Дело № 2-948/2022
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
14 июля 2022 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Гавриловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к ФИО3 о признании незаконным формирования земельного участка, исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости и восстановлении записи в государственном кадастре недвижимости, признании договора аренды земельного участка, разрешения на строительство недействительными и отсутствующим зарегистрированного права собственности на здание, возложении обязанности освободить земельный участок путем сноса объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее – Министерство) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя следующим. На основании постановления Администрации г.Элисты от 22 августа 2014 года №4016 между Администрацией г.Элисты и ФИО3 заключен договор аренды от 22 августа 2014 года № 943/2014, согласно которому последней предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 800 кв.м., предназначенный под гостиницу, расположенный по адресу: , сроком с 22 августа 2014 года по 21 августа 2019 года. На основании постановления Администрации г.Элисты от 19 марта 2014 года №1086 между Администрацией г.Элисты и ФИО1 заключен договор аренды от 19 марта 2014 года №244/2014, согласно которому последней предоставлен земельный участок с кадастровым номером: , общей площадью 250 кв.м., предназначенный для строительства автомойки, расположенный по адресу: , сроком с 19 марта 2014 года по 18 марта 2019 года. Согласно договору о передаче (уступке) прав и обязанностей от 01 июня 2014 года, заключенному между ФИО1 и ФИО3, к последней перешли права и обязательства по договору аренды от 19 марта 2014 года № 244/2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером: . Распоряжением Министерства от 12 января 2018 года № 16-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов, образуемого путем объединения земельного участка с кадастровым номером , площадью 800 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером , площадью 250 кв.м. Образованный участок, общей площадью 1050 кв.м. предназначен под общественное использование объектов капитального строительства (код вида разрешенного использования – 3.0), в границах территориальной зоны ПЗЗ г.Элисты (П-1/31). Согласно выписке из ЕГРН объединенный земельный участок поставлен на кадастровый учет 05 февраля 2018 года и ему присвоен кадастровый номер: . Распоряжением Министерства от 31 мая 2018 года № 1050-п прекращено право аренды и расторгнуты с 04 февраля 2018 года вышеуказанные договоры аренды № 943/2014 от 22 августа 2014 года и № 244/2014 от 19 марта 2014 года. В тот же день между Министерством и ФИО3 заключен договор аренды от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а, согласно которому последней предоставлен вышеуказанный образованный путем объединения земельный участок, расположенный по адресу: , предназначенный под общественное использование объектов капитального строительства, сроком с 05.02.2018г. по 05.08.2019г. Распоряжением Министерства от 12 февраля 2019 года № 267-р изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: , площадью 1050 кв.м., с «общественное использование объектов капитального строительства» на «бытовое обслуживание» (с установлением кода вида разрешенного использования земельного участка по классификатору – 3.3). После чего на указанном земельном участке возведен и зарегистрирован объект незавершенного строительства, которому 12 июля 2019 года присвоен кадастровый номер . 29 июля 2019 года на основании распоряжения № 1487-р между Министерством и ФИО3 заключен договор аренды № 214/2019-д/а, согласно которому последней предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: , предназначенный под бытовое обслуживание, сроком на 3 года однократно для завершения строительства, основанием послужило наличие объекта незавершенного строительства с кадастровым номером . Согласно выписке из ЕГРН строительство объекта с кадастровым номером было завершено и 14 октября 2021 года ему присвоен кадастровый номер – химчистка (производительностью 150 кг/см), общей площадью 68,4 кв.м. В настоящее время ответчик имеет намерение приобрести земельный участок с кадастровым номером в собственность в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, учитывая наличие на нем объекта капитального строительства с кадастровым номером (химчистка). Считает, что в нарушение ст.11.9 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: , с видом разрешенного использования (ВРИ) «общественное использование объектов капитального строительства» образован на основании распоряжения Министерства от 12 января 2018 года № 16-р путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: (под гостиницу) и (автомойка), при том, что строительство гостиницы и автомойки на земельном участке с видом разрешенного использования под общественное пользование объектов капитального строительства недопустимо. Кроме того, в нарушение