ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-943/18 от 12.09.2018 Краснокаменского городского суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2018 года Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Першутова А.Г.,

с участием представителя ответчика ФИО1 – адвоката Максимова Д.Г.,

при секретаре Горбуновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Краснокаменске гражданское дело по иску Войсковой части к ФИО1 ФИО8 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Войсковая часть обратилась в суд с иском к ФИО1 ФИО9 о взыскании излишне выплаченных денежных средств, ссылаясь на то, что ревизионная группа провела контрольное мероприятие по изучению финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в войсковой части выборочным способом. В ходе контрольных мероприятий, было выявлено, что выплата денежного довольствия <данные изъяты> ФИО1, самовольно оставившего воинскую часть, производилось из расчета оклада по воинскому званию, занимаемой воинской должности, а так же с учетом ежемесячных и иных дополнительных выплат, составила в сумме <данные изъяты>. Таким образом, <данные изъяты> ФИО1 неосновательно обогатился, тем самым причинил ущерб государству на сумму <данные изъяты> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части , дислоцированной в городе <адрес>, в должности <данные изъяты> войсковой части Восточного военного округа.

Приказом командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО1 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). С ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава.

В период с ноября 2014 по февраль 2015 года ответчику со счета ЕРЦ МО РФ были перечислены денежные средства на сумму <данные изъяты>, которые являются излишне выплаченным денежным довольствием. Излишне выплаченные денежные средства подлежат возврату в государственный бюджет. По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться через ЕРЦ МО РФ или иные финансово-экономические органы (абзац 5 пункта 2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее - Порядок). В соответствии с Уставом ЕРЦ МО РФ осуществляет своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы, определенный в установленном порядке приказом соответствующего командира (начальника), выплачивается оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности по 1 тарифному разряду. Ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия за указанный период этим военнослужащим не выплачиваются.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Командование войсковой части узнало о наличии переплаты денежного довольствия, в следствии счетной ошибки, только после проведения контрольных мероприятий. Данный факт был установлен только ДД.ММ.ГГГГ.

До ДД.ММ.ГГГГ командование войсковой части не имело возможности вносить самостоятельно в Единую базу данных СПО «Алушта» информацию, так как такая база была установлена в войсковой части только ДД.ММ.ГГГГ (справка от ДД.ММ.ГГГГ).

До ДД.ММ.ГГГГ данные об отсутствии более 10 суток на службе военнослужащих, командованием части передавались в штаб Восточного военного округа, где и должны были вноситься в Единую базу данных СПО «<данные изъяты>». В связи с этим, срок исковой давности, командованием войсковой части , выбран с момента обнаружения данной переплаты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку ФИО1 причинил ущерб государству, руководствуясь статьями 15, 1102, 1109 ГК РФ, 88, 131, 132 ГПК РФ,

истец просит суд: 1. Взыскать с ФИО1 в счет возмещения ущерба, причиненного государству в лице войсковой части , денежные средства в размере <данные изъяты> 00 коп. путем перевода денежных средств на лицевой счет Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (Приложение 1). 2. Применить срок исковой давности 3 года, с момента обнаружения переплаты денежного довольствия, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Место жительства ответчика ФИО1 суду неизвестно, в связи с чем, на основании статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) ему был назначен представитель.

Назначенный судом представитель ответчика ФИО1 – адвокат Максимов Д.Г., действующий на основании ордера, иск не признал.

Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что <данные изъяты> ФИО1 ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части , <данные изъяты> разведывательной роты войсковой части Восточного военного округа (выписки из приказа <данные изъяты>).

Приказом командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО1 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»), с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава (выписка из приказа <данные изъяты>

В силу ст. 12 Федерального закона от 27 марта 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Согласно Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Функция по финансовому обеспечению военнослужащих Восточного военного округа с января 2012 года возложена на ЕРЦ МО РФ основной задачей которого, является расчет денежного довольствия военнослужащих и заработной платы личного состава воинских частей, в соответствии с Положением о ЕРЦ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации.

