ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-985/2022 от 20.04.2022 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0006-01-2021-006999-09

2-985/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2022 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Богдановой Ю. А., с участием представителя истца Батуевой Е. С., ответчика Косых Н. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 к Косых Наталье Александровне о взыскании необоснованно использованных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики №23 Министерства социальной политики Свердловской области (далее – Управление) обратился в суд с иском к Косых Н. А. о взыскании суммы необоснованно израсходованных денежных средств государственной социальной помощи в размере 63627 рублей 34 копеек, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области», Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2014 №814-ПП «О реализации статьи 7-2 Закона Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» 15.02.2021 на основании заявления Косых Н. А. от 19.01.2021 и поступивших в порядке электронного межведомственного взаимодействия сведений, подтверждающих условиях осуществления государственной социальной помощи на основании социального контракта, Управлением принято решение < № > о назначении ответчику государственной социальной помощи на основании социального контракта. 25.02.2021 на заседании экспертной комиссии по подготовке предложений о мероприятиях, включаемых в программу социальной адаптации, в присутствии заявителя Косых Н. А. определена цель реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта – осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. На заседании экспертной комиссии ответчик предложила при заключении социального контракта включить в программу социальной адаптации малоимущей семьи мероприятия, направленные на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, приобретенных основных средств, материально-производственных запасов, принятие имущественных обязательств на праве аренды в соответствии с согласованной сметой затрат. Решением экспертной комиссии от 25.02.2021 программа социальной адаптации малоимущей семьи утверждена, социальный контракт < № > по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности с Косых Н. А. заключен. В силу ст. ст. 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательств, а также изменение их условий в одностороннем порядке. По условиям социального контракта, стороны несут ответственность за нарушение обязательств в соответствии с действующим законодательством. Так, Управление обязано оказать заявителю государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной выплаты на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в размере 250000 рублей. В марте 2021 года обязательство по осуществлению единовременной денежной выплаты государственной социальной помощи Управлением выполнено. Согласно плану мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (приложение 31 к социальному контракту), установлено приобретение ответчиком основных средств, материально-производственных запасов в срок с 01.03.2021 по 31.05.2021.

В ходе проведенных контрольных мероприятий целевого расходования единовременной денежной выплаты Управлением выявлены факты неисполнения заявителем взятых на себя обязательств: нарушены сроки предоставления информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации; программа социальной адаптации выполнена не в полном объеме; государственная социальная помощь, полученная на основании социального контракта, израсходована на мероприятия и цели, не предусмотренные программой социальной адаптации и сметой расходов.

Заявитель обязан в период действия социального контракта ежемесячно до 10 числа предоставлять в Управление информацию в письменной форме о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением соответствующих документов. Ответчиком до 10.04.2021 отчет представлен 06.04.2021 и принят; до 10.05.2021 отчет представлен 12.05.2021, не принят в связи с отсутствием возможности определить исполнение сметы затрат, рекомендовано дооформить до 20.05.2021, ответ не предоставлен; до 10.06.2021 отчет представлен 11.06.2021, не принят в связи с расхождением со сметой затрат, рекомендовано дооформить до18.06.2021, отчет предоставлен 28.06.2021.

В соответствии с условиями социального контракта, заявитель обязан расходовать государственную социальную помощь строго на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации. Денежные средства использованы ответчиком в объеме 249428 рублей 66 копеек. В нарушение указанного условия на основании отчета от 28.06.2021 установлено, что в период с марта по май 2021 года ответчиком приобретены основные средства и материально-производственные запасы, не предусмотренные сметой затрат. Смета затрат, предусмотренная программой социальной адаптации, - финансовый документ, в котором рассчитаны затраты на проект, исходя из расходов на приобретение основных средств, материалов и другого. Каждая статья расходов носит целевой характер и не может быть использована на иные цели, не предусмотренные сметой. Таким образом, денежные средства государственной социальной помощи, израсходованные ответчиком на мероприятия и цели, не предусмотренные программой социальной адаптации и сметой расходов, в размере 63627 рублей 34 копеек подлежат возврату в областной бюджет. Ответчик в нарушение принятых на себя обязательств действовала недобросовестно: нарушала сроки предоставления отчетности, использовала денежные средства государственной социальной помощи не по целевому назначению, не в соответствии с утвержденной программой социальной адаптации.