положений указанной статьи срок аренды, установленный договором от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а, является отличным от сроков аренды исходных земельных участков, из которых он образован. Изменение на основании распоряжения Министерства от 12 февраля 2019 года № 267-р вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: , с «общественное использование объектов капитального строительства» на «бытовое обслуживание» является нарушением действующего законодательства (часть 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», а также положения части 1 статьи 39.6 ЗК РФ), поскольку Земельным кодексом РФ не предусмотрено предоставление земельного участка путем изменения вида разрешенного использования земельного участка (подписания дополнительных соглашений, изменяющих цель предоставления участка, вид разрешенного использования), кроме того, в соответствии с положениями статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, вместе с тем рассматриваемая ситуация под исключения, предусмотренные указанным пунктом, не подпадает, в свою очередь непроведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги. Кроме того, возведя и зарегистрировав объект незавершенного строительства с кадастровым номером (поставлен на учет 12 июля 2019 года) ФИО3 на основании положений подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ заключен с Министерством договор аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, в отношении земельного участка с кадастровым номером сроком на 3 года для завершения строительства, при этом разрешение на строительство объекта – здание химчистки № 08-RU-08301000-59-2020, получено последней только 20 октября 2020 года. Указанные действия ФИО3 направлены на обход существующего порядка выделения и предоставления земельных участков, в том числе в собственность. Считает, что с учетом нарушения положений статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, статей 15, 16 Федерального закона «О защите конкуренции», договор аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а следует считать ничтожным и применить последствия её ничтожности. Просили признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: ; исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенном по адресу: ; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: и ; признать договор аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО3, недействительным в силу ничтожности; признать недействительным разрешение на строительство от 20 октября 2020 года № 08-RU 08301000-59-2020,выданное ФИО3 для строительства химчистки (производительность 150кг/см) с кадастровым номером ; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО3 от 14 октября 2021 года № -08/044/2021-1 на объект недвижимости – здание химчистки (производительностью 150кг/см) с кадастровым номером ; обязать ФИО3 освободить земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: , путем сноса объекта недвижимого имущества – здания химчистки (производительность 150кг/см) с кадастровым номером , расположенного по адресу: .
В судебном заседании представитель истца ФИО4 поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО3, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, представив в адрес суда письменные возражения на исковое заявление, в котором просила применить пропуск срока исковой давности для обращения Министерства в суд с требованиями: признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: ; исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенном по адресу: ; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: и ; признать недействительным договор аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, заключенный между Министерством и ФИО3, отказать в удовлетворении исковых требований Министерства, ссылаясь на следующее. Дополнительным соглашением от 22 июня 2017 года к договору аренды земельного участка от 19 марта 2014 года № 244/2014, заключенным между Министерством и ФИО3, вынесенным на основании распоряжения Министерства от 22 июня 2017 года №1339-р, в пункт 1.1 раздела 1 «Предмет договора» вышеуказанного договора аренды внесены изменения: - слова «…для строительства автомойки…» заменены словами «….общественное использование объектов капитального строительства…». Дополнительным соглашением от 22 июня 2017 года к договору аренды земельного участка от 22 августа 2014 года № 943/2014, заключенным между Министерством и ФИО3, вынесенным на основании распоряжения Министерства от 22 июня 2017 года №1338-р, в пункт 1.1 раздела 1 «Предмет договора» вышеуказанного договора аренды внесены изменения: - слова «…под гостиницу…» заменены словами «….общественное использование объектов капитального строительства…». Таким образом, на момент объединения двух земельных участков с кадастровыми и , у них было одно предназначение – под общественное пользование объектов капитального строительства. Вопреки доводам представителя истца, основанием для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером явилось разрешение на строительство № 08-RU08301000-31-2019 от 26 апреля 2019 года, которое действовало до 30 ноября 2019 года, то есть первоначально ею получено разрешение на строительство, после чего зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, но не наоборот, как указано в иске. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований. Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 200 ГК РФ, части 1 статьи 196 ГК РФ, просила применить пропуск срока исковой давности для обращения в суд к следующим требованиям: признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: ; исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенном по адресу: ; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: и . Кроме того, ссылаясь на положения части 1 статьи 168 ГК РФ, части 2 статьи 181 ГК РФ, считает, что Министерство необоснованно обратилось в суд с требованием о признании договора аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019 недействительным в связи с пропуском срока исковой давности для обращения в суд по истечении 1 года. Считает, что предоставленный ей в аренду земельный участок с кадастровым номером использовался ею по целевому назначению, поскольку согласно Приказу Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 (в ред. от 04.02.2019г.) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования «общественное использование объектов капитального строительства» с кодом 3.0 допускает размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодом 3.1-3.10.2, в которую включается бытовое обслуживание под кодом 3.3 с размещением объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организации бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, сославшись на следующее. В соответствии с положениями статей 218,219 КАС РФ Министерством пропущен трехмесячный срок исковой давности для обращения в суд по требованию о признании недействительным разрешения на строительство от 20 октября 2020 года, поскольку о данном ненормативном правовом акте Министерству стало известно 19 октября 2021 года, на основании заявления ФИО3 о выкупе земельного участка. В соответствии с положениями части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, части 5 статьи 1, части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ФИО3 на законных основаниях выданы разрешения на строительства от 26 апреля 2019 года и 20 октября 2020 года, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01 октября 2021 года. ФИО3 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка и здания химчистки, поскольку все действия по формированию вышеуказанного земельного участка и строительства на нем здания химчистки проводились с предварительным одобрением Министерства и Администрации г.Элисты. В нарушение требований закона, заявляя требование о признании права отсутствующим, Министерство не указало, какое его право нарушено, учитывая, что право собственности на спорную недвижимость (здание химчистки) в ЕГРП им зарегистрировано не было, спорное нежилое помещение в его владении не находится, тогда как фактическими владельцами указанного нежилого помещения является ФИО3, право собственности которой зарегистрировано в установленном законом порядке. Таким образом, Министерством не представлено доказательств, подтверждающих его право собственности на названное недвижимое имущество, предоставляющих им возможность обращения с требованием о признании права собственности ответчика на здание отсутствующим. Сносу вышеуказанное здание химчистки не подлежит, поскольку построено на законных основаниях. Не согласна с выводами Министерства о том, что изменение видов разрешенного использования производилось ответчиком с целью уменьшения арендной платы, поскольку последняя не требовала у Министерства уменьшения арендной платы, расчет арендной платы производился Министерством самостоятельно и прикладывался к договору аренды земельного участка, ФИО3 никаким образом не влияла на Министерство по расчету арендной платы. Ссылается на то, что поскольку Министерство выражало волю и согласие на формирование спорного земельного участка площадью 1050 кв.м., на заключение договора аренды земельного участка и устанавливало самостоятельно размер арендной платы, соответственно, в порядке ч.3 ст.173.1 ГК РФ не вправе оспаривать формирование земельного участка и договор аренды земельного участка, о котором это лицо знало или должно было знать в момент выражения своего согласия. Просила применить последствия пропуска срока исковой давности для обращения Министерством в суд с требованиями: признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: ; исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенном по адресу: ; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: и ; признать договор аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО3, недействительным в силу ничтожности; признать недействительным разрешение на строительство от 20 октября 2020 года № 08-RU 08301000-59-2020,выданное ФИО3 для строительства химчистки.
В ходе судебного разбирательства от представителя истца ФИО4 поступил письменный отзыв на указанные возражения представителя ответчика, в соответствии с которым последний указал на необоснованность доводов ответчика, ссылаясь на следующее. То обстоятельство, что на момент объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами и , у них было одно предназначение под общественное использование объектов капитального строительства, не отменяет сам факт незаконного изменения вида разрешенного использования в силу действующего законодательства. Срок действия договора аренды от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а не соответствует первоначальным договорам. Таким образом, после объединения фактически было изменено содержание прав в отношении исходных земельных участков. Ссылка ответчика на положения части 2 статьи 181 ГК РФ в обоснование пропуска Министерством срока исковой давности по заявленным требованиям несостоятельна, поскольку истец просил признать договор аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а недействительным в силу его ничтожности, в связи с чем применению подлежат положения части 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, согласно хронологии событий, связанных с изменением видов разрешенного использования, видно, что изменения производились с целью уменьшения арендной платы, а затем строительства нужного объекта для дальнейшего выкупа. Ссылка ответчика на положения статей 218, 219 КАС РФ в обоснование довода о том, что Министерством пропущен трехмесячный срок исковой давности для обращения в суд по требованию о признании недействительным разрешения на строительство от 20 октября 2020 года, является несостоятельным, поскольку данное исковое заявление подано в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, в целях защиты гражданских прав, вследствие чего положения указанных статей КАС РФ в настоящем судебном споре неприменимы. Вопреки доводам ответчика согласно исковому заявлению, Министерством не ставится вопрос о правильности применения части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ при выдаче разрешения на строительство, а указано о необходимости применения недействительности разрешения на строительство от 20 октября 2020 года №08-RU 08301000-59-2020, выданного ФИО3 для строительства химчистки как производного от договора аренды и формирования земельного участка с кадастровым номером . Кроме того, вопреки доводам ответчика, Министерство является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г.Элисты, поскольку в соответствии с Законом Республики Калмыкия № 132-VI-3 данные полномочия были продлены Министерству. Вид разрешенного использования «Общественное использование объектов капитального строительства» является общим и включает в себя содержание, в том числе вид разрешенного использования «Бытовое обслуживание», однако формирование арендной платы формируется с учетом объекта капитального строительства и конкретного вида разрешенного использования.
Представители ответчика в лице Администрации г.Элисты, третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении рассмотрении дела, рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 1 статьи 11.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен в целях комплексного развития территории.
Согласно пункту 1, 3, 4, 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации г.Элисты от 19 марта 2014 года №1086 между Администрацией г.Элисты и ФИО1 заключен договор аренды от 19 марта 2014 года №244/2014, согласно которому последней предоставлен земельный участок с кадастровым номером: , общей площадью 250 кв.м., предназначенный для строительства автомойки, расположенный по адресу: , сроком с 19 марта 2014 года по 18 марта 2019 года с установлением арендной платы за указанный период времени в размере 1 496 644 руб.55 коп.
Согласно договору о передаче (уступке) прав и обязанностей от 01 июня 2014 года, заключенному между ФИО1 и ФИО3, к последней перешли права и обязательства по договору аренды от 19 марта 2014 года № 244/2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером: .
Дополнительным соглашением от 22 июня 2017 года к договору аренды земельного участка от 19 марта 2014 года № 244/2014, заключенным между Министерством и ФИО3, вынесенным на основании распоряжения Министерства от 22 июня 2017 года №1339-р, в пункт 1.1 раздела 1 «Предмет договора» вышеуказанного договора аренды внесены изменения: - слова «…для строительства автомойки…» заменены словами «….общественное использование объектов капитального строительства…».
На основании постановления Администрации г.Элисты от 22 августа 2014 года №4016 между Администрацией г.Элисты и ФИО3 заключен договор аренды от 22 августа 2014 года № 943/2014, согласно которому последней предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 800 кв.м., предназначенный под гостиницу, расположенный по адресу: , сроком с 22 августа 2014 года по 21 августа 2019 года с установлением арендной платы за указанный период времени в размере 491 311 руб.90 коп.
