ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9435/13 от 05.12.2013 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2-9435/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 декабря 2013 г.                         г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Сапрыкиной,

при секретаре Минеевой Т.Г.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска А.С. Карабанова,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО3 об оспаривании нормативно-правовых актов ФИО2

УСТАНОВИЛ:

    ФИО3 обратилась в суд с заявлением к ФИО2 с требованиями: признать Генеральный план <адрес>, утверждённый решением ФИО2 от 27.06.2007г. №83, и Правила землепользования и застройки в <адрес>, утверждённые решением ФИО2 от 13.10.2004г. №90, недействующими в части установления территориальной зоны Ж-4 в кадастровом квартале 73:24:041603 в границах: с северной стороны <адрес> - пер. Северный, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации, а также обязать ФИО2 внести изменения в данные нормативные правовые акты, установив территориальную зону Ж-1 в кадастровом квартале 73:24:041603 в границах: с северной стороны <адрес> - пер. Северный, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации.

Заявление мотивировано тем, что из статьи «Каменные глыбы» мешают жить», опубликованной 31.08.2013 в газете «Симбирский курьер», заявителю стало известно о том, что рядом с ее домом планируется строительство многоквартирных жилых домов высотой от 10 до 24 этажей, что предусмотрено Генеральным планом <адрес> и Правилами землепользования и застройки в <адрес>. В ноябре 2007 года в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии <адрес> было направлено коллективное обращение жителей улиц Федерации и Красноармейская (собственников индивидуальных жилых домов) с предложением сохранить сложившуюся до принятия оспариваемых нормативных правовых актов застройку территории современными коттеджами в границах: с северной стороны <адрес> - пер. Северный, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации, и внести изменения в генеральный план города, заменив эту зону Ж-4 зоной Ж-1. Из ответа КАиГ от 10.04.2008 №01-13/1540 следовало, что обращение внимательно рассмотрено на комиссии и учтено, а решением Ульяновской Городской Думы №31 от 26.03.2008г. внесены соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки, но сейчас стало известно, что их обманули, т.к. было принято решение о застройке указанной территории многоэтажными домами, оставив в зоне Ж-4. Кроме того, правовой режим земельных участков определён в государственном кадастре недвижимости с разрешённым использованием «под индивидуальными домами» и «под индивидуальное жилищное строительство», а зона Ж-4 вид использования «индивидуальные жилые дома» предусматривает в качестве условно разрешённого вида использования, и при получении разрешения на реконструкцию своего дома она будет вынуждена вынести этот вопрос на публичные слушания, что нарушает ее права и препятствует свободному использованию своего недвижимого имущества, вынуждая тратить время и нервы на длительные процедуры получения разрешения на реконструкцию дома.

    В судебное заседание ФИО7 не явилась, о слушании дела извещалась дважды, как заказной корреспонденцией, так и посредством телеграммы.

Представитель Ульяновской Городской Думы ФИО13 считала доводы заявления необоснованными, предоставив отзыв из которого следует, что порядок внесения изменений в Генеральный план городского округа, Правила землепользования и застройки прописаны в статьях 24, 25, 33 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план городского округа, Правила землепользования и застройки принимаются главой местной администрации городского округа. В связи с этим, требования заявительницы в части обязания Ульяновской Городской Думы внести изменения в Генеральный план <адрес>, Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» не законны. Кроме того, необходимо учесть, что на заседании Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» 07.02.2013 было принято решение по предложению ФИО8, ФИО9 изменить зону Ж4 (5-16-этажной застройки) на зону Ж6 (смешанной жилой застройки) в квартале, ограниченном улицами Федерации, Лесной, переулком Красноармейским. Согласно градостроительному регламенту, установленному для зоны Ж6, индивидуальные жилые дома отнесены к основным видам разрешённого использования земельных участков. Постановлением администрации г. Ульяновска от 17.10.2013 № 4489 утверждены сроки внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в том числе и сроки проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки.

    Представитель заинтересованного лица администрации города Ульяновск и Комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска ФИО14 просила в удовлетворении заявления отказать предоставив отзыв из которого следует, что в соответствии со статьей 251 ГПК РФ обязательным условием для подачи заявления об оспаривании нормативно0правового акта является нарушение прав заявителя и противоречие закону принятого нормативного акта. Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83 утвержден Генеральный план города Ульяновска, в соответствии с которым территория с северной стороны <адрес>, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации расположена в функциональной зоне «Территории 5-16 этажной застройки». Таким образом Генеральный план устанавливает функциональные зоны и зона Ж4 им не устанавливается, соответственно отменить неустановленное невозможно.

Порядок утверждения Правил землепользования и застройки установлен статьями 30-36 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с указанными положениями решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 утверждены правила землепользования и застройки в городе Ульяновске. В соответствии с указанными правилами территория с северной стороны <адрес>, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации расположена в территориальной зоне Ж 4 -«Зона застройки многоэтажными жилыми домами». В соответствии с градостроительным регламентом установленным для данной территориальной зоны к основным видам разрешенного использования отнесены: многоквартирные жилые дома до 6-ти этажей, многоквартирные жилые дома выше 6-ти этажей, жилые дома со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения, объекты социального и коммунально-бытового назначения, Объекты санитарно-экологического назначения. В данной территориальной зоне «Индивидуальные жилые дома» отнесены к условно-разрешенным видам использования. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен статьей 39 Кодекса. Таким образом, с учетом процедур установленных статьей 39 заявитель может реализовать свое право. _Помимо этого в соответствии с изначальной редакцией Правил от 13.10.2010 территория с северной стороны <адрес>, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации расположена в территориальной зоне изначально была отнесена к территориальной зоне Ж2 - «Зона малоэтажной смещенной жилой застройки» в соответствии с регламентом установленным для данной территориальной зоны к основным видам разрешенного использования отнесены: жилые дома, отдельно стоящие 1-4 этажей с участком; блокированные жилые дома 1 - 4 этажей с участком; многоквартирные дома не выше 4 этажей, с участком и без участка; выращивание сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов; строения для содержания мелких животных (домашняя птица, кролики и т.д.); сады, огороды; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; спортплощадки; аптеки; поликлиники; пункты первой медицинской помощи; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции; банно-оздоровительные комплексы; объекты, связанные с отправлением культа. В соответствии с частью 3 статьи б Правил решения Комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска, решения об утверждении проекта границ земельного участка, решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, решения о проведении проектных работ, решения о предоставлении земельных участков, принятые до введения в действие настоящих Правил или изменений в них, являются действительными и служат основанием для последующего принятия решений об утверждении проекта границ, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка, выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Таким образом, в случае если жилые дома были построены до установления территориальной зоны Ж4 правила данной территориальной зоны на них не распространяются, что не препятствует проведению реконструкции и не затрагивает права заявителя.

29.08.2012 в администрацию города Ульяновска поступило коллективное обращение от жителей указанной территории. Рассмотрев данное обращение на имя заявителя был дан ответ о том, что администрация города Ульяновска приступила к внесению изменений в Правила. На комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» было рассмотрено обращение заявителя и принято решение поменять зону Ж4 на зону Ж6 «смешанной жилой застройки», где индивидуальные жилые дома отнесены к основным видам разрешенного использования. Администрацией города Ульяновска издано постановление от 17.10.2013 № 4489 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск». На основании чего требование признать Генеральный план г. Ульяновска и Правила в части установления территориальной зоны Ж4 недействительным считает не подлежащим удовлетворению.

Требование обязать Ульяновскую Городскую Думу внести изменения в нормативный правовые акты установив территориальную зону Ж1 для территория с северной стороны <адрес>, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации не подлежат удовлетворению, т.к. порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен статьей 33 Кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса. В соответствии с частью 3. статьи 31 подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Таким образом, принятие решения об установлении территориальной зоны будет зависеть так же от мнения неопределенного круга лиц изъявивших принять участие в публичных слушаниях. Исходя из чего, если решением суда будет возложена обязанность установить территориальную зону Ж1, то данное решение станет неисполнимым или повлечен нарушение процедур установленных статьями 31-33 кодекса и прав третьих лиц.

