам тушения лесных пожаров на наземную и авиационную.

Кроме того, доводы ответчиков о том, что в лесохозяйственном регламенте Сохондинского государственного природного биосферного заповедника территория Сохондинского заповедника разделена на районы по способам тушения лесных пожаров и вся территория заповедника была отнесена к авиационному району тушения пожаров, поэтому иного разделения не требуется, ничем не опровергнуты, напротив, помощник прокурора в судебном заседании не смог указать порядок разделения зоны охраны лесов на районы охраны лесов и какой документ при этом должен быть принят.

Также не опровергнуты доводы представителя ответчика ФИО2 об отсутствии на территории Сохондинского заповедника наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения. Напротив, в акте проверке от ДД.ММ.ГГГГ прокурор указал, что материалами проверки установлено, что наземные силы и средства с конторы заповедника до места пожара доставляются в среднем от 3 до 7 часов и более, поэтому в соответствии с фактическим временем прибытия к месту пожара, леса, расположенные на территории Сохондинского заповедника должны быть отнесены к району авиационной охраны.

Кроме того, доводы представителя ответчика подтверждаются лесохозяйственным регламентом Сохондинского заповедника, в котором указано, что территория Сохондинского заповедника представляет собой горную местность (раздел 6), является удаленной и труднодоступной территорией (п.2.16.1), а также подтверждаются проектом освоения лесов Сохондинского заповедника, где указано, что на территории заповедника запрещается строительство дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, протяженность существующий дорог составляет 9 км. (п.3.13., раздел 4 таблица 27, п.5.2. таблица 32).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании изложенного, суд считает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник», к Министерству природных ресурсов и экологии РФ о возложении обязанностей удовлетворить частично.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации до 1 января 2016 года провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник». В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: М.И.Курсинова