ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9871/2013 от 12.12.2013 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-9871/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Литиковой М.Е.,

с участием заявителя ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

12 декабря 2013 года гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения заместителя прокурора г.Сыктывкара,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения заместителя прокурора г.Сыктывкара, просит обязать Прокуратуру г.Сыктывкара принять меры прокурорского реагирования по его заявлению от ** ** ** г. /в отношении ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Республике Коми/.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Республике Коми.

ФИО1. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители Прокуратуры г.Сыктывкара и ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по РК с требованиями ФИО1 были не согласны.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 30.09.2013 г. ФИО1 обратился в Следственный отдел по г.Сыктывкару СУ СК РФ по РК с заявлением, в котором просил дать правовую оценку действиям начальника отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми ... О.Н. /при организации исполнения наказаний в отношении истца по приговорам   суда ** ** ** г. и   суда г.Сыктывкара от ** ** ** г., в частности по вопросам направления в суд необоснованных представлений в отношении истца о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения, замене наказания более строгим, а также по вынесению им необоснованного постановления о применении меры взыскания в виде официального предостережения/, а в случае выявления с его стороны нарушений законодательства – привлечь к ответственности.

Указанное заявление было направлено для рассмотрения в Прокуратуру г.Сыктывкара /поступило 07.10.2013 г./.

06.11.2013 г. ФИО1 был дан мотивированный ответ за подписью заместителя прокурора города ... В.Н. о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, поскольку доводы ФИО1 о неправомерных действиях начальника уголовно-исполнительной инспекции при организации исполнения наказаний по приговорам   суда Республики Коми от ** ** ** г. и   суда г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** г. не нашли своего подтверждения.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Установленный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1 Закона).

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации, которая разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно п.3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В соответствии с ч.1 ст.12 Закона, а также и п.5.1 Инструкции письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно п.6.5 Инструкции при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. В прокуратурах города (района) решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие.

Доводы заявления ФИО1 от ** ** ** г. по существу сводились к несогласию с действиями начальника отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми ... О.Н. по вопросам направления в суд необоснованных представлений о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения, замене наказания более строгим.

В соответствии с ч.1 ст.54 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

Согласно ч.3 ст.58 УИК РФ в случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.

Вместе с тем, в соответствии с ч.7 ст.73 Уголовного кодекса РФ в течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением. условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.

В силу ч.2 ст.74 Уголовного кодекса РФ, если условно осужденный уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое он был привлечен к административной ответственности, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, может продлить испытательный срок, но не более чем на один год.

Таким образом, решение о продлении, отмене либо изменении установленных для осужденного обязанностей принимает суд; в свою очередь обращение с представлением в суд является правом и одновременно обязанностью уголовно-исполнительной инспекции.

Соответственно, у должностных лиц органов прокуратуры отсутствуют основания для принятия мер прокурорского реагирования в отношении начальника отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми в связи с его обращением в суд с представлениями о продлении, отмене либо изменении возложенных на осужденного обязанностей.

При этом сам факт отмены судом постановления о применении меры взыскания в виде официального предостережения, также как и факт отказа в удовлетворении представлений о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения и замене наказания более строгим, по убеждению суда, не свидетельствует о наличии вины должностного лица ФКУ УИИ ГУФСИН России по РК в причинении какого-либо вреда истцу при принятии конкретного процессуального решения.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 от ** ** ** г. было своевременно рассмотрено правомочным должностным лицом органа прокуратуры. Поскольку заявление было рассмотрено своевременно, соответственно бездействия со стороны должностных лиц органов прокуратуры не допущено, также как и не создано ограничений конституционных прав и свобод заявителя при рассмотрении его обращения.

Несогласие ФИО1 с содержанием указанного ответа, по убеждению суда, не влечет его незаконности.

При этом суд учитывает также, что в соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации /приведенной в Постановлении от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании рений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»/ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Пунктом 28 указанного Постановления предусмотрено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Таким образом, из анализа указанных положений следует, что при разрешении требований в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не вправе определять содержание ответа, который должен быть дан заявителю по результатам рассмотрения его обращения.

На основании изложенного, требования ФИО1 об обязательстве Прокуратуры г.Сыктывкара принять меры прокурорского реагирования по его заявлению от ** ** ** г. /в отношении ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Республике Коми/удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований об обязательстве Прокуратуры г.Сыктывкара принять меры прокурорского реагирования по его заявлению от ** ** ** г. /в отношении ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Республике Коми/.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник