ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-977/19 от 26.08.2019 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №2-977/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2019 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Редченковой М.А.

С участием истца ФИО1, третьих лиц ФИО2 и ФИО3, представителей Администрации г. Смоленска ФИО5 и ФИО6 (доверенности от ДД.ММ.ГГГГг.), представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО8 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГг.),

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Смоленска, Департаменту Смоленской области по социальному развитию об оспаривании отказа в подписании обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения, понуждении к подписанию обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, к восстановлению в списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2019г., к выдаче государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению имущественных, земельных и жилищных отношений Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию, в котором просит:

- признать незаконными действия Администрации г. Смоленска по отказу в подписании обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

- обязать Администрацию <адрес> подписать обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поданное ФИО1 ДД.ММ.ГГГГг.;

- обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию восстановить ФИО1 в списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ

Обосновывая требования иска, ФИО1 указывает, что на основании удостоверения серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. он относится к категории лиц, выехавших из зоны проживания с правом на отселение, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на однократное обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Администрации г. Смоленска -адм от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а в ДД.ММ.ГГГГ. он был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г.

В соответствии с требованиями пунктов 17, 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г., утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153, ДД.ММ.ГГГГ. истец представил в Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска полный перечень документов, в том числе и обязательство о расторжении в отношении себя договора социального найма занимаемого им жилого помещения по адресу: <адрес>

Однако Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска отказало ФИО1 в подписании представленного им обязательства, сославшись на то, что оно является ничтожным, поскольку не подписано всеми совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе его сыном ФИО2 Впоследствии ФИО1 был исключен из сводного списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и в выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано.

По мнению истца, отказ ответчика в подписании представленного им обязательства о расторжении в отношении себя договора социального найма занимаемого жилого помещения является незаконным, противоречащим требованиям ст. ст. 69,70 ЖК РФ. ФИО2 членом семьи истца не является, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ он заключил брак с ФИО3 В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. они проживали и были зарегистрированы по месту пребывания по иному адресу: <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, где проживает вместе с ФИО2 Право пользования иным жилым помещением у ФИО2 отсутствует. ФИО2 общего хозяйства с ФИО1 не ведет, коммунальные платежи не оплачивает, общего бюджета они не имеют (л. д. 2-4).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Смоленска (л. д. 1).

Уточнив требования ДД.ММ.ГГГГг., ФИО1 просил:

- обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию оформить государственный жилищный сертификат на ФИО1 с составом семьи из одного человека, без представления обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения в государственную собственность;

- обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию включить ФИО1 с составом семьи из одного человека в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ. (л. д. 54).

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал требования, изложенные в уточненном ДД.ММ.ГГГГг. исковом заявлении; на удовлетворении требований, изложенных в первоначально поданном иске, не настаивал. В дополнение к доводам, изложенным в иске, ФИО1 также пояснил, что в жилом помещении по адресу: <адрес> занимаемом на условиях договора социального найма, он зарегистрирован совместно с женой ФИО4 и сыном ФИО2 Вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Смоленска было отказано в признании ФИО4 и ФИО2 членами его семьи как участника социальной программы и возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат. Таким образом, на основании вышеперечисленных постановлений Администрации г. Смоленска право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета есть только у ФИО1 В соответствии с требованиями закона ФИО1 и ФИО4 предоставили в Администрацию г. Смоленска обязательство о расторжении в отношении себя договора социального найма. Представить такое обязательство от сына ФИО2 истец не может, поскольку сын не включен в состав участников целевой программы, права пользования или право собственности в отношении иных жилых помещений у него отсутствует. С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, вступив в брак с ФИО3, по адресу названного жилого помещения не проживает ввиду стесненности жилищных условий по месту его постоянной регистрации. С этого же времени ФИО1 и ФИО2 прекратили ведение совместного хозяйства, общий бюджет у них отсутствует. В настоящее время ФИО2 вместе с супругой проживает в жилом помещении, в отношении которого не имеет право постоянного пользования. ФИО2 намерен вернуться для постоянного проживания в указанное жилое помещение лишь после его освобождения ФИО2 и ФИО4, поскольку условия для совместного проживания их всех по указанному адресу отсутствуют. По мнению ФИО1, ответчиками неправомерно обусловлена реализация его права на жилье представлением обязательства об освобождении занимаемых им комнат ФИО2, который прекратил быть членом его семьи.

Третьи лица ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании поддержали требования ФИО1, подтвердив изложенные им доводы.

Представитель ответчика, Департамента Смоленской области по социальному развитию, ФИО8 иск ФИО1 не признала. Указала, что на основании постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет документы, в том числе, обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилья, подписанное им и всеми совершеннолетними членами его семьи. В настоящее время истец занимает на условиях договора социального найма жилое помещение по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. Такое обязательство сыном истца ФИО2 представлено не было. В соответствии с требованиям пункта 16.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153, при отсутствии договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленных по нормативам, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма. Поскольку обязательство в требуемом виде истцом не представлено, расчет может быть произведен следующим образом: 33 кв. м. - 20,7 кв. м. = 12,30 кв. м., что составляет менее 18 кв. м. Соответственно, при непредставлении обязательства о расторжении договора социального найма, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи истца, государственный жилищный сертификат ему выдан быть не может.

Представители ответчика, Администрации г. Смоленска, ФИО5 и ФИО6 также полагали иск ФИО1 необоснованным, сославшись на аналогичные обстоятельства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (в ред. от 04 июля 2019г.) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017г. №1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Названным постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Правила).

Подп. «е» пункта 5 Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Согласно пункту 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19-21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность (абзац 4 пункта 16(2) Правил).

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан (пункт 36 Правил).

Для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы представляет документы, указанные в пункте 44 Правил.

В силу подп. «ж» Правил для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16 (2)…., в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Таким образом, получение жилищного сертификата обусловлено предоставлением обязательства участника подпрограммы о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, занимаемого им и членами его семьи.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. -адм ФИО1, один, зарегистрированный и проживающий по договору социального найма с 1988г. с семьей из шести человек в жилых помещениях по адресу: <адрес>, принят на учет граждан, прибывших из зон отселения, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета (л. д. 37-38).

Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. -адм ФИО1, один, включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л. д. 39-40).

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг., оставленного без изменения апелляционным определением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг., в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по включению его супруги ФИО4 и сына ФИО2 в список очереди граждан, прибывших из зон отселения, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, отказано.

Действия Администрации г. Смоленска по отказу во включении в состав участников подпрограммы ФИО4 и ФИО2 были признаны правомерными, поскольку указанные лица не являются гражданами, выехавшими из зоны проживания, правовых оснований для распространения на них мер социальной поддержки по обеспечению жилой площадью не имеется (л. д.46-48).

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении иска ФИО2 и ФИО4 к Администрации г. Смоленска о признании членами семьи участника социальной программы и возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат, оставленным без изменения апелляционным определением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг., также отказано. Судом установлено, что истцы участниками подпрограммы не являются, следовательно, не имеют самостоятельного права на предоставление сертификата (л. д. 49-53).

ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата, одновременно представив обязательство о расторжении в отношении себя договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (л. <...>).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГг. Администрация г. Смоленска, сославшись на вышеприведенные положения Правил, указала, что обязательство об освобождении жилого помещения должно быть подписано всеми совершеннолетними членами семьи ФИО1 (супруга и сын), которые не являются участниками основного мероприятия (л. д. 12).

Вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата был рассмотрен Комиссией по рассмотрению вопросов реализации основных мероприятий, по результатам которого было принято решение об исключении ФИО1 из сводного списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, поскольку обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения не были подписаны совместно проживающими с ФИО1 супругой и сыном (л. д. 13).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГг. Администрация г. Смоленска уведомила ФИО1 о том, что представленное им ДД.ММ.ГГГГг. обязательство не соответствует требованиям Правил, поскольку подписано не всеми совместно проживающими членами семьи ФИО1: его сын не принял на себя обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении жилого помещения по указанному адресу. Следовательно, не могут быть выполнены условия основного мероприятия, а представленное ФИО1 обязательство ничтожно и не может быть подписано Администрацией г. Смоленска, являющейся собственником данного жилого помещения (л. д. 15-16).

