ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-957/15 от 20.10.2015 Климовского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-957/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пгт. Климово 20 октября 2015 года

Климовский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Данченко Н.В.,

при секретаре Ляшковой М.В.,

с участием административного истца Доронцовой Т.В.,

представителя административного ответчика - председателя Ликвидационной комиссии по ликвидации администрации пгт. Климово Исаева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Доронцовой Т.В. к администрации пгт. Климово Брянской области об обязанности выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца,

У С Т А Н О В И Л:

Доронцова Т.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ административного ответчика - администрации пгт. Климово Брянской области выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ......................, ......................, ...................... и обязать административного ответчика - администрацию пгт. Климово выдать указанный акт.

В судебном заседании Доронцова Т.В. поддержала свои требования и пояснила, что она является многодетной матерью, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей. У нее возникло право на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала. При обращении в пенсионный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на строительство жилого дома ее заявление было удовлетворено.

Часть средств материнского капитала была направлена строительство хозяйственных строений (сарая и гаража общей площадью ...................... кв.м.), также возведено строение обей площадью ...................... кв.м.

Указанное строение является частью будущего дома и представляет собой возведенные на фундаменте четыре стены накрытые крышей. Они не смогли выстроить весь дом, который определен проектом, в связи с отсутствием денежных средств, которые они направили на строительство хозяйственных построек. Выстроенное помещение, является комнатой под литерой 2 в плане их дома. После предоставления второй части материнского капитала ими будет выстроена оставшаяся часть дома, возведена кровля и будут проведены отделочные работы. О том, что за полученные средства нужно строить именно жилое помещение, она узнала уже после строительства хозпостроек.

Для получения второй части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий она обратилась в администрацию пгт. Климово по вопросу выдачи акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно письма администрации пгт. Климово № 3681 от 10.09.2015 года ей отказано в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ......................, ......................, ...................... в связи с тем, что по результатам осмотра комиссией был сделан вывод, что возведенный объект не может считаться жилым домом, объект возведен без соблюдения технических регламентов.

При этом, какие именно технические регламенты не соблюдены, в данном письме не указано.

Кроме этого, осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в нарушение п. 3 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 N 686, производился в её отсутствие.

Административный истец считает, что уполномоченный орган может отказать в выдаче акта освидетельствования только в 2 случаях, а именно, если:

в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме;

в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в связи с чем просила обязать администрацию выдать указанный Акт.

Представитель административного ответчика - администрации пгт. Климово - Исаев А.С. административный иск не признал и пояснил, что возведенное истцом строение, не отвечает требованиям СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные.

Так, п. 4.3 указанного акта определено, что состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования определяются застройщиком. В доме должны быть созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище.

В силу п. 4.4. дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы),кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, уборная, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения- помещение для теплового агрегата. В доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение и радиовещание.

Выстроенное Доронцовой Т.В. строение представляет собой одно помещение, площадью ...................... кв.м. с одним окном, дверью и накрытое крышей.

Таким образом, строение Доронцовой Т.В. заявленное как жилой дом, таковым не является. В этой связи акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, по результатам освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства Доронцовой Т.В. выдан не был. Не оспаривает, что осмотр объекта, предшествующий выдаче акта, производился с нарушением установленных норм в отсутствие Доронцовой Т.В.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает необходимым заявленные требования Доронцовой Т.В. удовлетворить частично.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.3 ст. 7,ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке документов (ч.1 1.1 ст. 10 Закона).

В соответствии с ч1.2 ст. 10 Закона часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, урегулирован Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 г. N 686 "Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала" (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - акт освидетельствования).

Акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя (п.2 Правил).

Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации (п.3 Правил).

При этом в силу п.5. Правил уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме.

Как следует из материалов дела, Доронцова Т.В. является многодетной матерью, является лицом, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. При обращении в пенсионный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на строительство жилого дома ей выделена часть материнского капитала для строительства жилого дома по адресу: .............................................

Для получения оставшейся части материнского капитала Доронцова Т.В. обратилась в администрацию пгт. ...................... с заявлением о выдаче документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. 10 сентября 2015 года администрацией пгт. Климово Брянской области отказано в выдаче Акта освидетельствования в связи с тем, что возведенный заявителем объект не может считаться жилым домом.

Установлено и не оспаривается сторонами, что процедура осмотра строения, возведенного Доронцовой Т.В. была нарушена, о проведении осмотра Доронцова Т.В. уведомлена не была и участия в нем не принимала.

Таким образом, предшествующая принятию решения обязательная процедура осмотра, была нарушена, в связи с чем, оспариваемый Доронцовой Т.В. отказ в выдаче акта не может признаваться законным, и ее требования в этой части подлежат удовлетворению.

Обсуждая требования Доронцовой Т.В. обязать административного ответчика выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, суд считает их не подлежащим удовлетворению, поскольку совершение указанных действий в силу закона возможно только после проведения осмотра возведенного объекта, который ответчику будет необходимо произвести.

Для установления наличия либо отсутствия указанных данных, административному ответчику надлежит произвести в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ......................, ......................, ......................, с соблюдением Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 N 686, и по результатам данного осмотра принять соответствующее решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Доронцовой Т.В. удовлетворить частично.

Признать отказ административного ответчика - администрации пгт. Климово Брянской области выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ......................, ......................, ......................, выразившийся в направлении административному истцу письма № 3681 от 10 сентября 2015 года, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Административное исковое заявление в части обязывания административного ответчика - администрации пгт. Климово Брянской области выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ......................, ......................, ......................, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, оставить без удовлетворения.

Обязать административного ответчика - администрацию пгт. Климово Брянской области, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, произвести в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ......................, ............................................, с соблюдением Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 N 686, в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу, а также сообщить об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда через Климовский районный суд Брянской области.

Судья Данченко Н.В.