ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-942/18 от 24.12.2018 Красноперекопского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-942/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 декабря 2018 года г. Красноперекопск

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Савченко А.С.,

при секретаре - Кащей Н.В.,

с участием:

прокурора - Воронковой Н.Ю.,

истца - ФИО1,

представителя истца – адвоката - Поповой А.М.,

представителя ответчика администрации города Красноперекоспка - ФИО4,

представителя третьего лица Красноперекопского городского совета РК- ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Красноперекопска Республики Крым, главе администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО7 о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, третье лицо Красноперекопский городской совет Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Красноперекопский районный суд Республики Крым с иском к администрации города Красноперекопска Республики Крым, главе администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО7, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, третье лицо Красноперекопский городской совет Республики Крым.

Свои требования истец мотивирует тем, что он 28.07.2017г. был назначен на должность первого заместителя главы администрации города Красноперекопска Республики Крым, с ним был заключен трудовой договор от 28.07.2017г. как с муниципальным служащим. В период работы нареканий в его адрес относительно исполнения ним должностных обязанностей не поступало, взысканий за нарушение трудовой дисциплины за весь период работы не имел.

28.09.2018г. на основании Распоряжения -к от 28.09.2018г. с ним был расторгнут трудовой договор в связи с утратой доверия в соответствии с п.7 ч.1 ст.81 ТК РФ, основанием для чего послужил акт о проведении служебного расследования от 28.09.2018г. .01-07/798.

Считает данное увольнение незаконным, доводы и выводы вышеуказанного акта необоснованными, поскольку в его обязанности не входило непосредственное обслуживание денежных или товарных ценностей, что является обязательным условием при увольнении по данной статье. Кроме того, для муниципальных служащих предусмотрено увольнение в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст.14.1 и ст.15 ФЗ «О муниципальной службе РФ». Также был нарушен порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ч.3 ст. 27.1 ФЗ «О муниципальной службе РФ», не учтен характер совершенного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых он совершен.

В связи с чем, истец был вынужден, обратится в суд с указанным иском и просит восстановить его в должности первого заместителя главы администрации города Красноперекопска Республики Крым, взыскать в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, моральный вред в размере 850 000,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ от истца в суд поступило заявление об увеличении исковых требований, в котором просит признать Распоряжение -к от 28.09.2018г. главы администрации города Красноперекопска Республики Крым незаконным.

Определением Красноперекопского районного суда Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчика был привлечен глава администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО7

Определением Красноперекопского районного суда Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора был привлечен Красноперекопский городской совет Республики ФИО3.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель - адвокат Попова А.М. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и дополнении к нему и просили их удовлетворить. Истец и его представитель пояснили, что увольнение является незаконным, оснований для утраты доверия к нему не усматривает, так как выносил Распоряжение «О служебном расследовании» -к от 27.08.2018г. в пределах своих полномочий, осуществляя свои обязанности согласно Уставу и Распоряжению -р от 31.07.2017г. «О распределении обязанностей между главой администрацией, первым заместителем, заместителями главы администрации, руководителем аппарата администрации города ФИО3 Республики ФИО3», согласно которому первый заместитель главы администрации города ФИО3 Республики ФИО3 в случае временного отсутствия главы администрации исполняет его обязанности, а 27.08.2018г. глава администрации ФИО7 находился в отпуске. Представленный ответчиком расчет средней заработной платы не оспаривает.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями истца не согласилась в полном объеме и просила отказать в их удовлетворении, предоставили письменные возражения по делу, которые поддержала полностью и пояснила, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности была проведена в соответствии с действующим законодательством, вина истца полностью доказана, увольнение – законно. Разработанное истцом Распоряжения «О служебном расследовании» -к от 27.08.2018г. не соответствовало действующему законодательству. Глава администрации мог прийти к убеждению об увольнении в связи с утратой доверия не только на основании проведённой служебной проверки, но и на основании иных документов, как указано в Законе «О муниципальной службе», поэтому те основания, которые истец изложил в иске, это малая доля того, что послужило для принятия решения об увольнении. ФИО1 уволен за нарушение требований антикоррупционного законодательства и ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Служебная проверка не должна проводиться по каждому факту допущенных ФИО1 нарушений, которые явились основанием к увольнению. Глава администрации города Красноперекопска Республики Крым при принятии решения об увольнении ФИО2 в связи с утратой доверия учитывал личность указанного муниципального служащего и допущенные им нарушения должностных инструкций.