В судебном заседании представитель истца Батуева Е. С. заявленные требования и доводы искового заявления поддержала.

Ответчик Косых Н. А. заявленные требования не признала, суду пояснила, что смета затрат являлась примерной, сторонами не подписывалась. Часть расходов, предусмотренных сметой затрат, не была понесена либо затрачены меньшие средства, в этой связи оставшиеся средства единовременной денежной выплаты были использованы на приобретение иных основных средств, материально-производственных запасов и услуг, но в полном объеме на цели, предусмотренные программой социальной адаптации, для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (продажа диффузоров – устройств по измельчению пищевых отходов). Все расходы подтверждены документально, были необходимы для осуществления предпринимательской деятельности, для осуществления деятельности арендовала офис, приобрела в него необходимую мебель и технические средства, материально-производственные запасы. Доходы от предпринимательской деятельности получены не были, но деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не прекращала.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

На основании ч. ч. 1, 3, 5, 6 ст. 8.1 этого же Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина.

В соответствии со ст. 1 этого же Федерального закона, социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Законом Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» предусмотрено, что территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта направляет его в экспертную комиссию для подготовки предложений о мероприятиях, включаемых в программу социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (п. 3.1 ст. 7-2 Закона).

Форма социального контракта, а также перечень мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством (п. 5 ст. 7-2 Закона).

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2014 №814-ПП «О реализации статьи 7-2 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» утверждена форма социального контракта. Приложением к социальному контракту является Программа социальной адаптации семьи, которая включает: План мероприятий по социальной адаптации, а также отдельно Смету затрат, в которой подлежат указанию Наименования приобретенной техники, оборудования, материалов и иного, и Заключение об эффективности проведенных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), Приложением №8(6) к данной Программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Данными Правилами предусмотрено, что правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «а» пункта 4 настоящих Правил, утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 5 Правил).

Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждены Приказом Минтруда России от 03.08.2021 №536, то есть после заключения сторонами социального контракта.

Между тем, в соответствии с п. 25, пп. «б» п. 37, п. 55 данных Методических рекомендаций, в программе социальной адаптации указываются активные мероприятия, обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта по основным мероприятиям.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются:

по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» - не более 250 000 рублей в зависимости от сметы расходов, указанной в утвержденном межведомственной комиссией бизнес-плане гражданина или по мере наступления расходных обязательств.

При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин, получение лицензий), до 15% - на аренду или приобретение помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты (или вся ее сумма, в случае отсутствия ранее указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов.

К основным средствам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. №257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

К материально-производственным запасам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 15 ноября 2019 г. №180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».

По результатам, полученным в ходе мониторинга, орган социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта, в том числе в случае не превышения среднедушевого дохода гражданина (семьи) над величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

На основании п. п. 7, 10, 15 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 №257н, основные средства - являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые включают:

цену приобретения;

любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации, в том числе: затраты на доставку и разгрузку; затраты на установку и монтаж.

В силу п. п. 3, 9-11 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 №180н, для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

Запасами, в частности, являются:

сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;

инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами.

Запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, если иное не установлено настоящим Стандартом.

В фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования. Для целей настоящего Стандарта затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов.

В фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются:

затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);

затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов;

иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов.

Судом установлено, что 18.01.2021 Косых Н. А. обратилась в Управление с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п. 2-2 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (л. д. 11-12).

Управлением принято решение (протокол < № > от 15.02.2021) назначить Косых Н. А. государственную социальную помощь на основании социального контракта (л. д. 10).

Протоколом заседания экспертной комиссии по подготовке предложений о мероприятиях, включаемых в программу социальной адаптации малоимущей семьи, которым назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта, от 25.02.2021 < № > принято решение утвердить программу социальной адаптации малоимущей семьи Косых Н. А., заключить социальный контракт с 01.03.2021 сроком на 6 месяцев по 31.08.2021, выплатить государственную социальную помощь на основании социального контракта единовременно в размере 250000 рублей (л. д. 15-16).