Дополнительным соглашением от 22 июня 2017 года к договору аренды земельного участка от 22 августа 2014 года № 943/2014, заключенным между Министерством и ФИО3, вынесенным на основании распоряжения Министерства от 22 июня 2017 года №1338-р, в пункт 1.1 раздела 1 «Предмет договора» вышеуказанного договора аренды внесены изменения: - слова «…под гостиницу…» заменены словами «….общественное использование объектов капитального строительства…».
19 декабря 2017 года ФИО3 обратилась с заявлением об утверждении схемы образования двух земельных участков с разрешенным видом использования «общественное использование объектов капитального строительства» по договорам аренды земельных участков № 244/2014 от 19 марта 2014 года и № 943/2014 от 22 августа 2014 года.
Распоряжением Министерства от 12 января 2018 года № 16-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов, образуемого путем объединения земельного участка с кадастровым номером , площадью 800 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером , площадью 250 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН объединенный земельный участок поставлен на кадастровый учет 05 февраля 2018 года и ему присвоен кадастровый номер: .
Распоряжением Министерства от 31 мая 2018 года № 1050-п прекращено право аренды и расторгнуты с 04 февраля 2018 года вышеуказанные договоры аренды № 943/2014 от 22 августа 2014 года и № 244/2014 от 19 марта 2014 года.
В тот же день между Министерством и ФИО3 заключен договор аренды от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а, согласно которому последней предоставлен вышеуказанный образованный путем объединения земельный участок, расположенный по адресу: , предназначенный под общественное использование объектов капитального строительства, сроком с 05.02.2018г. по 05.08.2019г., с установлением арендной платы за указанный период времени в размере 58 620 руб.65 коп.
Дополнительным соглашением от 12 сентября 2018 года к договору аренды земельного участка от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а, заключенным между Министерством и ФИО3, в пункт 1.1 раздела 1 «Предмет договора» договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а, внесены изменения: слова «… «Г», «И» заменены словами « «И».
11 января 2019 года представителем по доверенности ФИО3 – ФИО6 подано заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: , общей площадью 1050 кв.м., с кадастровым номером , с предназначенного «общественное использование объектов капитального строительства» на «бытовое обслуживание».
Дополнительным соглашением от 12 марта 2019 года к договору аренды земельного участка от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а, заключенным между Министерством и ФИО3, вынесенным на основании распоряжения Министерства № 480-р от 12 января 2019 года, в пункт 1.1 раздела 1 «Предмет договора» договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а, внесены изменения: слова «…общественное использование объектов капитального строительства…» изменены на «…бытовое обслуживание…».
Постановлением Администрации г.Элисты от 04 апреля 2019 года № 552 утвержден градостроительный план земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты, с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: , с видом разрешенного использования «бытовое обслуживание».
26 апреля 2019 года Администрацией г.Элисты выдано ФИО3 разрешение на строительство химчистки на земельном участке с кадастровым номером , со сроком действия по 30 ноября 2019 года.
Распоряжением Министерства от 29 июля 2019 года № 1487-р ФИО3 на основании её заявления предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: , предназначенный под бытовое обслуживание сроком на 3 года однократно для завершения строительства.
На основании вышеуказанного распоряжения между Министерством и ФИО3 заключен договор аренды от 29 июля 2019 года №214/2019-д/а, согласно которому последней предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: , предназначенный под бытовое обслуживание сроком на 3 года однократно для завершения строительства.
Постановлением Администрации г.Элисты от 08 октября 2020 года № 1612 в Адресный реестр наименований улиц и иных элементов адресной привязки проспект О.Бендера переименован на проспект имени Петра Анацкого (на основании решения Элистинского городского собрания № 9 от 17 сентября 2020 года).
20 октября 2020 года Администрацией г.Элисты выдано ФИО3 разрешение на строительство химчистки на земельном участке с кадастровым номером , со сроком действия по 31 мая 2021 года.