При формировании единой электронной базы данных сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносятся с использованием специализированного программного обеспечения «Алушта» (далее - СПО «Алушта») путем электронной передачи данных из управлений (отделов) кадров военных округов Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Порядком взаимодействия органов военного управления по вопросам обеспечения расчета денежного довольствия, заработной платы в ЕРЦ МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ 23.07.2011 г., ЕРЦ МО РФ является пользователем сведений Единой базы данных СПО «Алушта» (далее по тексту база данных), на кадровые органы Минобороны России возложена обязанность по внесению в базу данных в полном объеме изданных приказов, а также сведений по военнослужащим.

В соответствии с п. 2 Временного порядка, границами, ответственности ЕРЦ МО РФ являются: выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы; администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления). Внесение в базу данных в полном объеме изданных приказов, а также сведений по офицерам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, по призыву возложены на военные управления в соответствии с границами ответственности. Внесение сведений в СПО «Алушта» и обмен данных происходит в электронном формате с использованием существующих каналов связи (системы передачи данных МО РФ: каналов межвидовой системы обмена электронной корреспонденции; автоматизированной информационной системы электронного документооборота МО РФ) на основании подлинных документов. Приказы в ЕРЦ МО РФ не поступают, в связи с чем, учреждение не может достоверно знать об изменении условий и обстоятельств прохождения военнослужащим военной службы, влияющих на состав его денежного довольствия. Следовательно, сотрудники ЕРЦ МО РФ, производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах. Ввиду того, что ЕРЦ МО РФ обеспечивает денежным довольствием более <данные изъяты> % военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, расчет денежного довольствия производится в автоматическом режиме с использованием СПО «Алушта», своевременная проверка начислений произведенных финансовых операций в ручном режиме не возможна.

Таким образом, ЕРЦ МО РФ производит расчет денежного довольствия исходя из имеющихся на дату расчета сведений в базе данных по военнослужащему.

В период с ноября 2014 по февраль 2015 года ответчику ФИО1 со счета ЕРЦ МО РФ были перечислены денежные средства на сумму <данные изъяты> рубль, которые являются излишне выплаченным денежным довольствием (ведомость и расчет на <данные изъяты>).

Излишне выплаченные денежные средства подлежат возврату в государственный бюджет. По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться через ЕРЦ МО РФ или иные финансово-экономические органы (абзац 5 пункта 2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

В соответствии с Уставом ЕРЦ МО РФ осуществляет своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в частности в Вооруженных Силах Российской Федерации. На основании части 3 статьи 2 указанного Федерального закона граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Пунктами 172 и 173 Порядка установлено, что в случаях самовольного оставления военнослужащими воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления выплата денежного довольствия им приостанавливается со дня самовольного оставления воинской части или места военной службы, указанного в приказе соответствующего командира (начальника). Выплата денежного довольствия указанным военнослужащим возобновляется со дня, указанного в приказе соответствующего командира (начальника), определенного на основании разбирательства, проведенного по факту самовольного оставления воинской части или места военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы, определенный в установленном порядке приказом соответствующего командира (начальника), выплачивается оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности по 1 тарифному разряду. Ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия за указанный период этим военнослужащим не выплачиваются.

Пунктом 6 Порядка денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.

В соответствии с пунктом 2 Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в ЕРЦ МО РФ, утвержденного Министром обороны РФ 23 июля 2011 года, ЕРЦ МО РФ отвечает за администрирование базы данных специализированного программного обеспечения «Алушта», обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы. При этом внесение в базу данных СПО «Алушта» сведений об изданных приказах и сведений по офицерам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и призыву возложены на органы военного управления.

В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2017 г. , протокола совещания, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра обороны Российской Федерации ФИО3 и указаниями командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ проводится работа по возмещению переплат и неположенных выплат денежного довольствия.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными заместителем Министра обороны Российской Федерации 22 февраля 2013 года , на основании плана контрольных мероприятий на 2017 год и приказа начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ, ревизионная группа провела контрольное мероприятие по изучению финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в войсковой части выборочным способом.