25.02.2021 между Управлением и Косых Н. А. заключен социальный контракт < № >, по условиям которого предметом настоящего социального контракта является сотрудничество между Управлением и заявителем по реализации программы социальной адаптации семьи (Приложение < № >) на период действия социального контракта в целях максимальной социальной реабилитации, повышения уровня и качества жизни заявителя (и членов его семьи) (п. 1.1).

Управление обязано: оказать заявителю государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной или ежемесячной денежной выплаты на мероприятия, предусмотренные его программой социальной адаптации, в размере, установленном настоящим социальным контрактом (подп. 1 п. 2.2);

при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно: осуществлять контроль за целевым расходованием единовременной денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта; взыскать денежные средства, использованные заявителем, в случае неисполнения заявителем условий социального контракта (подп. 6 п. 2.2).

Заявитель обязан: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, в установленные сроки, предпринимать активные действия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (подп. 3 п. 3.2);

расходовать государственную социальную помощь, полученную на основании социального контракта, строго на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации (подп. 4 п. 3.2);

в период действия социального контракта ежемесячно, до 10 числа, представлять в Управление информацию в письменной форме о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением соответствующих документов (подп. 6 п. 3.2);

в случае реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно: зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, имущественные обязательства на праве аренды (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Управление; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) (подп. 10 п. 3.2).

Результат социального контракта по реализации программы социальной адаптации малоимущей семьи: в случае реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно – осуществление заявителем индивидуальной предпринимательской деятельности в течение срока действия социального контракта (пп. 3 подп. 3-1.1).

Государственная социальная помощь по настоящему социальному контракту предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 рублей на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в месяце, следующем за месяцем заключения настоящего социального контракта (п. 4.1).

Настоящий социальный контракт вступает в силу 01.03.2021 и действует по 31.08.2021 (п. 5.1).

За нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с настоящим социальным контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 6.1) (л. д. 17-19).

Приложением < № > к социальному контракту является неподписываемая сторонами Программа социальной адаптации семьи, которая предусматривает План мероприятий по социальной адаптации с 01.03.2021 по 31.08.2021: консультацию по налоговому законодательству, анализу рынка услуг, регистрации в качестве ИП со сроком исполнения с 01.03.2021 по 15.03.2021, поиск помещения и его аренду со сроком исполнения с 01.03.2021 по 31.03.2021, приобретение основных средств, материально-производственных запасов со сроком исполнения с 01.03.2021 по 31.05.2021.

Также данная программа предусматривает смету затрат на сумму 250000 рублей (л. д. 20).

Управлением принято решение (протокол < № > от 01.03.2021 выплатить Косых Н. А. государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 250000 рублей (л. д. 21).

Справкой Управления от 21.12.2021 подтверждается и не оспаривается ответчиком, что в марте 2021 года Косых Н. А. перечислена единовременная денежная выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта через почтовое отделение связи (ведомость < № > от 18.03.2021) в размере 250000 рублей (л. д. 8).

По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Косых Н. А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 15.03.2021, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не прекращена (л. д. 28, 31-33).

Ответчиком истцу представлена информация о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением платежных документов на сумму 250 988 рублей 66 копеек (л. д. 27-73).

Как следует из расчета истца, Управлением учтены расходы на сумму 186372 рубля 66 копеек, в состав неучтенных затрат на сумму 63627 рублей 34 копейки входят указанные в смете затрат суммы по наименованиям, расходы на которые не понесены либо понесены в меньшем объеме, при этом Управлением не приняты расходы, понесенные ответчиком сверх сметы (л. д. 9, 132-135).

Между тем, исходя из системного толкования вышеприведенных норм, а также условий социального контракта, суд приходит к выводу, что ими предусмотрена обязанность гражданина по расходованию единовременной денежной выплаты на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации, а не строгого их расходования согласно смете затрат, которая в вышеприведенных нормативных актах применяется только в качестве обоснования размера единовременной денежной выплаты.

