ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-99 от 31.12.9999 Богородского городского суда (Нижегородская область)

                                                                                    Богородский городской суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Богородский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-99/12

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Богородск Нижегородской области

Богородский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи В.В.Хохловой

При секретаре Куренковой О.А.

С участием старшего помощника Богородского городского прокурора Судаковой Л.А., представителя ответчика - Смирновой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Богородске Нижегородской области гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Богородская центральная районная больница» о понуждению к совершению действий,

Установил :

Богородский городской прокурор Нижегородской области обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц первоначально с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Богородская центральная районная больница», в котором просит обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Богородская центральная районная больница»: 1/ обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание стоматологического отделения (), продублировать лестницы пандусами или другими средствами подъема с 1 на 2 этаж внутри здания; 2/обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание инфекционного отделения (), оборудовать уборную с универсальной кабиной в инфекционном отделении в соответствии с требованиями п. 3.63 СНиП 35-01-2001 и рядом с унитазом следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей в соответствии с требованиями п. 3.67 СНиП 35-01-2001; 3/обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание кожно-венерологического отделения (), продублировать лестницы пандусами или другими средствами подъема с 1 на 2 этаж внутри здания; 4/ В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий, указывая в обоснование заявленного иска следующее: «Богородской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Нижегородской области в деятельности МБУ «Богородская ЦРБ» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, к которым отнесены инвалиды; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического ограничения использовать для своего передвижения и (или) потребления услуги, необходимые средства, приспособления и собак-проводников.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой 20.11.1989 резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии со ст. 7 Конституции в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.14 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В соответствии с п. 3.63 СНиП 35-01-2001 в любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной.

Пунктом 3.67 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Устава МБУ «Богородская ЦРБ», утвержденного постановлением администрации  от ДД.ММ.ГГГГ №, целью деятельности Учреждения является сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Предметом деятельности Учреждения является медицинская деятельность, включающая выполнение медицинских работ и услуг по осуществлению доврачебной медицинской помощи; амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой помощи и др. В соответствии с п. 3.1 Устава имущество Учреждения находится в собственности муниципального образования, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии ГК РФ. Согласно п. 1.17 Устава Учреждение состоит из следующих отделений: кожно-венерологическое отделение (), инфекционное отделение (), стоматологическое отделение () и других отделений.

ДД.ММ.ГГГГ в инфекционном отделении МБУ «Богородская ЦРБ», расположенном по адресу: , сотрудниками прокуратуры совместно с представителем Государственного казенного учреждения  «У.» проведена проверка, в ходе которой было установлено, что при входе в помещение отделения имеется лестница, не оборудованная пандусами или другими средствами подъема для маломобильных граждан, что препятствует свободному доступу инвалидам в помещение отделения ; при входе в здание кожно-венерологического отделения МБУ «Богородская ЦРБ» () имеется перепад между асфальтом и полом в тамбуре здания более Х см, внутри здания переход с 1 на 2 этаж - в виде лестницы, не оборудованной пандусами или иными средствами подъема для маломобильных групп граждан; при входе в здание стоматологического отделения МБУ «Богородская ЦРБ» () также имеется перепад между асфальтом и полом в тамбуре здания более Х см, внутри здания переход с 1 на 2 этаж - в виде лестницы, не оборудованной пандусами или иными средствами подъема для маломобильных групп граждан.

Каких-либо соглашений (договоренностей) с общественной организацией по защите прав инвалидов о предоставлении инвалидам, в том числе колясочникам, услуг по предоставлению всех видов медицинских услуг, МБУ Богородская ЦРБ» не заключало.

Таким образом, МБУ «Богородская ЦРБ» не выполняются требования в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников, что привело к нарушению их прав и законных интересов.

В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Согласно cт. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре

В ходе рассмотрения дела, по ходатайству прокурора участвующего в деле -истца- произведена замена ненадлежащего ответчика МБУ «Богородская ЦРБ» на надлежащего ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ», а так же привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство здравоохранения Нижегородской области, при этом Администрация  по ходатайству прокурора исключена из числа участников процесса в качестве третьего лица.