Глава администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель третьего лица – ФИО6 в судебном заседании об удовлетворении заявленных требований истца не возражала, о чем предоставили письменный отзыв.

Прокурор ФИО8 в судебном заседании дала заключение о том, что истец действительно был уволен на незаконных основаниях и подлежит восстановлению на прежней должности.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явки.

Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым заявленные требования истца удовлетворить частично, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, судебное решение должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).

В силу закона, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено, истец по делу – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец гор. ФИО3, <адрес> является гражданином Российской Федерации (т. 1 л.д. 4).

28.07.2017г. истец был назначен на должность первого заместителя главы администрации города Красноперекопска Республики Крым на основании Распоряжения -к от 28.07.2017г. главы администрации города ФИО3 Республики ФИО3.

С истцом был заключен трудовой договор от 28.07.2017г. как с муниципальным служащим (т. 1л.д. 30-35).

В период работы нареканий в его адрес относительно исполнения истца должностных обязанностей не поступало, взысканий за нарушение трудовой дисциплины за весь период работы не имел, что не оспаривается ответчиками.

28.09.2018г. на основании Распоряжения -к от 28.09.2018г. с истцом был расторгнут трудовой договор в связи с утратой доверия в соответствии с п.7 ч.1 ст.81 ТК РФ (т. 1 л.д.36), основанием для чего послужил акт о проведении служебного расследования от 28.09.2018г. .01-07/798 (т. 1л.д.12-13).

Из искового заявления, показаний истца в судебном заседании и материалов дела следует, что 28.07.2017г. он был принят на работу в администрацию города Красноперекопска Республики Крым на должность первого заместителя главы администрации.

23.12.2017г. между администрацией города Красноперекопска Республики Крым (заказчик) и ООО «СК «НовГрад» (исполнитель) был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по Разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения города ФИО3 Республики ФИО3<адрес> км. 0+000-км. 2+401, подписанный главой администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО7 (т.2 л.д. 29-43).

27.12.2017г. был составлен Акт приемки проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения города ФИО3 Республики ФИО3<адрес> км. 0+000-км. 2+401в муниципальную собственность городского округа ФИО3 Республики ФИО3, согласно которому комиссия по приеме проектно-сметной документации в составе пяти человек (председатель – ФИО9 и члены – ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13) посчитала возможным принять к оплате выполнение работ по Разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения города ФИО3 Республики ФИО3<адрес> км. 0+000-км. 2+401 на общую сумму 2 300 000,00 рублей. (т.2 л.д. 44).

18.06.2018г., 02.07.2018г., 05.07.2018г. в адрес главы Администрации ФИО19 поступили запросы «О предоставлении сведений» от 14.06.2018г. , от 02.07.2018г. , от 04.07.2018г. из отделения экономической безопасности и противодействия коррупции МО МВД России «Красноперекопский», в которых было указано, что сотрудниками отделения экономической безопасности и противодействия коррупции МО МВД России «Красноперекопский»проводится доследственная проверка по поступившей в органы внутренних дел информации по факту возможных нарушений законодательства при расходовании бюджетных денежных средств. Запрашивались различные документы по муниципальному контракту на выполнение работ по Разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения города Красноперекопска Республики Крым <адрес> км. 0+000-км. 2+401, оплата по которому произошла, однако, по поступившей информации, зарегистрированной в Книге учета совершенных преступлений (правонарушений) МО МВД России «Красноперекопский» за от 06.06.2018г., работы не выполнены либо выполнены не в полном объеме (т.2 л.д. 46-47).

23.08.2018г. в адрес главы Администрации ФИО19 поступила докладная записка от руководителя аппарата администрации ФИО4, в которой указано, что при ответе на данные запросы органов внутренних дел было выявлено, что проектно-сметная документация на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения города ФИО3 Республики ФИО3<адрес> км. 0+000-км. 2+401 была принята с нарушениями, выразившимися в отсутствии контроля первого заместителя, а именно: невозможно предоставить ввиду их отсутствия: Распоряжение о создании комиссии (рабочей группы) по приемке проектно-сметной документации и должностная инструкция начальника отдела по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству (т.1 л.д.77).

Согласно Распоряжению -р от 31.07.2017г. «О распределении обязанностей между главой администрацией, первым заместителем, заместителями главы администрации, руководителем аппарата администрации города ФИО3 Республики ФИО3» первый заместитель главы администрации города Красноперекопска Республики Крым имеет различные обязанности, в том числе, курирует вопросы по реализации политики администрации в сфере организации дорожной деятельности в части строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, осуществления муниципального контроля автомобильных дорог местного значения, в том числе безопасности и организации дорожного движения, развития улично-дорожной сети, координирует вопросы разработки и утверждения локальных нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в его компетенцию, согласовывает должностные инструкции работников отдела по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству (т.1 л.д.18-20).

Согласно резолюции главы, наложенной на вышеуказанную докладную ФИО4 поручено отобрать пояснения по фактам, изложенным в докладной у истца – ФИО1, и ФИО9, ФИО1 организовать претензионно-поисковую работу, установить причины принятия проектно-сметной документации с нарушениями, принять меры по приведению в соответствие проектно-сметной документации и прохождения экспертизы. Срок исполнения резолюции – до 15.09.2018г. (т.1 л.д. 77).

24.08.2018г. ФИО4 копия докладной записки с резолюцией главы администрации была вручена ФИО1 для предоставления пояснений по фактам, изложенным в докладной.

27.08.2018г. ФИО1 на копию докладной записки с резолюцией главы администрации была наложена резолюция ФИО20 (главному специалисту сектора кадровой политики, муниципальной службы и противодействия коррупции) о создании комиссии по служебному расследованию.

27.08.2018г. на основании резолюции ФИО1 было вынесено Распоряжение «О служебном расследовании» -к со сроком работы комиссии по служебному расследованию с 27.08.2018г. по 05.09.2018г. (т.1 л.д. 79).

ДД.ММ.ГГГГФИО14 (главным специалистом сектора кадровой политики, муниципальной службы и противодействия коррупции) на имя главы администрации ФИО19 поступила докладная записка о том, что она считает, что Распоряжение о служебном расследовании -к от 27.08.2018г. вынесено в нарушение ст.ст.22, 193 ТК РФ, ст.59 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. №79-ФЗ, п.2.3. ч.2 ст.14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ, поскольку состав комиссии сформирован ФИО1, в отношении которого, в том числе, проводится служебное расследование (т.1 л.д. 83).

29.08.2018г. на основании резолюции главы администрации ФИО19, наложенной на докладную записку ФИО14 от 29.08.2018г., руководителем аппарата ФИО4 была направлена в адрес главы Администрации ФИО19 докладная записка, в которой указано, что при вынесении Распоряжения о служебном расследовании -к от 27.08.2018г. были нарушены ст.ст.22,193 ТК РФ, ст.59 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. №79-ФЗ, п.2.3. ч.2 ст.14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ, кроме того, резолюция первого заместителя главы администрации ФИО1 была наложена на копию докладной записки руководителя аппарата администрации ФИО4, которая была ему вручена для ознакомления. Считает необходимым отменить Распоряжение о служебном расследовании -к от 27.08.2018г. (т.1 л.д. 82).

Согласно резолюции главы администрации ФИО19, наложенной на докладную записку руководителя аппарата ФИО4 от 29.08.2018г., 30.08.2018г. было вынесено Распоряжение -к «Об отмене Распоряжения «О служебном расследовании» -к от 27.08.2018г.» и Распоряжение -к «О служебном расследовании», согласно которому в связи с докладной запиской руководителя аппарата ФИО4 от 29.08.2018г. необходимо провести служебное расследование комиссией в составе шести человек в срок с 30.08.2018г. по 28.09.2018г. ФИО1 в срок до 31.08.2018г. предоставить председателю комиссии пояснения по нарушениям, указанным в докладной записке.

Согласно Акта о проведении служебного расследования от 28.09.2018г. .01-07/798 на рассмотрение главы администрации вынесены вопросы о привлечении первого заместителя главы администрации ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в соответствии с п.7 ч.1 ст.81 ТК РФ и направлении материалов служебного расследования в Красноперекопскую межрайонную прокуратуру и МО МВД России «Красноперекопский» для проведения проверки (т.1 л.д.95-96).

28.09.2018г. главой администрации города Красноперекопска было вынесено Распоряжение -к о расторжении трудового договора с ФИО1 и увольнении его по п.7 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с утратой доверия (т.1 л.д. 36).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако суду не было представлено иных доказательств, ставящих под сомнение доказательства, исследованные в судебном заседании.

В соответствии со ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

А в соответствии ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ, работник обязан добросовестно исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором. Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, являются предметом регулирования Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе.

Согласно ст. 3 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.

Исходя из положения ст. 11 ТК РФ, на муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными ФЗ "О муниципальной службе в РФ".

Таким образом, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по общим и специальным основаниям.

Общие основания предусмотрены трудовым законодательством, специальные основания установлены ФЗ "О муниципальной службе в РФ".

Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлен в ст. 81 ТК РФ.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» расторжение трудового договора в связи с утратой доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.), и при условии, что ими совершены виновные действия, которые дают работодателю основание для утраты доверия к ним. А при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений провинившиеся работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в случае, когда указанные действия не связаны с их работой.

Таким образом, за утрату доверия по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ можно уволить работника: непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности, – при установлении работодателем факта совершения действий и вины работника; совершившего корыстное правонарушение, не связанное с работой и установленное судом.

К обслуживающим денежные или товарные ценности относятся:

- работники, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности (индивидуальной или коллективной), должность или выполняемые работы которых включены в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Перечень);

- работники, должности или выполняемые работы которых не предусмотрены Перечнем, но обязанность непосредственного обслуживания денежных или товарных ценностей для которых зафиксирована в трудовом договоре и должностной инструкции;

- заместители руководителя и главный бухгалтер, если материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба установлена трудовым договором (ст. 243 ТК РФ).

Перечисленных лиц можно уволить за утрату доверия по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. За какие виновные действия допускается увольнение по этому основанию – нигде не сказано. Работодатель сам оценивает поведение работника. К виновным действиям можно отнести:

– хищение или уничтожение материальных или денежных ценностей, установленное работодателем;

– фиктивное списание товаров и ценностей;

– продажу товаров по цене ниже или выше установленной;

– нарушение кассовой дисциплины;

– мошеннические действия;

– использование работником вверенного ему для исполнения трудовых обязанностей имущества в личных целях;

– прием и выдачу денежных средств за услуги или товар без надлежащего оформления документов;

– нарушение правил хранения и выдачи материальных ценностей, установленных локальными актами; и др.

К данным категориям работников первый заместитель администрации города не относится, данные виновные действия ему не вменяются.

В соответствии с п.3 ч.1 статьи 19 ФЗ "О муниципальной службе в РФ", помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Статья 27.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 настоящего Федерального закона.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.

Как следует из Распоряжения -к о расторжении трудового договора от 28.09.2018г. уволен по п. 7 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя, основанием увольнения явился Акт о проведении служебного расследования от 28.09.2018г. .01-07/798 (т.1 л.д. 95).

В вышеуказанном Акте ФИО1 вменяется нарушение положений ст.ст.22, 193 ТК РФ, ст.59 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. №79-ФЗ, п.2.3. ч.2 ст.14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ, поскольку состав комиссии сформирован ФИО1, в отношении которого, в том числе, проводилась служебная проверка. Имеется ввиду наличие конфликта интересов.

Следовательно, увольнение муниципального служащего по данным основаниям возможно на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а не на основании п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению конфликта интересов, стороной которого он выступает, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Понятие «конфликт интересов» раскрывается в ст.10 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Таким образом, конфликт интересов - это противоречие между частным интересом (получение денег, выгод) и публичным (интересы службы). И это противоречие должно быть связано с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей.

