ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-974/2022 от 25.02.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

УИД - 23RS0059-01-2022-000185-12

К делу № 2-974/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 25 февраля 2022 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.,

с участием:

истца заместителя прокурора Центрального района г. Сочи Краснодарского края Бескоровайного М.С.,

ответчика Белоуса Е.А.,

представителя ответчика Белоуса Е.А. по доверенности Рыженкова С.В.

представителя третьего лица ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности Шишковой Е.Д.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации к Белоусу Е. В. о признании отсутствующим ранее возникшее право собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Центрального района города Сочи, действуя в интересах Российской Федерации обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к Белоусу Е.В. о признании отсутствующим ранее возникшего право собственности на земельный участок.

Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда. Земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности. В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет. В частности, на основании плана лесоустройства Верхне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года. Право собственности на данный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Пушковым И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к Белоус Е.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и <адрес>, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером видом разрешенного использования «для садоводства». Основанием государственной регистрации права собственности Пушковым И.Ю. на спорный земельный участок послужило постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и список членов <адрес>». Между тем, согласно генеральному плану застройки <адрес> по состоянию на 1993 год и спискам членов <адрес> по состоянию на 1993, содержащимся в инвентарном деле на <адрес> и предоставленным в прокуратуру ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Сочи сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в границах садоводческого товарищества отсутствует, Пушков И.Ю. в списках членов не значится. Указанное также подтверждается анализом информации, представленной в прокуратуру Центральным отделом г. Сочи Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ и департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно объяснению председателя <адрес>Петрова В.А. земельный участок постановлениями главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГПушкову И.Ю. не предоставлялся, членом ЖСТ «Яблонька» он не являлся, членские взносы не оплачивал. Изложенная совокупность доказательств указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Белоус Е.В. и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл. Восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

На основании изложенного, истец просил признать отсутствующим право собственности Белоус Е.В., зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, ЖСТ <адрес> признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, ЖСТ «Яблонька», участок ; в решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве Белоус Е.В. на земельный участок с кадастровым номером категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>», участок и регистрации права собственности за Российской Федерацией.

В судебном заседании истец заместитель прокурора Центрального района города Сочи – Бескоровайный М.С. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик Белоус Е.А., а также представитель ответчика Белоуса Е.А. по доверенности Рыженков С.В. исковые требования не признали, возражали против их удовлетворения.

Представитель третьего лица ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности – Шишкова Е.Д., представила суду письменный отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержала, в котором содержится следующая позиция. ФГБУ «Сочинский национальный парк» считает исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Из представленных в суд материалов следует, что спорный земельный участок необоснованно выбыл из состава земель, находящихся в федеральной собственности, и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сочинский национальный парк» без учета его волеизъявления. Дополнительно ФГБУ «Сочинский национальный парк» поясняет суду следующее: Постановлением Совета Министров РСФСР № 214 от 05.05.1983 на базе Сочинского, Адлерского и Лазаревского лесхозов создан Сочинский государственный природный национальный парк. Указанным постановлением национальному парку предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 190 тыс. га земель государственного лесного фонда. В свою очередь границы, которых были закреплены в материалах лесоустройства территории этих лесхозов, проведённого в 1976-1977 гг. В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет. Затем, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О расширении территории Сочинского национального парка» территория расширена за счет отнесения к его территории земель лесного фонда Туапсинского лесничества и части территории Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника площадью 9026 Га, определив, что площадь Сочинского национального парка составляет 208599,85 Га. Границы Сочинского национального парка (координаты характерных (поворотных) точек в системе координат мск 23) отражены в приложении к указанному Постановлению. Вместе с тем земельный участок с кадастровым номером , расположен в действующих границ Сочинского национального парка, однако право постоянного (бессрочного) пользования на него было прекращено, что является недопустимым. Из фактических обстоятельств следует, что Российская Федерация, как собственник земельного участка с кадастровым номером не принимала решения об отказе от права собственности либо о прекращении права собственности или его части на данный земельный участок. Вместе с тем по данным регистрирующего органа спорный земельный участок в настоящее время находится в собственности Белоус Е.В. Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0201017:31 полностью расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года. На основании плана лесоустройства Верхне-Сочинского участкового лесничества от ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование), категория земель «земли особо охраняемых природных территорий». Данное обстоятельство документально подтверждено материалами дела. Вопреки установленному законом порядку и в отсутствие волеизъявления собственника - Российской Федерации, и правообладателя - ФГБУ «Сочинский национальный парк», в границах указанного единого землепользования сформирован земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (категория земель «земли населенных пунктов»). Вывод о незаконном изъятии части территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» выявлен специалистом путем сопоставления планов лесонасаждений Верхне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка. Кроме того, из фактических обстоятельств и материалов дела следует, что категория земель была неправомерно изменена. Правила указанной нормы и факт прекращения зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сочинский национальный парк» без законных на то оснований на земельный участок с кадастровым номером свидетельствуют о грубейшем нарушении норм Федерального закона № 33-ФЗ. Кроме того, следственной частью ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю расследуется уголовное дело , возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по признакам состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ в отношении неустановленных лиц. В постановлении о возбуждении уголовного дела и постановлении Центрального районного суда г. Сочи об удовлетворении ходатайства о разрешении органу предварительного расследования наложение ареста на земельные участки указано, что неустановленные лица, путем использования подложных документов о правах на земельные участки и о местоположении координат их границ, представленных в органы государственной регистрации прав, расположенных на территории г. Сочи Краснодарского края в период с 1998 года по настоящее время, приобрели права собственности на 11066 земельных участков, образованных вопреки имущественным интересам Российской Федерации за счет земель федеральной собственности общей площадью 4983,01 Га. Спорный земельный участок с кадастровым номером является одновременно объектом преступных посягательств по указанному уголовному делу. Постановлением следователя следственной части ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю об удовлетворении ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Сочинский национальный парк» признано потерпевшим по уголовному делу . Если суд придет к выводу об удовлетворении исковых требований о внесении сведений в ЕГРН о регистрации права собственности на указанный земельный участок за Российской Федерацией, из смысла иска, заявленного надзорным органом следует что, одновременно должны быть внесены сведения о восстановлении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сочинский национальный парк» с указанием в регистрационных данных категории земель - «земли особо охраняемых природных территорий». В противном случае исковые требования не являются обоснованными. Без внесения указанных сведений в ЕГРН будет нарушен баланс прав и законных интересов сторон правоотношений (а именно ФГБУ «Сочинский национальный парк»), что приведет к незаконному и несправедливому вынесению судебного акта, поскольку восстановление нарушенного права федеральной собственности неразрывно связано с восстановлением права постоянного (бессрочного) пользования национального парка. На основании изложенного, ФГБУ «Сочинский национальный парк» просит суд в случае удовлетворения исковых требований в резолютивной части решения суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, <адрес> площадью 552 кв.м., за ФГБУ «Сочинский национальный парк», восстановив статус категории земель - «земли особо охраняемых природных территорий».

