ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-950/2012 от 04.03.2013 Верхнекамского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-98/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кирс 04.03.2013 года

Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Сунцовой О.В., при секретаре Запольских С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседания гражданское дело по иску прокурора Верхнекамского района в интересах Черницына к ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании с ФСИН России в пользу Черницына компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальные услуги и электроснабжение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Верхнекамского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании иска указал, что прокуратурой Верхнекамского района проведена проверка по обращению Черницына, проживающего по адресу: <адрес>, выявлены нарушения законодательства об образовании. 27 сентября 2010 года между Черницыным и федеральным казенным образовательным учреждением начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище № 182 в лице и.о. директора Гетко В.П. заключен трудовой договор № 57. По указанному договору Черницын принят на работу мастером производственного обучения группы «Станочник деревообрабатывающих станков». В указанной должности работает по настоящее время. Как педагогический работник, проживающий и работающий в поселке городского типа, Черницын неоднократно обращался в различные инстанции по поводу компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, однако получил отказ в связи с отсутствием правовой базы по данному вопросу. Учитывая, что ФКОУ НПО Профессиональное училище № 182, где работает Черницын, имеет ведомственную подчиненность ФСИН России, вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться ФСИН России.

С учетом внесенных уточнений и увеличений исковых требований, просит суд взыскать с ФСИН РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Черницына компенсацию расходов на оплату жилого помещения в сумме 00 рублей, коммунальных услуг – отопление в сумме 00 рублей, электроснабжения в сумме 00 рублей, общая сумма компенсации расходов составляет 00 рублей.

В судебном заседании представитель прокурора Верхнекамского района Кировской области Анисимова В.Л. на удовлетворении исковых требований настаивает.

Черницын в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика ФСИН России Д.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Верхнекамского района не согласна, суду пояснила, что до настоящего времени Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных учреждений РФ и специалистам государственных образовательных учреждений РФ, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, не разработано и не утверждено ни одним из органов государственной власти двух уровней и органами местного самоуправления. Решение вопросов о законодательном закреплении порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, не входит в компетенцию ФСИН России. Финансирование мероприятий, направленных на социальную поддержку педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, в федеральном бюджете не предусматривается. Составление проекта федерального бюджета и представление его на утверждение в Правительство РФ входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления федерального казначейства по Кировской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просят рассмотреть дело без участия представителя Минфин России. В отзыве на исковое заявление указывает, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком, Федеральное казначейство является самостоятельным органом исполнительной власти и не является финансовым органом. На сотрудников Управления возложена только организация и ведение работы в судах от имени Министерства финансов РФ. Управление не наделено полномочиями по установлению, финансовому обеспечению льгот педагогическим работникам, в том числе работникам ФСИН. Просят отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Верхнекамского района к Министерству финансов Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФКОУ НПО ФСИН России профессиональное училище № 182, С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление считает исковые требования прокурора Верхнекамского района, предъявленные к ФСИН России не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав представителя прокурора Верхнекамского района Анисимову В.Л., представителя ответчика ФСИН России Д., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Размер общей площади жилья, право на бесплатное пользование которым имеют педагогические работники, проживающие в сельской местности, на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

В соответствии с абзацем 3 пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции от 11.01.2011 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанная норма Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 10.01.2011 года) предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из трудового договора от 27.09.2010 года № 57 Черницын с 27.09.2010 года и в настоящее время работает в федеральном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования ФСИН России профессиональное училище № 182 мастером производственного обучения группы «Станочник деревообрабатывающих станков» (л.д.8-11).

Черницын проживает по адресу: <адрес> (л.д.37-38).

Следовательно, суд приходит к выводу, что Черницын как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, имеет право на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальные услуги.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпункте 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», абзаце 3 пункта 5 статьи 55 закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 года № 110/295 (ред. от 20.02.2012 года) утверждено «Положением о порядке предоставления компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты работникам областных государственных, муниципальных образовательных учреждений Кировской области», которое устанавливает порядок предоставления руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам областных государственных, муниципальных образовательных учреждений (за исключением совместителей), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа в Кировской области, компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты.