Определением суда производство по делу в части исковых требований об обязании ответчика обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание кожно-венерологического отделения () и продублировать лестницы пандусами или другими средствами подъема прекращено

Третье лицо - Министерство здравоохранения Нижегородской области в своих возражениях  в отношении иска указывает следующее:

« С ДД.ММ.ГГГГ медицинские организации переданы из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации в связи с перераспределением между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в сфере организации оказания медицинской помощи, предусмотренным сначала Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а затем и Федеральным законом
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ» стала государственным учреждением здравоохранения только с ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», причем полномочия к субъекту Российской Федерации указанным законом переданы не были, они возникли. Также не передавались министерству здравоохранения Нижегородской области имущественные обязательства ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ», тем более возникшие в ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, надлежащим ответчиком по указанному делу является Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Кроме того, п. 1 ст. 399 ГК РФ определено, что до предъявления требований к лицу, которое и соответствие с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющеюся основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Согласно Устава ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ» собственником имущества учреждения является , в лице уполномоченного органа - министерства государственного имущества и земельных ресурсов , что указано в Положении о нем, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 №50.

От имени субъекта Российской Федерации права собственника, в том числе и представительство интересов в суде, осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статьи 125, 214 ГК РФ).

В частности, п. 3 ст. 158 БК РФ предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, от имени субъекта Российской Федерациивыступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, таковым является министерство финансов , что указано в Положении о нем, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 №206.

Таким образом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств наличия именно у исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - министерства здравоохранения Нижегородской области обязанности по финансированию установки пандусов ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ». В связи с изложенным, просят в удовлетворении исковых требований отказать, так как министерство здравоохранения  является ненадлежащим ответчиком по делу»

По ходатайству истца- прокурора участвующего в деле, к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Министерство финансов  и Министерство государственного имущества и земельных ресурсов , Министерство финансов России

Представитель Минфина России - Ю.И. Ильина, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ( ) в заявлении просит рассматривать дело в отсутствие представителя Министерства, направила в адрес суда объяснения по иску прокурора, в которых указано следующее:

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995) настоящий ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических-политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 реабилитация инвалидов - система в процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой. общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизни деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую социальнокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и использования средствами транспорта, связи и информации, а

также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации

Как видно из ссылки в исковом заявлении Богородского прокурора Нижегородской области на Устав МБУ «Богородская НРБ» (далее - Учреждение) целью деятельности является сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Предметом деятельности Учреждения является медицинская деятельность, включающая выполнение медицинских работ и услуг по осуществлению доврачебной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой помощи и др.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Минфин России не имеет каких либо законных или договорных обязательств перед истцом и ответчиком, связанных с обеспечением доступа маломобильных граждан в муниципальное бюджетное учреждение «Богородская ЦРБ», поскольку действует на основании положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329 (далее - Положение), Минфин является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга и т.д., вышеуказанным Положением определены основные полномочия, права и обязанности Минфина как органа исполнительной власти Российской Федерации, в связи с чем, просят исключить Минфин России из числа лиц, участвующих в деле

Бочкарев И.С. представитель Министерства финансов , действующий на основании доверенности  просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, направил возражения  по заявленному иску, в которых указывает на следующее:

«Согласно Уставу Богородская ЦРБ является государственным бюджетным учреждением Нижегородской области. Учредителем и собственником имущества учреждения является Нижегородская область.

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2010 N 848 утверждено Положение об осуществлении органами исполнительной власти Нижегородской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Нижегородской области.

Согласно Положению, функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в ведении которого находится это учреждение. Таким органом, в соответствии с Уставом учреждения, является министерство здравоохранения Нижегородской области.

Также, в соответствии с пунктом 3.2.9. Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 N 435, министерство здравоохранения Нижегородской области осуществляет в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждений, находящихся в ведении Министерства.

Статьей 16 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на которую ссылается истец, установлено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена ст. 9,13 КоАП РФ, согласно которой уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей рассматривают в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении, которые уполномочены составлять должностные лица органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Согласно исковому заявлению протокол об административном правонарушении представителем ГКУ «Управление социальной защиты населения Богородского района» не составлялся, судом дело об имевшем место, по мнению прокурора, правонарушении не рассматривалось.

Следовательно, вину в совершении указанного нарушения, а так же наличие события и состава правонарушения может установить только суд. Таких доказательств истцом не предоставлено.

Какой-либо иной, кроме административной ответственности за данное нарушение (в том числе и гражданско-правовой) действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с изложенным считают, что предъявление Богородским городским прокурором настоящих требований не основано на законе».

Представитель Министерства государственного имущества и земельных ресурсов  Чиркова С.А., действующая на основании доверенности  просит рассматривать дело в отсутствие представителя Министерства, представила возражения на иск  в которых указано следующее: «Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ- главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

Согласно п.п. 12.1 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств несет главный распорядитель бюджетных средств.

ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ» является бюджетнымучреждением , учредителем учреждения является Министерствоздравоохранения , учреждение находится введомственном подчинении министерства здравоохранения .

В соответствии с п.3.1.9 Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области, утвержденногоПостановлением Правительства Нижегородской области №435 от 23.11.2007г., министерство осуществляет в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждений, находящихся в ведении Министерства.

Согласно п. 3.11.4. вышеуказанного положения министерство осуществляет государственный финансовый контроль главного распорядителя бюджетных средств в сфере здравоохранения за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, доходов от предоставления платных медицинских услуг, а также контроля за использованием межбюджетных субсидий, субвенций и иных субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

На основании вышеизложенного считают, что следует привлечь для участия в деле и качестве третьего лица Министерство здравоохранения »

В судебное заседание представители третьих лиц не явились, суд с учетом мнения прокурора участвующего в деле и представителя ответчика определил рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке, предусмотренном п.5 ст.167 ГПК РФ.

В судебном заседании старший помощник Богородского городского прокурора Судакова Л.А. на иске настаивает, указала что все доводы и основания заявленных требований подробно изложены в иске, при этом пояснила, что иск заявлен не только в интересах инвалидов, но и в интересах иных граждан, которые могут быть отнесены к маломобильным.

Представитель ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ» Смирнова И.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ( ) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что лечебное учреждение занимается оздоровлением всех граждан без исключения, относительно стоматологической помощи инвалидам, сообщила, что такая помощь оказывается на дому, для чего в лечебном учреждении имеется переносная бормашина. Относительно пандусов и подъемника на второй этаж внутри здания стоматологического отделения, оборудования туалетной комнаты в инфекционном отделении отметила, что данные здания старой постройки, для выполнения требований прокурора необходима их реконструкция, на которую необходимы определенные денежные средства.

Заслушав доводы и пояснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. 12, 55, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению:

К данному выводу суд пришел с учетом следующего:

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации - независимо от организационно-правовых форм - создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 8 Закона Нижегородской области от 05 марта 2009 года N 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" контроль за выполнением требований законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур при разработке документации и на всех стадиях проектирования, строительства новых, реконструкции, капитального ремонта и переоборудования действующих помещений, зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, благоустройства территорий наряду с иными уполномоченными органами осуществляется должностными лицами органов социальной защиты населения, должностными лицами органа исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 05 марта 2009 года N 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан относятся административные здания и сооружения.

Согласно п. 3.14 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В соответствии с п. 3.63 СНиП 35-01-2001 в любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной.

Пунктом 3.67 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Судом установлено:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области « Богородская центральная районная больница» является юридическим лицом, поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство

В соответствии с п.п. 1.4, 2.1, 2.2 Устава Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Богородская центральная районная больница», утвержденного Министерством здравоохранения , Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, основными целями деятельности ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ» является: сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Предметом деятельности Учреждения является медицинская и иная деятельность Учреждения, направленная на достижение целей указанные в п.2.1.. В соответствии с п. 4.1 Устава имущество Учреждения находится в государственной собственности, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления уполномоченным органом. Согласно п. 1.11 Устава Учреждение имеет в своем составе следующие отделения: инфекционное отделение (), стоматологическое отделение () и другие отделения.

В соответствии с п.п. 5.2 Устава руководителем Учреждения является главный врач, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения, главный врач решает все текущие вопросы, действует от имени Учреждения, представляет его интересы во всех организациях.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ  проведенной в инфекционном отделении ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ», расположенном по адресу: , следует: что при входе в здание не обеспечен доступ для маломобильных граждан.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ  проведенной в стоматологическом отделении ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ», расположенном по адресу: , следует: что при входе в здание стоматологического отделения имеется перепад в асфальте более Х см., перепад между полом в фойе и входной двери составляет более Х см., переход из одной части здания 1-ого этажа на 2-ой этаж имеет лестницы, не оборудованные пандусом либо другими средствами подъема для маломобильных групп граждан..

Согласно письма  районной организации В. от ДД.ММ.ГГГГ - в  районную организацию В. МБУ «Богородская ЦРБ» по согласованию мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не обращались, какие-либо договоры с ними не заключались.

