ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-975/20 от 03.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-975/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Цуриковой Т.А.,

при секретаре, помощнике Милентьевой Е.В.,

представителя истца Степанова В.А.,

представителя Министерства обороны Российской Федерации Ефремова Д.В.,

представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации Аксеновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта жилого дома, организовать проведение капитального ремонта,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) о возложении обязанности выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта жилого дома, организовать проведение капитального ремонта, в обоснование требований указав, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона по информации о ненадлежащем техническом состоянии многоквартирных домов военного городка (<адрес>) проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о сохранности федеральной собственности. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений России от 16.02.2004г. № 605-р за ФГУ «Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России на праве оперативного управления закреплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>-1, ДОС (инв. ), военный городок . Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010г. с 20.12.2010г. ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России реорганизовано путем присоединения к нему ФГУ «Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России. Передача соответствующих объектов недвижимости осуществлена в соответствии с передаточным актом от 01.04.2011г. Таким образом, балансодержателем указанного многоквартирного дома в настоящее время является ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России. Согласно акту общего сезонного осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19.09.2019г. по адресу: <адрес>, ДОС (1989 года постройки), (военный городок ) установлено, что в результате осмотра комиссией сделан вывод, что данный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, а именно, требуется: 1) подвал: замена дверей - 1 шт.; ремонт окон 10 шт.; замена розлива центрального отопления - 90 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 65 м.; замена канализации -60 м.; 2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; 3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения -120 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 120 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 130 м.; замена электрооборудования - 90 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы ПНР с фасонными частями - 50 м.; 4) стены: ремонт межпанельных швов — 120 м.п.; ремонт козырька над входом в подъезд - 3 шт.; ремонт цоколя - 60 м2.; 5) отмостка: ремонт отмостки - 80 м2.; 6) внутренние стены: ремонт подъезда -310 м2.; 7) лестницы: ремонт лестничных маршей - 8 м2.; 8) кровля: ремонт мягкой кровли - 200 м2.; 9) вентиляция: восстановить систему вентиляции; 10) окна: замена окон на лестничных клетках - 10 шт.; 11) двери: замена входных дверей - 3 шт.; замена люков на чердак — 2 шт.; 12) малые формы: ремонт игровой площадки; 12) благоустройство и озеленение: осыпка, укладка асфальтового покрытия подходов, подъездов, тротуаров. При этом, капитальный ремонт данного дома не производился с момента его постройки, что, в свою очередь, создает опасность к причинению вреда жизни и здоровья военнослужащим и гражданскому персоналу Минобороны России, а также причинению вреда имуществу Минобороны России, которое осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за ним, в соответствии с назначением (п.п.68 п.7 Положения о Минобороне России). Указанный многоквартирный жилой дом ДОС относится к государственному жилищному фонду РФ, находящемуся в ведении Минобороны РФ. 26.09.2017г. между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ -УЖФ/ВВО-1, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательства по управлению с 26.09.2017г. жилыми домами Минобороны России, в том числе и вышеуказанным многоквартирным жилым домом. По смыслу п.1.3 договора, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества жилищного фонда, решать вопросы пользования указанного имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде. В тоже время Уставом Учреждения предусмотрено, что оно осуществляет приносящие доход виды деятельности, в том числе капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах. Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков). На основании изложенного, военный прокурор Хабаровского гарнизона просит суд обязать Минобороны РФ выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, ДОС ; обязать Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании военный прокурор Степанов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представители ответчиков Ефремов Д.В., Аксенова В.А., возражали против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Выслушав военного прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, учитывая письменные возражения, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Таким образом, обращение военного прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, является правом прокурора, соответствует его полномочиям.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.

На основании ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу ч.3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ч.4 ст.125 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со ст.ст.294, 296 ГК РФ.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. № 1082, а также Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Приказом Министра обороны РФ от 30.04.2009г. № 355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах РФ.

Судом установлено и следует из материалов дела, что собственником закрепленного за Вооруженными Силами РФ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ДОС является Министерство обороны РФ.

Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017г. № 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п.3 приказа). А также созданы филиалы Учреждения, перечень которых по военным округам содержится в Приложении к данному приказу.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 03.03.2017г. № 607, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п.2). Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Учредителем в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности (п.6). Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.12).

Согласно п.13 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

Для достижения целей, указанных в п.13 Устава, Учреждение в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет основные виды деятельности, перечисленные в п.14 Устава.

В соответствии с Положением о Филиале ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу), утвержденным начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 04.05.2017г., Филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны России в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключен договор -УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, на основании которого ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет обслуживание многоквартирных жилых домов военного городка , расположенного в <адрес>, в том числе многоквартирным жилым домом ДОС .

В соответствии со ст.8 ФЗ «Об обороне» должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В силу положений ч.ч.1, 5 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), и в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Согласно п.1 ст.36 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно акту общего сезонного осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19.09.2019 по адресу: <адрес>, ДОС (военный городок ), комиссия в составе представителей ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО по результатам осмотра здания установила, что в данном жилом доме требуется: 1) подвал: замена дверей - 1 шт.; ремонт окон 10 шт.; замена розлива центрального отопления - 90 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 65 м.; замена канализации -60 м.; 2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; 3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения -120 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 120 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 130 м.; замена электрооборудования - 90 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы ПНР с фасонными частями - 50 м.; 4) стены: ремонт межпанельных швов — 120 м.п.; ремонт козырька над входом в подъезд - 3 шт.; ремонт цоколя - 60 м2.; 5) отмостка: ремонт отмостки - 80 м2.; 6) внутренние стены: ремонт подъезда -310 м2.; 7) лестницы: ремонт лестничных маршей - 8 м2.; 8) кровля: ремонт мягкой кровли - 200 м2.; 9) вентиляция: восстановить систему вентиляции; 10) окна: замена окон на лестничных клетках - 10 шт.; 11) двери: замена входных дверей - 3 шт.; замена люков на чердак — 2 шт.; 12) малые формы: ремонт игровой площадки; 12) благоустройство и озеленение: осыпка, укладка асфальтового покрытия подходов, подъездов, тротуаров.