До указанного Постановления данный вопрос был урегулирован Постановлением Правительства Кировской области от 25.02.2010 года № 41/64 «Об утверждении Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и бесплатным электроснабжением путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты работникам образовательных учреждений Кировской области»

На дату рассмотрения дела в суде, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, законодательством Российской Федерации и Кировской областью не установлен, вместе с тем действующее правовое регулирование не предполагает лишение педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений ФСИН России, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 г. на основании статьи 55 закона Российской Федерации «Об образовании» и, право на которые, имеют по настоящее время.

При этом правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, приведенная в определении от 08 февраля 2007 года № 322-О-П, где указано, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01 января 2005 года и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 января 2005 года) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Между тем, статья 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» Федеральная служба исполнения наказания России является получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета учреждений, исполняющих наказания.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказания. Подпунктом 6 пункта 7 указанного Положения определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ № 1314 от 13 октября 2004 г.) ФСИН России осуществляет, в том числе, и полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой, социальной защиты и личной безопасности работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей.

Согласно п. 1.1 устава федеральное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования ФСИН России профессиональное училище № 182 является федеральным казенным учреждением и имеет статус федерального государственного образовательного учреждения начального профессионального образования, реализующего образовательные программы начального профессионального образования и иные образовательные программы в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (л.д.12).

В соответствии с п. 1.2 устава учредителем федерального бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования ФСИН России профессиональное училище № 182 является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Федеральное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище № 182, в котором работает Черницын, имеет ведомственную подчиненность ФСИН России, а бюджетное финансирование ФСИН России осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, суд приходит к выводу, что вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться ФСИН России за счет казны Российской Федерации.

Согласно представленному в суд расчету представителя истца, Черницыным произведены затраты по оплате коммунальных услуг (наем и отопление) в сумме 00 руб. 00 коп. (за период с октября 2010 года по октябрь 2012 года) и электроэнергии в размере 00 рублей (за период с октября 2010 года по ноябрь 2012 года).

Оплата Черницыным электроэнергии за период с октября 2010 г. по ноябрь 2012 г. в размере 00 рублей подтверждается письменными материалами дела, а именно выписками лицевого счета (л.д.32,33).

Однако в суде не подтвердилась оплата Черницыным коммунальных услуг (наем и отопление) за период с октября 2010 года по январь 2011 года на общую сумму 00 рублей.

В суд представлен расчет ООО Управляющей компании ЖКХ п.Лесной «УправДом», подтверждающий оплату коммунальных услуг Черницыным за период с февраля 2011 года по декабрь 2012 года, из которого следует, что размер требований стороны истца по оплате жилого помещения, коммунальные услуги подтверждаются только с февраля 2011 года по октябрь 2012 года и составляют 00 рублей 00 коп.

Поэтому суд приходит к выводу о частичном удовлетворения исковых требований прокурора Верхнекамского района в интересах Черницына о взыскании с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Черницына как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности компенсации расходов на жилое помещение, коммунальные услуги за период с февраля 2011 года по октябрь 2012 года в размере 00 рубля 00 коп., и электроснабжение за период с октября 2010 года по ноябрь 2012 года в размере 00 рубль 00 коп., всего на сумму 00 рубля 00 коп.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты госпошлины, поэтому Федеральная служба исполнения наказаний России подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Верхнекамского района в интересах Черницына удовлетворить частично.

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Черницына компенсацию расходов на оплату жилого помещения, коммунальные услуги за период с февраля 2011 года по октябрь 2012 года в размере 00 рубля 00 коп., и электроснабжение за период с октября 2010 года по ноябрь 2012 года в размере 00 рубль 00 коп., всего на сумму 00 рубля 00 коп.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде, а именно с 11 марта 2013 года, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.

Судья Сунцова О.В.