Дело № 2-955-2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 7 августа 2019 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Переверзевой Ю.А.,
при секретаре Колотовской Е.С.,
с участием: истца ФИО1, представителей истца ФИО2, ФИО3, представителя ответчика ФИО4, представителя Управления Роспотребнадзора по Белгородской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИП ФИО6 об уменьшении цены выполненных работ, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
26.10.2017 между ИП ФИО6 и ФИО1 заключен договор (номер обезличен), в соответствии с которым ИП ФИО6 обязуется изготовить, произвести монтаж и передать в собственность ФИО1 металлокаркас лестницы. Цена договора составила 115 000 рублей.
26.10.2017 между ИП ФИО6 и ФИО1 заключен договора (номер обезличен), в соответствии с которым ИП ФИО6 обязуется изготовить, произвести монтаж и передать в собственность ФИО1 лестницу. Цена договора составила 190 000 рублей.
Ссылаясь на выполнение работ с нарушением срока и недостатки выполненной работы, истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском, в котором (с учетом уточнений и увеличения от 3.04.2019) просит уменьшить цену выполненных работ (услуг) по изготовлению, передаче в собственность и монтажу металлокаркаса лестницы по договору (номер обезличен) от 26.10.2017 на 55 000 рублей и по договору (номер обезличен) на 70 000 рублей; взыскать с ИП ФИО6 сумму, на которую уменьшилась цена выполненных работ по договору (номер обезличен), - в размере 55 000 рублей, сумму, на которую уменьшилась цена выполненных работ по договору сумму, на которую уменьшилась цена выполненных работ по договору, - в размере 70 000 рублей, а также неустойку за нарушение срока выполнения работ в размере 69 000 рублей, неустойку за нарушение срока удовлетворения требования об уменьшении цены в размере 115 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и штраф в размере 50 % от взысканных сумм.
Истец и его представители в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений и увеличения поддержали в полном объеме.
Ответчик ИП ФИО6 в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена смс-сообщением, уполномочила представлять свои интересы представителя, которая иск не признала, при этом пояснила, что факт наличия недостатков в лестнице не оспаривает, также указала о несоразмерности заявленной истцом неустойки.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным в деле доказательствам, выслушав заключение представителя Управления Роспотребнадзора по Белгородской области, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
Факт заключения 26.10.2017 между ИП ФИО6 и ФИО1 договора (номер обезличен) изготовления, монтажа и передачи в собственность металлокаркаса лестницы стоимостью 115 000 рублей подтверждается соответствующим договором.
Согласно п. 2.2 договора предоплата составляет 80 000 рублей.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что дата завершения работ – 27.11.2017.
В соответствии с п. 2.5 договора заказчик в течение 2 дней с момента подписания акта приема-передачи обязуется произвести оплату оставшейся суммы.
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что подрядчик обязан своевременно выполнить все работы и сдать их заказчику в соответствии с условиями договора, предоставить срок гарантии нормального функционирования результатов работы на 12 месяцев с даты подписания сторонами акта приема-передачи оказанных услуг; приступить к монтажу изделия в течение 4 рабочих дней с момента его изготовления и произвести монтаж изделия не более чем за 15 рабочих дней с момента его изготовления, указанного в п. 2.4 договора.
Факт внесения истцом предоплаты в размере 80 000 рублей подтверждается квитанцией от 26.10.2017, факт оплаты оставшейся суммы в размере 35 000 рублей – квитанцией от 4.01.2018.
4.01.2018 между сторонами подписан акт приема-передачи, в соответствии с которым: 4.01.2018 подрядчиком закончен монтаж металлокаркаса лестницы; подрядчик сдал, а заказчик принял лестницу, соответствующую техническим характеристикам, указанным в спецификации договора; при принятии объекта заказчик подтверждает, что металлокаркас лестницы визуально подготовлен к эксплуатации, видимых механических и технических повреждений нет, заказчик ознакомлен с условиями дальнейшей эксплуатации металлокаркаса лестницы; услуги выполнены полностью и в срок; заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Факт заключения 26.10.2017 между ИП ФИО6 и ФИО1 договора (номер обезличен) изготовления, монтажа и передачи в собственность ФИО1 лестницы стоимостью 190 000 рублей подтверждается соответствующим договором.
Предоплата по договору составила 130 000 рублей (п. 2.2), оплата оставшейся части – в течение 2 дней с момента подписания акта приема-передачи (п. 2.5).
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что дата завершения работ – 20.01.2018.
Согласно п. 3.2.1 договора подрядчик обязан своевременно выполнить работы и сдать их заказчику в соответствии с условиями настоящего договора.