На основании результатов осмотра комиссия пришла к выводу о том, что многоквартирный жилой дом ДОС находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта.

В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьей 55.24 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий и капитальный ремонт.

В соответствии с ч.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В п.14 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ перечислены основные виды деятельности, которые осуществляет Учреждение для достижения основных целей его деятельности, указанных в п.13 Устава, к которым не отнесено проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома в составе жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, находящегося у Учреждения на обслуживании.

Пунктом 16 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, на который ссылается истец в обоснование исковых требований, предоставлено право ответчику ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату, в том числе проводить капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах. Таким образом, данным пунктом ответчик наделен правом в качестве осуществлять в качестве приносящей доход деятельности капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, которые не относятся к жилищному фонду, закрепленному за Вооруженными Силами РФ.

Согласно п.25 Устава, ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков) закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Многоквартирный жилой дом ДОС (военный городок ) за ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не закреплен, находится у ответчика на обслуживании. Наличие каких-либо договоров (соглашений), заключенных между ответчиками Минобороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которые бы возлагали на последнего обязанность по проведению капитального ремонта данного жилого дома судом не установлено, и такие доказательства истцом суду не представлены.

Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома ДОС (военный городок ) по вышеуказанному адресу лежит на собственнике – ответчике Министерстве обороны РФ, поскольку уставная деятельность ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России данный вид работ не предусматривает, в связи с чем законных оснований для возложения обязанности проведения капитального ремонта данного жилого дома на ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу удовлетворить требования возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта вышеуказанного дома в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда от 19.09.2019 года – к Министерству обороны РФ и отказать в их удовлетворении к ФГБУ «ЦЖКУ».

Рассматривая требования о возложении обязанности на Минобороны России выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома ДОС (военный городок ), суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В силу положений ч.2 ст.166 Жилищного кодекса РФ капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии с ч.1 ст.168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно ч.1 ст.169 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 данного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного данным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч.8.1 ст.156 ЖК РФ).

В соответствии с ч.5 ст.170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Согласно ч.1 ст.171 Жилищного кодекса РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что жилой дом ДОС военного городка № включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД Хабаровского края на 2014 – 2043 г.г., утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013г. № 479-пр. Данная программа размещена в общем доступе на сайте некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае».

Приказом Министра обороны РФ от 14.06.2018г. № 322 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов» определен порядок внесения взносов на капитальный ремонт, определено, что плательщиком взносов является Департамент финансового планирования Минобороны России. Оплата взносов производится непосредственно в региональные фонды капитального ремонта.

На территории Хабаровского края таким региональным фондом капитального ремонта является некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае».

Как следует из предоставленной информации в письме НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» от 26.11.2019г. (л.д.32), в 2019г. на основании решения администрации Князе-Волконского сельского поселения (Постановление № 83 от 18.09.2017г.) объявлен аукцион на проведение работ по разработке проектной сметной документации на капитальный ремонт крыш многоквартирных домов военного городка в <адрес>, в том числе ДОС . Подрядной организацией, выигравшей аукцион, - ООО СК «Эвис» в настоящее время ведутся работы по разработке проектной документации. Основным источником финансирования работ, выполнение которых возможно в рамках реализации Региональной программы, являются средства собственников, накапливаемые при оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт. По многоквартирным домам военного городка Минобороны России не выполняет обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, либо производит оплату в судебном порядке, что приводит к отсутствию средств, накопленных в фонде капитального ремонта и невозможности дальнейшего проведения капитального ремонта.

На основании вышеизложенного, исковые требования военного прокурора о возложении на ответчика Минобороны России обязанности по выделению лимитов бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома ДОС военного городка в <адрес> не основаны на законе, поскольку установлен иной порядок финансирования проведения капитального ремонта данного жилого дома.

При этом, удовлетворение исковых требований военного прокурора о возложении на ответчика Минобороны России обязанности организовать проведение капитального ремонта указанного многоквартирного дома предполагает необходимость погашения задолженности перед региональным фондом капитального ремонта, который вправе самостоятельно потребовать ее погашения также в судебном порядке.

Кроме того, заявленная редакция исковых требований к Минобороны России о возложении обязанности выделит лимиты для проведения капитального ремонта указанного дома является избыточно детализированной.

При таких обстоятельствах дела, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу отказать военному прокурору в удовлетворении требований о возложении на МО РФ обязанности выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного жилого дом.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. При этом как указано в части 2 указанной статьи, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание тот факт, что организация проведении капитального ремонта требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая также, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ, о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, ДОС (инв. ) (военный городок ) в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19.09.2019 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и в удовлетворении иска к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Цурикова

В окончательной форме решение суда изготовлено 08.06.2020.

Судья Т.А.Цурикова