Из содержания иска, пояснений истца ФИО1, третьих лиц ФИО2 и ФИО3, данных в ходе судебного разбирательства, усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, вступив в брак с ФИО3, не проживает в жилом помещении по <адрес>, выехав на иное место жительства ввиду стесненности жилищных условий по месту своей регистрации. С указанного времени семейные отношения между ФИО1 и ФИО2 фактически прекращены, поскольку они не проживают совместно, не ведут общего хозяйства, не имеют единого бюджета. Вместе с тем, поскольку право пользования или право собственности в отношении каких-либо иных жилых помещений ФИО2 не приобрел, он намерен вернуться для постоянного проживания в названное жилое помещение в случае его освобождения ФИО1 и ФИО4

В подтверждение приведенных доводов суду представлены следующие доказательства.

Согласно копии свидетельства о заключении брака, ФИО2 и ФИО7 заключили брак ДД.ММ.ГГГГг. (л. д. 7).

В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 и ФИО3 имели регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, общежитие (л. д. 8-9).

По сведениям, содержащимся в паспорте ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГг. она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л. д. 21-24).

Установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела указывают на то, что ФИО1 в установленном законом порядке был принят на учет граждан, прибывших из зон отселения, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, и включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Как на момент постановки ФИО1 на жилищный учет (ДД.ММ.ГГГГ.), так и в настоящее время он зарегистрирован и проживает на условиях договора социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, комнаты , общей площадью <данные изъяты> кв. м., с составом семьи из двух человек (он, жена ФИО4).

В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось ответчиками, что зарегистрированный по адресу названного жилого помещения ФИО2, сын истца, с ДД.ММ.ГГГГ. по указанному адресу не проживает, выехав на иное место жительства в связи с вступлением в брак с ФИО3 и стесненностью жилищных условий по этому месту жительства. С указанного времени ФИО2 и ФИО1 применительно к нормам жилищного законодательства прекратили быть членами одной семьи (отсутствие общего бюджета, ведение совместного хозяйства и пр.).

Судом также установлено, что ни ФИО4, ни ФИО2 участниками ведомственной целевой программы не являются, право пользования или право собственности в отношении иных жилых помещений у них отсутствует. При этом ФИО4, супругой истца, названное обязательство о расторжении договора социального найма было подписано ДД.ММ.ГГГГг., что следует из сообщения Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. (л. д. 15-16).

При изложенных обстоятельствах, оснований полагать, что ФИО2 сохраняет статус члена семьи нанимателя ФИО1 не имеется. Соответственно, предусмотренное Правилами условие о выдаче сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, к спорным правоотношениям не применимо.

Учитывая изложенное, суд находит правомерными требования ФИО1 к Департаменту социального развития по Смоленской области о возложении обязанности по оформлению на его имя с составом семьи из одного человека государственного жилищного сертификата без предоставления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении жилого помещения в <адрес>, а также о включении его в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на ДД.ММ.ГГГГ правомерными и подлежащими удовлетворению, поскольку гарантированное ему законом право на обеспечение жильем не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления гражданина, не являющегося членом его семьи (в данном случае, сына ФИО2).

Одновременно, суд отказывает в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации г. Смоленска о признании незаконными действий по отказу в подписании обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого им жилого помещения, понуждении к подписанию указанного обязательства. В ходе судебного разбирательства ФИО1 указал, что на удовлетворении требований к указанному ответчику не настаивает. Предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию г. Смоленска предъявленных ФИО1 требований в указанной части, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию удовлетворить.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию оформить государственный жилищный сертификат на имя ФИО1 с составом семьи из одного человека без предоставления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент Смоленской области включить ФИО1 с составом семьи из одного человека в сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на 2019г.

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации города Смоленска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Степченкова

Мотивированное решение составлено 30 августа 2019г.