Пунктом 3.2.3 договора установлено, что подрядчик обязан приступить к монтажу лестницы в течение 10 рабочих дней с момента ее изготовления и произвести монтаж не более чем за 10 рабочих дней.
Квитанциями от 26.10.2017 и 15.02.2018 подтверждается факт полной оплаты истцом ответчику стоимости лестницы и услуг по договору в размере 190 000 рублей.
15.02.2018 между сторонами подписан акт приема-передачи, в соответствии с которым: 13.02.2018 подрядчиком закончен монтаж лестницы, включая лакокрасочное покрытие; подрядчик сдал, а заказчик принял лестницу, соответствующую техническим характеристикам, указанным в спецификации договора; при принятии объекта заказчик подтверждает, что лестница визуально подготовлена к эксплуатации, видимых механических и технических повреждений нет, лакокрасочное покрытие нанесено полностью и соответствует технологическим характеристикам, рекомендуемым изготовителем; услуги выполнены полностью; заказчик претензий по объему, качеству оказания услуг не имеет.
Анализируя условия указанных договоров, суд приходит к выводу о том, что заключенные между сторонами договоры являются смешанным видом договора, так как содержат в себе как существенные условия договора купли-продажи, так и условия договора бытового подряда в части установки данных изделий, что предусмотрено ст. 421 ГК РФ.
В соответствии со ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Договор бытового подряда является публичным договором (ст. 426).
К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Нормами ст. 739 ГК РФ, регулирующей права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда, предусмотрено, что в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться правами, предоставленными покупателю в соответствии со статьями 503 - 505 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать, в том числе соразмерного уменьшения покупной цены.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
Право потребовать соразмерного уменьшения покупной цены при обнаружении в товаре недостатков предусмотрено также абз. 4 ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе (п. 3). В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 4).
В силу п.п. 1, 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Пунктом 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной ООО «Научно-производственное предприятие КОНТАКТ», при внешнем осмотре органолептическим методом было обнаружено следующее: размер ступеней на всех маршах составляет 1050х295х37 мм; высота ограждения лестницы – 900 мм; расстояние между балясинами на лестничных маршах составляет от 249 до 251 мм; расстояние между балясинами на балюстраде составляет от 188 до 192 мм; высота подступенка (высота подъема ступени) на всех маршах составляет от 180 до 210 мм; обнаружены отклонения косоуров от прямолинейности маршей по длине на 6-12 мм; промежуточные площадки установлены не по уровню, с уклоном; следов нарушений эксплуатации лестницы не обнаружено.
Лестница состоит из 4 прямых маршей, соединенных между собой тремя промежуточными площадками и балюстрадой, установленной на 2 этаже; каркас пролетов и промежуточных площадок выполнен из стальной квадратной трубы 100х500 мм; центральный столб лестницы выполнен из стальной квадратной трубы 100х100 мм; деревянные элементы выполнены из дерева сосны, покрашены в темно-коричневый цвет; балясины предъявлены размером 43х43 мм, поручни 63х39 мм, поворотные столбы 80х80 мм; высота ограждения лестницы составляет 900 мм; размер ступеней на всех маршах составляет 1050х295х37 мм; расстояние между балясинами на лестничных маршах составляет от 249 до 251 мм; расстояние между балясинами на балюстраде составляет от 188 до 192 мм; высота подступенка (высота подъема ступени) на всех маршах составляет от 180 до 210 мм. На каждом марше разница высот ступеней превышает предельно допустимые 3 мм на 7-9 мм (СНиП 35-01-2001, СП 55.13330.2016); обнаружены отклонения косоуров от прямолинейности маршей по длине на 6-12 мм, что превышает предельно допустимые 3 мм (ГОСТ 23120-2016); промежуточные площадки установлены не по уровню, с уклоном в 7 мм, что превышает предельно допустимые 2 мм на 2 м (СП 29.13330.2011).
В результате проведения экспертизы установлено, что в металлокаркасе лестницы и лестнице, установленной в жилом доме по адресу: (адрес обезличен), изготовленной и установленной ИП ФИО6, имеются вышеуказанные недостатки, которые влияют на качество лестницы. Обнаруженные недостатки образовались в процессе сборки металлокаркаса лестницы. Процент снижения качества (стоимости) лестницы (с металлокаркасом) с учетом недостатков составляет 25 %. Качество лестницы с металлокаркасом с имеющимися отклонениями от предельно допустимых размеров не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001, СП 55.13330.2016, ГОСТ 23120-2016 и СП 29.13330.2011, установленным для этого вида изделий. Эксплуатация лестницы возможна без угрозы жизни и здоровью потребителей.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчиком были некачественно выполнены работы по изготовлению и монтажу металлокаркаса лестницы и самой лестницы, в связи с чем имеются основания для уменьшения цены договоров.
Таким образом, сумма, на которую подлежит уменьшению цена выполнения работ по договору изготовления, монтажа и передачи металлокаркаса лестницы (номер обезличен) от 26.10.2017, составляет 28 750 рублей (115 000 х 25 %); сумма, на которую подлежит уменьшению цена выполнения работ по договору (номер обезличен) от 26.10.2017, составляет 47 500 рублей (190 000 х 25 %).
16.05.2018 истцом в адрес ответчика была направлена претензия, в которой содержались требования об уменьшении цены выполненной работы, выплате неустойки за нарушение срока выполнения работ.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В силу п. 1 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона (п. 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Указанная претензия об уменьшении покупной цены в добровольном порядке ответчиком не удовлетворена, в связи с чем истец имеет право на взыскание с ответчика неустойки за нарушение срока удовлетворения требования об уменьшении покупной цены, которая согласно расчету истца составляет 115 000 рублей.
С указанным размером неустойки суд не соглашается по следующим основаниям.
В силу п. 5 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.
На основании п. 2 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.
Поскольку цена по договору изготовления, монтажа и передачи металлокаркаса лестницы (номер обезличен) от 26.10.2017 (с учетом уменьшения цены выполненной работы) составляет 86 250 рублей (115 000 рублей - 28 750 рублей), следовательно, размер неустойки не может превышать указанную цену, в связи с чем суд определяет размер неустойки за нарушение срока удовлетворения требования об уменьшении покупной цены в размере 86 250 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Поскольку договором (номер обезличен) установлена дата завершения работ – 27.11.2017, а работы выполнены лишь 4.01.2018, имеет место факт просрочки исполнения обязательств, в связи с чем требование истца о взыскании с ответчика неустойки за нарушение указанного срока подлежит удовлетворению.
Неустойку за нарушение срока выполнения работ по изготовлению и монтажу металлокаркаса лестницы истец рассчитывает с 16.12.2017 по 4.01.2018, размер которой составляет 69 000 рублей (115 000 рублей х 3% х 20 дней просрочки).
Расчет неустойки выполнен истцом математически верно, ответчиком не оспорен.
Право на взыскание неустойки само по себе имеет целью побудить исполнителя надлежащим образом исполнить свои обязательства, направлено на защиту прав потребителя, как менее защищенной стороны по договору.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Оснований для снижения неустойки суд не усматривает.
Так как невыполнение ответчиком условий договора привело к нарушению прав истца, усматривается нарушение действиями ответчика личных неимущественных прав истца, причинение морального вреда в виде нравственных страданий, который в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О применении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» подлежит компенсации.
Определяя размер компенсации морального вреда, оценивая характер нравственных страданий, причиненных истцу, с учетом принципа разумности и справедливости, периода неисполнения ответчиком обязательств суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В пользу истца взыскивается общая сумма в размере 234 500 рублей, следовательно, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 117 250 рублей.
Поскольку при подаче данного иска истец на основании ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 815 рублей (300 рублей за требование о компенсации морального вреда + 5 515 рублей за требования имущественного характера).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск ФИО1 к ИП ФИО6 об уменьшении цены выполненных работ, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа удовлетворить в части.
Уменьшить цену выполнения работ по договору изготовления, монтажа и передачи металлокаркаса лестницы (номер обезличен) от 26.10.2017, заключенному между ИП ФИО6 и ФИО1, на 28 750 рублей.
Уменьшить цену выполнения работ по договору (номер обезличен) от 26.10.2017, заключенному между ИП ФИО6 и ФИО1, на 47 500 рублей.
Взыскать с ИП ФИО6 в пользу ФИО1 сумму в счет уменьшения цены выполнения работ по договору (номер обезличен) от 26.10.2017 в размере 28 750 рублей, сумму в счет уменьшения цены выполнения работ по договору (номер обезличен) от 26.10.2017 в размере 47 500 рублей, неустойку за нарушение срока выполнения работ в размере 69 000 рублей, неустойку за нарушение срока удовлетворения требования об уменьшении покупной цены в размере 86 250 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 117 250 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ИП ФИО6 в доход муниципального образования – муниципального района «Белгородский район» Белгородской области государственную пошлину в размере 5 815 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 16.08.2019.
Судья Ю.А. Переверзева