01 октября 2021 года Администрацией г.Элисты выдано ФИО3 разрешение ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – химчистки, производительностью 150 кг/км), расположенной на земельном участке с кадастровым номером .
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, 14 октября 2021 года за ФИО3 зарегистрировано право собственности № -08/044/2021-1 на объект недвижимости – здание химчистки (производительностью 150кг/см) с кадастровым номером .
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08 октября 2013 года № 3463/13 выражена правовая позиция о том, что решение уполномоченного органа об объединении смежных земельных участков или об отказе в таком объединении является согласием или отказом арендодателя изменить условия аренды. В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Из системного толкования вышеуказанных норм земельного законодательства, в частности, статей 11.6, 11.8 Земельного кодекса РФ следует, что лицо, которое претендует на право аренды на образованный земельный участок, должно обладать этими правами на момент образования земельного участка в отношении исходных земельных участков, и содержание этих прав не должно измениться. В тех случаях, когда условия договоров аренды объединяемых участков о размере и порядке определения арендной платы, сроках их заключения, являются различными, когда объединение участков позволит избежать установленной законом процедуры заключения договора аренды на новый срок или земельный участок будет получен в обход установленных процедур, законные основания для объединения земельных участков отсутствуют.
Как следует из материалов дела, договор аренды от 19 марта 2014 года №244/2014, согласно которому ответчику предоставлен земельный участок с кадастровым номером: , заключен на срок с 19 марта 2014 года по 18 марта 2019 года, с установлением арендной платы за указанный период времени в размере 1 496 644 руб.55 коп.
Договор аренды от 22 августа 2014 года № 943/2014, согласно которому ФИО3 предоставлен земельный участок с кадастровым номером , заключен на срок с 22 августа 2014 года по 21 августа 2019 года, с установлением арендной платы за указанный период времени в размере 491 311 руб.90 коп.
Образованный путем объединения из вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами и участок с кадастровым номером согласно заключенному договору аренды от 31 мая 2018 года № 196/2018-д/а, предоставлен ФИО3 на срок с 05.02.2018г. по 05.08.2019г., с установлением арендной платы за указанный период времени в размере 58 620 руб.65 коп.
С учетом того, что условия договоров аренды объединяемых земельных участков с кадастровыми номерами и в части установленных сроков аренды и размеров арендной платы являются различными, суд приходит к выводу о том, что формирование образованного путем объединения земельного участка с кадастровым номером осуществлено с нарушением требований действующего законодательства, поскольку в результате объединения вышеуказанных двух земельных участков, предоставленных ФИО3 на разный срок и с установлением различных размеров арендной платы, фактически изменилось содержание прав, которые последняя имела на исходные земельные участки, что является нарушением требований действующего законодательства и прямо запрещено пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. Таким образом, вследствие указанных действий произошел обход установленных законодательством процедур предоставления такого земельного участка.
Между тем, разрешая спор, суд также исходит из того, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о признании незаконным формирования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: , а также вытекающих из них требований об исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенном по адресу: ; восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами: и .
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу части 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п.п. 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.4).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось истцом, о формировании земельного участка с кадастровым номером , площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: , Министерству стало известно 12 января 2018 года на основании вынесенного им распоряжения № 16-р, которым была утверждена схема расположения вышеуказанного участка, образованного путем объединения земельных участков.
В суд с настоящим иском, в котором заявлено требование, в том числе о признании незаконным формирования земельного участка с кадастровым номером , и производных от него требований об исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи об указанном земельном участке, восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами: и , Министерство обратилось 16 февраля 2022 года, то есть по истечении установленного законом трехлетнего срока исковой давности.
Таким образом, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является безусловным основанием для отказа в удовлетворении вышеуказанных требований.