_

    Выслушав участников процесса, заключение прокурора, считавшего заявление не обоснованным, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ определен ряд полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности среди которых:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории

принятие решений о развитии застроенных территорий.

Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ дается понятие функциональных зон функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Статья 24 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83 утвержден Генеральный план города Ульяновска.

Данный документ был опубликован в газете "Ульяновск сегодня", N 29 (568), 29.06.2007г.

В соответствии с которым территория с северной стороны <адрес>, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации расположена в функциональной зоне «Территории 5-16 этажной застройки».

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Порядок разработки и утверждения правил землепользования и застройки установлен ст. 30 - 33 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Регламентируя градостроительное зонирование, Кодекс устанавливает требования к правилам землепользования и застройки (ст. 30 Кодекса), порядку подготовки проекта указанных правил (ст. 31 Кодекса), их утверждения (ст. 32 Кодекса) и изменения (ст. 33 Кодекса), определяет порядок установления территориальных зон (ст. 34 Кодекса), виды и состав таких зон (ст. 35 Кодекса), вводит правила о градостроительных регламентах (ст. 36 Кодекса), видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 37 Кодекса) и регулирует другие отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Кодекса Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Частью 4 статьи 30 названного Кодекса предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В соответствие с пунктом 26 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

13.10.2004г. решением Ульяновской Городской Думы № 90, были утверждены Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правила) (с изм. от 25.04.2007 N 38, от 26.03.2008 N 31, от 07.06.2010 N 66, от 29.06.2011 N 69, и внесенными Решением Ленинского районного суда от 12.12.2005, Решением Ленинского районного суда от 29.06.2007).

Указанный документ был опубликован в газете «Ульяновск сегодня», N 53(404), 15.10.2004.

При этом изменения, внесенные Решением Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 N 69, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Ульяновск сегодня" - 08.07.2011) и распространяют свое действие на вновь возникшие правоотношения.

Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» разрабатывались и были приняты в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Ульяновской области, Уставом муниципального образования «город Ульяновск», Генеральным планом города Ульяновска, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Ульяновска, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В соответствии с указанными правилами территория с северной стороны ул. Кролюницкого - Северный, с восточной стороны <адрес>, с южной стороны <адрес>, с западной стороны ул. Федерации расположена в территориальной зоне Ж 4 -«Зона застройки многоэтажными жилыми домами». В данной территориальной зоне «Индивидуальные жилые дома» отнесены к условно-разрешенным видам использования.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частью 3 статьи б Правил решения Комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска, решения об утверждении проекта границ земельного участка, решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, решения о проведении проектных работ, решения о предоставлении земельных участков, принятые до введения в действие настоящих Правил или изменений в них, являются действительными и служат основанием для последующего принятия решений об утверждении проекта границ, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка, выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Нарушение прав заявителя, по ее утверждению, выразилось в том, что в результате принятия оспариваемых нормативно-правовых актом нарушено ее право на реконструкцию индивидуального жилого дома.

Таким образом, в случае если жилой дом, принадлежащий заявителю ФИО3 был построен до установления территориальной зоны Ж4 требования территориальной зоны Ж4 на нее не распространяются, что не препятствует проведению реконструкции и не затрагивает права заявителя, в ином же случае, заявителю необходимо будет пройти процедуру, предусмотренную ст.39 Градостроительного кодекса РФ, что также не препятствует проведению реконструкции и не затрагивает права заявителя.

Возможность возникновения в будущем спора между ФИО3 и органами местного самоуправления по вопросу реконструкции жилого дома не является основанием для признания недействующими Генерального плана города Ульяновска и Правил землепользования и застройки.

Суд, на основании исследованных доказательств, приходит к выводу, что оспариваемые Генеральный план города Ульяновска и Правила землепользования и застройки приняты и опубликованы в установленном законом порядке, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ заявление ФИО3 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО3 об оспаривании нормативно-правовых актов ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 Е.В. Сапрыкина