При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Оценивая такое основание к увольнению ФИО1 как конфликт интересов, выразившееся в вынесении Распоряжения «О служебном расследовании» -к от 27.08.2018г., суд исходит из требований ст.10,11 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службы в РФ» и пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Оценивая доводы ответчика о применении при увольнении ФИО1 указанных оснований, судом установлено, что истец, при вынесении Распоряжения «О служебном расследовании» -к от 27.08.2018г., осуществлял свои обязанности согласно Распоряжению -р от 31.07.2017г. «О распределении обязанностей между главой администрацией, первым заместителем, заместителями главы администрации, руководителем аппарата администрации города Красноперекопска Республики ФИО3», согласно которому первый заместитель главы администрации города Красноперекопска Республики Крым в случае временного отсутствия главы администрации исполняет его обязанности, а 27.08.2018г. глава администрации ФИО7 находился в отпуске, что подтверждается информацией от 07.11.2018г. Красноперекопского городского совета Республики ФИО3 (т.2 л.д. 16-20).

Согласно п.5 ст.59 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. N 79-ФЗ в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах.

Однако, истец не собирался участвовать в проведении служебной проверки, а только издал распоряжение о ее проведении в соответствии с резолюцией главы администрации об организации ФИО1 претензионно-поисковой работы, установления причины принятия проектно-сметной документации с нарушениями, принятия мер по приведению в соответствие проектно-сметной документации и прохождению экспертизы.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает в данной ситуации конфликта интересов и приходит к выводу о том, что Распоряжение главы администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО19 -к о расторжении трудового договора от 28.09.2018г. не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.

К такому же выводу пришла и инспекция по труду Республики ФИО3 по результатам проверки соблюдения трудового законодательства в отношении администрации города Красноперекопска Республики Крым, проводимой, которая пришла к выводу о невозможности увольнения истца по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ (т.2 л.д. 105-108).

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика указала, что непринятие ФИО1 мер по предотвращению конфликта интересов, стороной которого он выступает, не явилось единственным основанием к его увольнению, были и другие нарушения (т. 1 л.д. 136-204, т.2 л.д. 70-73).

Однако, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, ни одно из этих нарушений не было предметом рассмотрения ни одной из служебных проверок, нареканий в адрес ФИО1 относительно исполнения ним должностных обязанностей не поступало, взысканий за нарушение трудовой дисциплины за весь период работы не имелось, и, поэтому, основанием увольнения истца они являться не могут.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что она была председателем комиссии по служебному расследованию в отношении ФИО1, а секретарем ФИО15, в которую также входили – ФИО16, ФИО17 и ФИО12 Комиссия была проведена на основании распоряжении главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ Цель служебного расследования была ее докладная записка по факту нарушений требований законодательства ФИО1 Решение об увольнении истца, было принято комиссией на основании материалов служебного расследования. Истец был уволен в связи с утратой доверия и конфликта интересов.

Свидетели ФИО12, ФИО17, ФИО16, ФИО15 в судебном заседании пояснили, что они были членами комиссии по служебному расследованию в отношении ФИО1 По основаниям, указанным в материалах служебного расследования, ФИО1 был уволен в связи с утратой доверия.

Свидетель ФИО14 в судебном заседании пояснила, что ФИО1 нарушил трудовой кодекс РФ и закон о коррупции, а именно ФИО1 вынес распоряжение о проведении служебного расследования в отношении самого себя.

Свидетель ФИО18 в судебном заседании пояснил, что ФИО1 знал о заключении контракта о выполнении работ по <адрес>. ФИО1 о необходимости разработки должностных инструкций в отделе ЖКХ знал, но инструкции не были разработаны. Акт приемки документов он передал главе администрации.

На основании ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе.