В ходе контрольных мероприятий, было выявлено, что выплата денежного довольствия <данные изъяты> ФИО1, самовольно оставившего воинскую часть, производилось из расчета оклада по воинскому званию, занимаемой воинской должности, а так же с учетом ежемесячных и иных дополнительных выплат, составила в сумме <данные изъяты> рубль 00 копеек. Таким образом, ФИО1 неосновательно обогатился, тем самым причинил ущерб государству на сумму <данные изъяты> рубль 00 копеек.

По общему правилу, закрепленному статьей 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Исключения из этого правила предусмотрены статьей 1109 Гражданского кодекса РФ, которая определяет, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом правила, предусмотренные главы 60 Гражданского кодекса РФ (обязательства вследствие неосновательного обогащения), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из смысла положений вышеуказанной нормы существенным обстоятельством при рассмотрении данного спора является наличие обогащения на стороне приобретателя, а также отсутствие правового основания обогащения, в связи с тем, что перечисление явилось следствием счетной ошибки, поскольку ФИО1 приобрел указанную сумму ввиду невнесения должностными лицами Минобороны РФ сведений в СПО «Алушта» о произведении ему выплат в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года в порядке, предусмотренном п. 172 и 173 Порядка.

Поскольку факта недобросовестности со стороны ответчика, получавшего указанные выплаты не установлено, следовательно, взыскание с ответчика излишне выплаченного денежного довольствия возможно лишь при наличии счетной ошибки при его начислении.

Учитывая, что начисление денежных средств производится в автоматическом режиме, то под счетной ошибкой, следует понимать не только ошибки, допущенные в арифметических действиях, но и связанные с неправильным начислением денежного довольствия или иных выплат, произведенных в результате недостоверной или неполной информации, внесенной в СПО «Алушта».

Статьей 15 Гражданского кодекса РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управлению ею.

Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе и сумму излишне начисленного денежного довольствия.

В соответствии с п. 12 ст. 1 и ст. 11 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона «Об обороне» установлено, что реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Нормой пункта 4 ст. 214 ГК РФ определено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владении, пользовании и распоряжении.

В данном случае за Министерством обороны РФ через лицевой счет федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» открытый в управлении федерального казначейства.

В соответствии с «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации», утвержденного Министром обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ вопрос администрирования базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы находится в границах ответственности ЕРЦ МО РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Так, например, согласно п.п. 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации относится к государственным органам.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61 - ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и органы: которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Статья 78 Конституции Российской Федерации предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Таким образом, территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления и создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации (центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и органы, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ).

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При распределении судебных расходов суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В данном случае, разрешения вопрос о судебных расходах при рассмотрении дела, суд пришел к выводу, что поскольку Войсковая часть , обратившаяся в суд с исковым заявлением, в силу закона освобождена от несения судебных расходов, в том числе расходов по уплате государственной пошлины, а сторона ответчик не освобождена от обязанности по несению судебных расходов, то с ответчика подлежат взысканию судебные расходы.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины определяется судом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет рублей <данные изъяты>.

В данном случае ответчик в силу закона не освобожден от обязанности несения судебных расходов, а доказательств иного суду не предоставлено, поэтому с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию в доход государств государственная пошлина, в сумме, от уплаты которой истец был освобожден, а именно в размере 4453 рубля 02 копейки.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск войсковой части к ФИО1 ФИО11 о взыскании излишне выплаченных денежных средств удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ФИО12 в пользу войсковой части , через финансовый орган - Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», в возмещении причиненного материального ущерба - неосновательно приобретенное имущество, денежную сумму в размере 162651 (Сто шестьдесят две тысячи шестьсот пятьдесят один) рубль 00 копеек.

Взыскать с ФИО1 ФИО13 в доход бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере 4453 (Четыре тысячи четыреста пятьдесят три) рубля 02 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий – подпись

Копия верна: Судья А.Г. Першутов

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Решение не вступило в законную силу