ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-976/19 от 29.08.2019 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

дело

26RS0-62

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 29 августа 2019 года

Буденновский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Мамонова С.С.,

при секретаре Зотовой О.Б.,

с участием:

истца – ст.помощника Буденновского межрайонного прокурора Лавровой Т.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о признании бездействия в не обеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других мобильных групп населения помещения салона «<данные изъяты>»,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточнив его, в котором указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка о нарушениях требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории района. В ходе проверки установлено, что помещении салона «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001): отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная, шрифтом Брайля; на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля. Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Просит признать бездействие ИП ФИО1, выразившееся в не обеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других мобильных групп населения помещение салона «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> незаконным.

В судебном заседании помощник Буденновского межрайпрокурора Лаврова Т.Э. уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенная о слушании дела, не явилась (л.д.18).

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель третьего лица Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что в ходе прокурорской проверки о нарушении требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории района установлено, что помещении салона «Умные игрушки», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001): отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная, шрифтом Брайля; на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля. Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Не обеспечение доступности указанного объекта для инвалидов является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст.2 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов -система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования- их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Необходимость установления такого требования вытекает также из статей 2, 24 и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Также конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

Согласно п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Таким образом, требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.

Не обеспечение доступности указанного объекта для инвалидов является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что нарушение законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры,ущемляют права неопределенного круга лиц и интересы Российской Федерации. В связи, с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о признании бездействия в не обеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других мобильных групп населения помещения салона «<данные изъяты>» - удовлетворить.

Признать бездействие ИП ФИО1, выразившееся в не обеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других мобильных групп населения помещение салона «<данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в <адрес>вой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья С.С. Мамонов