В соответствии с п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

При таких обстоятельствах, когда истец был уволен ответчиком без законного основания, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным Распоряжения -к от 28.09.2018г. главы администрации города Красноперекопска Республики Крым и восстановлении ФИО1 на муниципальной службе в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В соответствии со ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

В связи с тем, что ФИО1 уволен 28.09.2018г., и данное увольнение признается судом незаконным, в силу ст. 394 Трудового кодекса РФ суд принимает решение об удовлетворении требований о выплате истцу среднего заработка за все время вынужденного прогула. Принимая указанное решения, суд руководствуется следующим:

Из справок, представленных суду следует, что заработная плата истца за последние отработанные 12 месяцев составила 857 620,98 рублей (т.1 л.д. 133). Указанная сумма годовой зарплаты истцом и ответчиком не оспаривается.

Расчет среднего заработка производится в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ и п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 922.

Согласно представленной записки-расчета зп-000005 от 28.09.2018г. среднедневной заработок составил 2 494,17 рублей (т.1 л.д. 134).

Представленный расчет среднего заработка соответствует вышеприведенным правовым нормам и сторонами не оспаривается.

Расчет средней заработной платы и оплаты периода вынужденного прогула производится с учетом сведений о средней дневной заработной плате истца с учетом календарных дней в спорном периоде (с 29.09.2018г. по 24.12.2018г.).

Таким образом, в пользу ФИО1 подлежат взысканию денежные средства в размере 214 498,62 рублей (2 494,17 рублей х 86 день).

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ и ст.396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника и выплате работнику заработной платы за время вынужденного прогула в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.

Так как период вынужденного прогула истца составляет менее трех месяцев, то выплата всего размера заработной платы за время вынужденного прогула (86 день) подлежит немедленному исполнению.

В силу ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса РФ, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии с ч.4 ст. 3 и ч.9 ст. 394 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судом установлена незаконность увольнения ФИО1, а значит, имеются основания для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика Администрации города Красноперекопска Республики Крым компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, исходя из принципов разумности и справедливости, учитывает фактические обстоятельства причинения морального вреда, характер и объем причиненных истцу страданий и считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 рублей.

Согласно ст. 88 ч.1 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрения дела.

В силу подп. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрения дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Оснований для освобождения ответчика администрации города Красноперекопска Республики Крым от уплаты госпошлины не имеется.

Пунктом 3 ст. 333.18 НК РФ предусмотрено, что государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

В статьях 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ указано, что государственная пошлина по делам, рассматриваемых судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района (городского округа) по месту совершения юридически значимого действия. Государственная пошлина относится к доходам местного бюджета, предназначенного для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В данном случае местом совершения юридически значимого действия (подачи иска) является Красноперекопский районный суд Республики ФИО3.

Согласно ст. 1 Закона Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в ФИО3» город ФИО3 наделен статусом городского округа ФИО3.

При таком положении, государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с указанного ответчика в доход бюджета муниципального образования городского округа ФИО3 Республики ФИО3.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56-59, 98-103, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к администрации города Красноперекопска Республики Крым, главе администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО7 о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, третье лицо Красноперекопский городской совет Республики Крым – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить Распоряжение главы администрации города ФИО3 Республики ФИО3-к от 28.09.2018г. «о расторжении трудового договора с ФИО1» в связи с утратой доверия в соответствии с п.7 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. ФИО3, <адрес>, на работе в должности первого заместителя главы администрации города ФИО3 Республики ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации города ФИО3 Республики ФИО3 (ОГРН <***> от ДД.ММ.ГГГГ адрес: ФИО3, <...>) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. ФИО3, <адрес>, проживающего (зарегистрированного) по адресу: ФИО3, г. ФИО3, <адрес> средний заработок за время вынужденного прогула с 29.09.2018г. по день восстановления, 24.12.2018г., в сумме 214 498,62 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5 000,00 рублей.

Взыскать с администрации города ФИО3 Республики ФИО3 (ОГРН <***> от ДД.ММ.ГГГГ адрес: ФИО3, <...>) в доход бюджета муниципального образования городского округа ФИО3 Республики ФИО3 государственную пошлину в размере 300 руб.

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение суда в части восстановления ФИО1 на работе и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы, через Красноперекопский районный суд Республики ФИО3 в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение вступает в законную силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если не будет отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела апелляционным судом.

Судья:

Решение изготовлено в окончательной форме 28.12.2018 года.

Судья: