Дело № 2-9549/2015
Мотивированное решение составлено 22.12.2015.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2015 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре Романовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны.
в отношении защитного сооружения гражданской обороны,
установил:
Заместитель прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обосновании иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга, установлено, что по адресу: *** (подвальное помещение жилого дома) расположено защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), инв. ***. В соответствии с актом проверки от *** выявлены следующие нарушения: документация ЗС ГО отсутствует; состояние системы вентиляции: вентиляционные коробы прогнили, отсутствует электроручной вентилятор ЭРВ-49(72), отсутствует фильтр (ФЯР); состояние системы энергоснабжения: электропроводка требует замены, освещение отсутствует в 5 помещениях, отсутствуют плафоны с защитными колпаками, провисает электропровод; состояние системы водоснабжения: проведена самостоятельная врезка пластиковых труб через пробитые отверстия в несущих конструкциях, водоснабжение отсутствует; состояние системы канализации: канализация забита, необходима замена унитазов, требуется капитальный ремонт санузлов; общее состояние защитного сооружения: имеются пробоины в несущих конструкциях, герметичность нарушена, в помещениях бытовой мусор, гермоставни и гермодвери требуют ремонта; замечания по содержанию и использованию: помещения ЗС ГО требуют капитального ремонта, необходим ремонт емкости для аварийного запаса воды, имеются отслоения бетона на стенах, инженерные системы не окрашены в соответствующие цвета; выводы комиссии: ЗС ГО не готово к приему укрываемых. Необходимо устранить выявленные нарушения. На территории Свердловской области территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом является ТУ Росимущества в Свердловской области. ЗС ГО, инв. ***, составляет федеральную собственность, входит в казну Российской Федерации. Данное защитное сооружение не закреплено ни за одной организацией, в связи с чем обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью объекта возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выражающееся в ненаадлежащем содержании, не обеспечении сохранности федерального имущества, имеющего статус защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный ***, расположенного по адресу: *** (подвальное помещение жилого дома); возложить на ТУ Росимущества в *** обязанность устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный ***, расположенного по адресу: *** (подвальное помещение жилого дома), а именно: оснастить ЗС ГО документацией по перечню в соответствии с п. 3.6 приказа МЧС России от ******; привести систему вентиляции в исправное состояние, заменить вентиляционные коробы, установить электроручной вентилятор ЭРВ-49(72), фильтр (ФЯР); заменить электропроводку, восстановив освещение во всех помещениях, оборудовать осветительные приборы плафонами с защитными колпаками, устранить провисание электропровода; восстановить водоснабжение защитного сооружения, произвести ремонт емкости для аварийного запаса воды; провести в исправное состояние систему канализации: произвести замену унитазов, произвести капитальный ремонт санузлов; - устранить пробоины в несущих конструкциях защитного сооружения, обеспечить его герметичность, произвести ремонт гермоставен и гермодверей либо их замену, очистить помещение от бытового мусора (устранить захламление), устранить отслоение бетона на стенах, провести капитальный ремонт помещений защитного сооружения; выполнить окраску воздуховодов в соответствии с п. *** приказа МЧС России от ******.
Старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Бобров А.О. в судебном заседании доводы и требования искового заявления в полном объеме поддержал.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Свердловской области ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам письменного отзыва, считает надлежащим ответчиком по делу МО «г. Екатеринбург».
Представитель третьего лица МО «г. Екатеринбург» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296).
На основании приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения. Финансирование их производится из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 15 указанного Постановления управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации делегировало Росимуществу от имени Российской Федерации осуществлять в установленном порядке функции по управлению и распоряжению имуществом.
В соответствии с п. 5.2 раздела 2 «Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества.
Согласно п. 4 раздела 1 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом», территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа;
осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет право организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закреплённого за федеральными государственными унитарными предприятиями федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также имущества, составляющего казну Российской Федерации;
имеет право принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом.
Подпунктом 4.2.14 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 установлено, что Территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества.
Таким образом, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Свердловской области федерального имущества возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области.
При таких обстоятельствах, суд находит необоснованными доводы представителя ответчика, согласно которым надлежащим ответчиком по делу является МО «г. Екатеринбург», поскольку обязанность по контролю за распоряжением, использованием по назначению, сохранностью спорного объекта гражданской обороны возложена на ТУ Росимущество в Свердловской области. Указанный объект находится в федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавался, а также не передавался в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества не значится.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования по настоящему делу заявлены к надлежащему ответчику, обязанность по ремонту ЗС ГО лежит на его собственнике.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года № 28 «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).
В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утверждённого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определённого времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно п. 3.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждённых Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правил), при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом её в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учётом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Пунктом 3.2.3 Правил установлено, что пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается загромождение.
Согласно п. 1.2 требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны, определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учёта ЗС ГО.
Согласно материалам дела прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга с привлечением ГУ МЧС России по Свердловской области по обращению исполнительного директора ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района г. Екатеринбурга» проведена проверка надлежащего содержания находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда ЗС ГО, инв. ***, расположенного по адресу: ***.
В соответствии с актом проверки и использования ЗС ГО от *** выявлены следующие нарушения: документация ЗС ГО отсутствует; состояние системы вентиляции: вентиляционные коробы прогнили, отсутствует электроручной вентилятор ЭРВ-49(72), отсутствует фильтр (ФЯР); состояние системы энергоснабжения: электропроводка требует замены, освещение отсутствует в 5 помещениях, отсутствуют плафоны с защитными колпаками, провисает электропровод; состояние системы водоснабжения: проведена самостоятельная врезка пластиковых труб через пробитые отверстия в несущих конструкциях, водоснабжение отсутствует; состояние системы канализации: канализация забита, необходима замена унитазов, требуется капитальный ремонт санузлов; общее состояние защитного сооружения: имеются пробоины в несущих конструкциях, герметичность нарушена, в помещениях бытовой мусор, гермоставни и гермодвери требуют ремонта; замечания по содержанию и использованию: помещения ЗС ГО требуют капитального ремонта, необходим ремонт емкости для аварийного запаса воды, имеются отслоения бетона на стенах, инженерные системы не окрашены в соответствующие цвета; выводы комиссии: ЗС ГО не готово к приему укрываемых. Необходимо устранить выявленные нарушения.
Поскольку до настоящего времени ЗС ГО, расположенное по адресу: ***, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, ответчик обязан привести его в надлежащее состояние, так как в противном случае это исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, требования Заместителя прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к ТУ Росимущества в Свердловской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Заместителя прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны, удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие действия в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: *** (подвальное помещение жилого дома), с инвентарным номером 412039:
- оснастить ЗС ГО документацией по перечню в соответствии с п. 3.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- привести систему вентиляции в исправное состояние, заменить вентиляционные коробы, установить электроручной вентилятор ЭРВ-49(72), фильтр (ФЯР);
- заменить электропроводку, восстановив освещение во всех помещениях, оборудовать осветительные приборы плафонами с защитными колпаками, устранить провисание электропровода;
- восстановить водоснабжение защитного сооружения, произвести ремонт емкости для аварийного запаса воды;
- провести в исправное состояние систему канализации: произвести замену унитазов, произвести капитальный ремонт санузлов;
- устранить пробоины в несущих конструкциях защитного сооружения, обеспечить его герметичность, произвести ремонт гермоставен и гермодверей либо их замену, очистить помещение от бытового мусора (устранить захламление), устранить отслоение бетона на стенах, провести капитальный ремонт помещений защитного сооружения;
- выполнить окраску воздуховодов в соответствии с п. 3.2.10 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.А. Мурашова