Дело 2-985/2020
79RS0002-01-2020-000775-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Даниловой О.П.
с участием:
представителя истца – помощника Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Артеменко С.С.,
представителя ответчика управления лесами правительства ЕАО ФИО1,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к управлению лесами правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия, -
У С ТА Н О В И Л:
Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к управлению лесами правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия. В исковом заявлении указано, что управлением лесами правительства ЕАО ненадлежащим образом организовано проведение лесоустройства на землях лесного фонда Еврейской автономной области. Просит обязать управление лесами правительства Еврейской автономной области произвести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Еврейской автономной области: на территории Биробиджанского лесничества по площади составляют 430,6 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Городское - 44,0 тыс. га; Биробиджанское - 57,6 тыс. га; Желтояровское - 53,9 тыс. га; Бобрихинское 18,8 тыс. га; Смидовичское - 256,3 тыс. га.; на территории Бирского лесничества 408,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Лондоковское - 62,3 тыс. га, Бирское - 142,2 тыс. га, Успеновское - 74,2 тыс. га, Будуканское - 129,3 тыс. га; на территории Кульдурского лесничества 294,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Известковское - 88,2 тыс. га, Бираканское -69,3 тыс. га, Теплоозерское - 101,0 тыс. га, Кульдурское -35,5 тыс. га; на территории Ленинского лесничества 202,8 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Ленинское - 44,6 тыс. га, Биджанское - 158,2 тыс. га; на территории Облученского лесничества 176,1 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Облученское - 27,8 тыс. га, Дичунское - 48,8 тыс. га, Сутарское - 99,5 тыс. га; на территории Октябрьского лесничества 300,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Полевое - 70,6 тыс. га, Биджанское - 42,0 тыс. га, Помпеевское - 65,0 тыс. га, Самарское - 123,0 тыс. га; в течение 5 (пяти) лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением от 20.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Россельхоз).
В судебном заседании помощник Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Артеменко С.С. исковые требования поддержала в полном объеме
Представитель ответчика управления лесами правительства ЕАО ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования признала полностью. Суду пояснила, что вовремя провести лесоустройство земель лесного фонда не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования на эти цели.
Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства (Россельхоз) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены принципы охраны окружающей среды: соблюдение права гражданина на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно статье 50.7 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ, меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом.
Постановлением правительства Еврейской автономной области от 19.06.2012 № 285-пп утверждено Положение об управлении лесами правительства Еврейской автономной области (далее - Положение), которое является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемое правительством Еврейской автономной области, осуществляющее реализацию полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Еврейской автономной области, а также полномочий Еврейской автономной области в сфере лесных отношений.
Согласно п. 6.36 Положения, управление лесами правительства Еврейской автономной области проводит на землях лесного фонда лесоустройство (за исключением проектирования лесничеств, эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов).
Согласно ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя, проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69.1 ЛК РФ предусмотрено, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с п. 6 и п. 7 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
Согласно ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 2 ст. 67 ЛК РФ Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 116 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции установлено, что периодичность проведения таксации лесов составляет для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет.
В соответствии с актом о результатах проверки соблюдения лесного законодательства от 28.11.2019, проведенной Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой, по состоянию на 05.11.2019, давность материалов лесоустройства на территории земель лесного фонда Еврейской автономной области превышает 10 лет, а именно:
- на территории Биробиджанского лесничества по площади составляют 430,6 тыс. га, в том числе, на территории участковых лесничеств: Городское 44,0 тыс. га; Биробиджанское - 57,6 тыс. га; Желтояровское - 53,9 тыс. га; Бобрихинское - 18,8 тыс. га; Смидовичское - 256,3 тыс. га.;
на территории Бирского лесничества 408,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Лондоковское - 62,3 тыс. га, Бирское - 142,2 тыс. га, Успеновское - 74,2 тыс. га, Будуканское - 129,3 тыс. га;
на территории Кульдурского лесничества 294,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Известковское - 88,2 тыс. га, Бираканское -69,3 тыс. га, Теплоозерское - 101,0 тыс. га, Кульдурское -35,5 тыс. га;
на территории Ленинского лесничества 202,8 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Ленинское - 44,6 тыс. га, Биджанское - 158,2 тыс. га;
на территории Облученского лесничества 176,1 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Облученское - 27,8 тыс. га, Дичунское - 48,8 тыс. га, Сутарское - 99,5 тыс. га;
на территории Октябрьского лесничества 300,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Полевое - 70,6 тыс. га, Биджанское - 42,0 тыс. га, Помпеевское - 65,0 тыс. га, Самарское - 123,0 тыс. га.
Из информации управления лесами правительства Еврейской автономной области от 23.12.2019 № 03-03/5368 следует, что в соответствии ч. 3 ч. 4 ст. 83 ЛК РФ, средства для проведения субъектами Российской Федерации на землях лесного фонда лесоустройства предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Однако для управления лесами - органа государственной власти, осуществляющего на территории Еврейской автономной области полномочия в области лесных отношений, для проведения лесоустройства средства из федерального бюджета не выделялись.
По данным государственного лесного реестра давность материалов последнего лесоустройства вышеуказанных лесничеств составляет более 10 лет.
02.12.2019 на имя и.о. начальника управления лесами правительства Еврейской автономной области Биробиджанским межрайонным природоохранным прокурор внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства.
Согласно ответу от 23.12.2019 о рассмотрении вышеназванного представления, провести мероприятия по лесоустройству на территориях, давность таксации которых превышает 10 лет, не представляется возможным в связи отсутствием финансирования на эти цели из федерального бюджета.
Вместе с тем, бездействие управления лесами правительства Еврейской автономной области, обусловленное недофинансированием, по проектированию мероприятий по охране, защите лесов в лесничествах, где давность таксации составляет более 10 лет, нарушают право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите, и воспроизводству лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах.
При таких обстоятельствах исковые требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора к управлению лесами правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности по произведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Еврейской автономной области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает разумным и достаточным установить ответчику срок для исполнения решения – пять лет с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к управлению лесами правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить полностью.
Обязать управление лесами правительства Еврейской автономной области в течение пяти лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Еврейской автономной области:
- на территории Биробиджанского лесничества на площади 430,6 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Городское - 44,0 тыс. га; Биробиджанское - 57,6 тыс. га; Желтояровское - 53,9 тыс. га; Бобрихинское 18,8 тыс. га; Смидовичское - 256,3 тыс. га.;
- на территории Бирского лесничества - 408,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Лондоковское - 62,3 тыс. га, Бирское - 142,2 тыс. га, Успеновское - 74,2 тыс. га, Будуканское - 129,3 тыс. га;
- на территории Кульдурского лесничества 294,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Известковское - 88,2 тыс. га, Бираканское -69,3 тыс. га, Теплоозерское - 101,0 тыс. га, Кульдурское -35,5 тыс. га;
- на территории Ленинского лесничества 202,8 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Ленинское - 44,6 тыс. га, Биджанское - 158,2 тыс. га;
- на территории Облученского лесничества 176,1 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Облученское - 27,8 тыс. га, Дичунское - 48,8 тыс. га, Сутарское - 99,5 тыс. га;
- на территории Октябрьского лесничества 300,0 тыс. га, в том числе на территории участковых лесничеств: Полевое - 70,6 тыс. га, Биджанское - 42,0 тыс. га, Помпеевское - 65,0 тыс. га, Самарское - 123,0 тыс. га.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Данилова