Представители третьих лиц администрации города Сочи, МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При данных обстоятельствах, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лица, надлежаще извещенных о дне и времени судебного заседания

Суд, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Прокуратурой Центрального района города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером незаконно оформлен в собственность ответчика Белоуса Е.В., поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Так, на основании Постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которыми Лесной кодекс РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 Лесного кодекса РФ, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ на базе Сочинского, Адлерского и Лазаревского лесхозов создан Сочинский государственный природный национальный парк. Указанным постановлением национальному парку предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 190 тыс. га земель государственного лесного фонда. В свою очередь границы, которых были закреплены в материалах лесоустройства территории этих лесхозов, проведённого в 1976-1977 гг.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О расширении территории Сочинского национального парка» территория расширена за счет отнесения к его территории земель лесного фонда Туапсинского лесничества и части территории Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника площадью 9026 Га, определив, что площадь Сочинского национального парка составляет 208599,85 Га. Границы Сочинского национального парка (координаты характерных (поворотных) точек в системе координат мск 23) отражены в приложении к указанному Постановлению.

На основании плана лесоустройства Верхне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 Лесного кодекса РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ

Более того, в силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 Лесного кодекса РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

Право собственности на данный участок с кадастровым номером первоначально зарегистрировано за Пушковым И.Ю.ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ответчику Белоус Е.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для садоводства».

Основанием государственной регистрации права собственности Пушковым И.Ю. на спорный земельный участок послужило постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и список членов ЖСТ «Яблонька».

Между тем, согласно генеральному плану застройки ЖСТ «Яблонька» по состоянию на 1993 год и спискам членов ЖСТ «Яблонька» по состоянию на 1993, содержащимся в инвентарном деле на ЖСТ «Яблонька» и предоставленным в прокуратуру ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Сочи сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ/T3-31370 земельный участок в границах садоводческого товарищества отсутствует, Пушков И.Ю. в списках членов не значится.

Указанное также подтверждается анализом информации, представленной в прокуратуру Центральным отделом г. Сочи Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ и департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно объяснению председателя ЖСТ «Яблонька» Петрова В.А. земельный участок постановлениями главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГПушкову И.Ю. не предоставлялся, членом ЖСТ «Яблонька» он не являлся, членские взносы не оплачивал.

Изложенная совокупность доказательств указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Белоус Е.В. и иными лицами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № и др.).

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

В соответствии с п. 34-35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.

Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.

Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

На основании п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Учитывая изложенное, поскольку участок с кадастровым номером выбыл из собственности Российской Федерации в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, то ответчик не может быть признан добросовестным приобретателем данного участка.

Российская Федерация, как собственник земельного участка с кадастровым номером , не принимала решения об отказе от права собственности либо о прекращении права собственности или его части на данный земельный участок. Вместе с тем, спорный земельный участок в настоящее время находится в собственности Белоуса Е.В.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

На основании плана лесоустройства Верхне-Сочинского участкового лесничества от ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование), категория земель «земли особо охраняемых природных территорий». Данное обстоятельство документально подтверждено материалами дела. Вопреки установленному законом порядку и в отсутствие волеизъявления собственника - Российской Федерации, и правообладателя - ФГБУ «Сочинский национальный парк», в границах указанного единого землепользования сформирован земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (категория земель «земли населенных пунктов»). Вывод о незаконном изъятии части территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» выявлен специалистом путем сопоставления планов лесонасаждений Верхне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что категория земель спорного земельного участка была неправомерно изменена.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Доказательства соблюдения норм Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ в материалах дела отсутствуют.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с изложенным, исковые требования подлежат полному удовлетворению.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций – 6000 рублей.

В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, с ответчика Белоуса Е.В. подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина в размере 6000 рублей за подачу иска в суд Прокурором Центрального района города Сочи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации к Белоусу Е. В. о признании отсутствующим ранее возникшее право собственности на земельный участок – удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Белоуса Е. В., зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, ЖСТ «Яблонька», участок .

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве Белоуса Е. В. на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г<адрес> и регистрации права собственности за Российской Федерацией.

Взыскать с Белоуса Е. В. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 04.03.2022 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"