Соглашение о сотрудничестве между  районной организацией В. и Богородской ЦРБ заключено ДД.ММ.ГГГГ( )

Исследовав доказательства, представленные сторонами по делу и перечисленные выше, судом достоверно установлено, что ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ» не выполняются требования в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников- отсутствуют пандусы при входе в здания стоматологического и инфекционных отделений, лестница на второй этаж в здании стоматологического отделения не продублирована пандусом либо иным средством подъема, в инфекционном отделении отсутствует уборная с универсальной кабиной, предусмотренная п.3.63 СНиП 31-01-2001, что ведет к нарушению права и законные интересов граждан с ограниченными возможностями.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель ответчика не признавая иска, не представил доказательств невозможности установления пандусов, подъемных средств и оборудования уборной с универсальной кабиной в зданиях, где расположены инфекционное и стоматологическое отделения.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Иск обоснован и подлежит удовлетворению.

При установлении срока проведения указанных работ суд признает разумным установить его до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом обсуждены доводы третьих лиц о том, что они не могут быть участниками по данному делу, суд приходит к следующему:

Министерство здравоохранения , Министерство государственного имущества и земельных ресурсов , Министерство финансов  - образованы в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области входят в структуру органов исполнительной власти , при этом:

-Министерство здравоохранения  проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере здравоохранении; владеет на праве оперативного управления имуществом, являющимся государственной собственностью ; Осуществляет развитие организаций здравоохранения области и материально-техническое обеспечение таких организаций. В соответствии с компетенцией участвует в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение, Министерство здравоохранения является получателем бюджетных средств, связанных с исполнением возложенных на него функций полномочий.

-Министерство государственного имущества и земельных ресурсов  проводит государственную политику и осуществляет управление в области имущественно-земельных отношений, обеспечения контроля за соблюдением законодательства РФ и Нижегородской области в подведомственной Министерству сфере; Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно за государственными предприятиями и государственными учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам. Министерство имеет исключительное право распоряжаться имуществом области (в том числе объектами культурного наследия регионального значения) и осуществлять его передачу на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, принимать решения об изъятии имущества из хозяйственного ведения и оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

-Министерство финансов  является органом обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории . К основным задачам Министерства относится разработка проекта областного бюджета и обеспечение его исполнения в установленном порядке. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: Совместно с другими органами исполнительной власти  определяет потребности области в финансовых ресурсах и источниках их покрытия, согласует с Министерством финансов Российской Федерации, исходя из данных для распределения финансовых ресурсов между Российской Федерацией и . Обеспечивает в установленном порядке исполнение областного бюджета, вносит в соответствии с действующим законодательством предложения о внесении изменений и дополнений в закон об областном бюджете, организует казначейское исполнение областного бюджета, составляет сводную бюджетную роспись областного бюджета

Согласно уставу ГБУЗ Нижегородской области "Богородская центральная районная больница» её учредителем является Министерство здравоохранения , в связи с чем, утверждение сметы доходов и расходов учреждения осуществляется учредителем.

- В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся : защита прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения; социальная защита.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329(ред. от 03.11.2011)"О Министерстве финансов Российской Федерации"

1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной,…деятельности,. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что доводы третьих лиц необоснованны.

При обсуждении судебных расходов по делу суд руководствуется положениями ст. 90,103 ГПК МРФ и ст.333.36 НК РФ. Прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, которая составляет сумма обезличенна рублей. (ст. 333.19 НК РФ). Иск удовлетворен. Сумма сумма обезличенна рублей. подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Иск Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области « Богородская центральная районная больница» о понуждению к совершению действий удовлетворить:

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Богородская центральная районная больница» ( ) обеспечить доступ маломобильных граждан:

в здании стоматологического отделения () вход оборудовать пандусами, внутри здания лестницу внутри здания с 1 на 2 этаж продублировать пандусами или другими средствами подъема

вход в здание инфекционного отделения () вход оборудовать пандусами,

оборудовать в инфекционном отделении () уборную с универсальной кабиной в соответствии с требованиями п. 3.63 СНиП 35-01-2001, предусмотрев рядом с унитазом пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей в соответствии с требованиями п. 3.67 СНиП 35-01-2001 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Богородская центральная районная больница» в бюджет Богородского муниципального района государственную пошлину по делу в размере сумма обезличенна рублей.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного протеста через Богородский городской суд Нижегородской области.

Председательствующий судья В.В.Хохлова.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