Таким образом, Управлением не приняты к учету документально подтвержденные расходы ответчика на сумму 64616 рублей (л. д. 132-135):

на установку операционной системы стоимостью 1400 рублей на приобретенный в рамках сметы затрат ноутбук (л. д. 36), поскольку установка операционной системы не относится к основным средствам или материально-производственным запасам, услуга не включена в смету затрат, из характеристик ноутбука операционная система имеется. Однако, представленными ответчиком документами подтверждается, что на приобретенном ноутбуке операционная система предустановлена не была (в товарном чеке указано Free DOS) (л. д. 145-146). По мнению суда, данные объекты представляют собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы, в связи с чем в целом относятся к основным средствам;

на оплату связи на сумму 2750 рублей (л. д. 61-64), поскольку понесены сверх сметы (1800 рублей). Однако данный вид расходов сметой затрат предусмотрен, расходы понесены в пределах срока действия социального контракта, в связи с чем данные расходы не могут быть признаны не соответствующими целям и плану мероприятий по социальной адаптации;

на приобретение мебели на сумму 13294 рубля (л. д. 58), поскольку понесены сверх сметы затрат (34000 рублей), однако вся мебель приобретена в офис одновременно и относится к основным средствам, что стороной истца не оспаривалось;

на приобретение монитора, многофункционального принтера, системного блока, компьютерной мыши, комплекта штор, картины (бывших в употреблении) на общую сумму 30694 рубля (л. д. 37, 148-152), картриджа стоимостью 420 рублей (л. д. 57), доставку и заправку картриджа стоимостью 390 рублей (л. д. 72), стекла на телефон и его установки стоимостью 600 рублей (л. д. 72), визиток стоимостью 500 рублей (л. д. 72), компьютерного провода стоимостью 200 рублей (л. д. 71), модема стоимостью 2999 рублей (л. д. 60), доставки мебели стоимостью 699 рублей (л. д. 65), заправки картриджа стоимостью 350 рублей (л. д. 68), оплаты за размещение на электронных табло «бегущая строка» стоимостью 10320 рублей (л. д. 69), поскольку не утверждены сметой затрат.

Монитор, многофункциональный принтер, системный блок, компьютерная мышь, комплект штор, картина, картридж, доставка и заправка картриджа, стекло на телефон и его установка, компьютерный провод, модем, доставка мебели входят в стоимость объектов основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления ответчиком индивидуальной предпринимательской деятельности.

Услуги по размещению рекламы на электронных табло «бегущая строка» стоимостью 10320 рублей и изготовлению визиток стоимостью 500 рублей не относятся ни к приобретению основных средств, ни материально-производственных запасов, следовательно, не были предусмотрены сторонами в составе мероприятий по социальной адаптации, предусмотренных социальным контрактом, о чем ответчику было достоверно известно, так как это прямо следует из описания мероприятия - приобретение основных средств и материально-производственных запасов, услуги по рекламе на приобретение таких объектов не направлены.

В силу ст. 309, п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Поскольку в социальном контракте прямо указана обязанность ответчика расходовать государственную социальную помощь строго на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации, к которым отнесено именно приобретение основных средств и материально-производственных запасов в целях осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, а услуги по размещению рекламы на электронных табло «бегущая строка» стоимостью 10320 рублей и изготовлению визиток стоимостью 500 рублей к таким мероприятиям не относятся, данная выплата ввиду того, что ответчик истцом был поставлен в известность о конкретных мероприятиях для расходования предоставленных средств, не подпадает под категорию денежных средств, приравненных к заработной плате (пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы) и предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, в связи с чем в данном случае не подлежат применению ограничения для взыскания неосновательного обогащения, установленные п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах необоснованно использованные денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 10 820 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Оснований для удовлетворения заявленных требований в остальной части не имеется, поскольку остальные указанные ответчиком в отчете от 28.06.2021 расходы подтверждены документально, направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации семьи истца.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку исковые требования удовлетворены частично (17,01%), взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 358 рублей 61 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 к Косых Н. А. о взыскании необоснованно использованных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта удовлетворить частично.

Взыскать с Косых Н. А. в пользу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 необоснованно использованные денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 10 820 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Косых Н. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 358 рублей 61 копейки.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2022.

Судья