Кроме того, согласно исковому заявлению, Министерством также заявлено требование о признании договора аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, заключенного между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО3, недействительным в силу ничтожности, а также производные от вышеуказанного требования о признании недействительным разрешения на строительство от 20 октября 2020 года № 08-RU 08301000-59-2020, выданного ФИО3 для строительства химчистки (производительность 150кг/см) с кадастровым номером ; возложении на ФИО3 обязанности освободить земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: , путем сноса объекта недвижимого имущества – здания химчистки (производительность 150кг/см) с кадастровым номером , расположенного по адресу: .
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 166 ГК РФ сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении её воли.
В соответствии с п. 5 ст. 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 23.06.2015 года № 25 разъяснено, что согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п.4 ст.1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Судом установлено и не оспаривается стороной истца, что при заключении с ФИО3 договора аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, согласно которому последней предоставлен земельный участок с кадастровым номером , предназначенный под бытовое обслуживание сроком на 3 года однократно для завершения строительства, Министерство, являясь в силу Закона Республики Калмыкия от 01 октября 2021 года № 132-VI-3 уполномоченным органом, распорядителем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты, исходя из вышеуказанных обстоятельств должно было знать о незаконности формирования образованного путем объединения земельного участка с кадастровым номером , и как следствие, незаконности заключенного в отношении данного земельного участка договора аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а. Учитывая, что истец, подписав вышеуказанный договор аренды, зная о незаконности данной сделки, фактически выразил свою волю на передачу ответчику за плату во временное владение и пользование вышеуказанного, незаконно сформированного путем объединения земельного участка с кадастровым номером , тем самым своим поведением подтвердив сделку, суд приходит к выводу о недобросовестном поведении истца при заключении договора аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, о его злоупотреблении правом, и как следствие, об утрате им права оспаривания данной сделки в силу её недействительности (ничтожности) и применений последствий недействительности данной сделки.
Довод представителя истца о том, что Министерство не давало согласия на заключение сделки по договору аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, поскольку не является стороной сделки, а является уполномоченным государственным органом, является несостоятельным и опровергается вышеизложенными материалами дела, в первую очередь, самим договором аренды от 29 июля 2019 года, подписанным «арендодателем» в лице заместителя министра ФИО2 и «арендатором» ФИО3, согласно содержанию которого арендодатель сдал, а арендатор принял на условиях договора аренды земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, расположенный на территории города Элисты, с кадастровым номером , предназначенный под бытовое обслуживание, сроком на 3 года однократно, для завершения строительства. Кроме того, из самой природы договора аренды, а также из положений статей 153,154 Гражданского кодекса РФ следует, что данный договор является именно сделкой, для заключения которой необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) – арендодателя и арендатора, согласование существенных условий договора аренды земельного участка – предмета аренды, размера арендной платы. Данные условия, необходимые для заключения договора аренды, соблюдены применительно к настоящему договору от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, в связи с чем вышеуказанный довод Министерства подлежит отклонению.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований о признании договора аренды от 29 июля 2019 года № 214/2019-д/а, заключенного между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО3, недействительным в силу ничтожности, а также производных от вышеуказанного требований о признании недействительным разрешения на строительство от 20 октября 2020 года № 08-RU 08301000-59-2020, выданного ФИО3 для строительства химчистки (производительность 150кг/см) с кадастровым номером ; возложении на ФИО3 обязанности освободить земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: , путем сноса объекта недвижимого имущества – здания химчистки (производительность 150кг/см) с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика , суд также не находит.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания в его пользу расходов по оплате услуг представителя, а также расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к ФИО3 о признании незаконным формирования земельного участка, исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости и восстановлении записи в государственном кадастре недвижимости, признании недействительным договора аренды земельного участка, разрешения на строительство недействительными и отсутствующим зарегистрированного права собственности на здание, возложении обязанности освободить земельный участок путем сноса объекта недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий судья Л.Л. Семенова
Решение в окончательной форме принято 21 июля 2022 года.