ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-193/2017 от 17.05.2017 Раздольненского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-а-193/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2017 года пгт. Раздольное

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Абеляшева А.В.,

секретарь судебного заседания ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2ёмовича к ФИО3 сельскому совету ФИО3<адрес> Республики Крым, ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым, заместителю ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО1 ФИО4 Анатольевичу о признании действий (бездействий) заместителя ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО1 ФИО4 Анатольевича незаконными, обязательстве совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к ФИО3 сельскому совету ФИО3<адрес> Республики Крым, ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым, заместителю ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО1 ФИО4 Анатольевичу о признании действий (бездействий) заместителя ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО1 ФИО4 Анатольевича незаконными, обязательстве совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФИО3 сельского поселения с заявлением, в котором просил принять меры по обустройству пандуса для автомобиля в его двор, а также пандуса для свободного входа во двор дома, так как он и его мать являются инвалидами 2 группы. Исполнение данного обращения было поручено зам. ФИО3 сельского поселения ФИО1, которым в удовлетворении его просьбы было отказано по тем основаниям, что такие услуги социального характера не входят в полномочия ФИО5. Позже заявитель узнал, что данными вопросами должен заниматься отдел социальной защиты и труда ФИО3<адрес>. Как полагает административный истец, его ошибочно направленное обращение, надлежало переадресации в компетентный орган. Однако, непосредственный исполнитель ФИО1 не принял мер по переадресации в течении 7 дней его обращения в отдел социальной защиты и труда района, самонадеянно решив ограничиться предоставлением ответа об отсутствии полномочий. Административный истец считает, что ФИО1 нарушил его право на переадресацию ошибочно засланного обращения для рассмотрения в компетентный орган, в результате чего его просьба оказалась не проверенной в соответствии с требованиями законодательства. В связи с чем, административный истец просит признать бездействия (действия) заместителя ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО1 незаконными, и обязать его приять меры по рассмотрению его обращения от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом. О причинах не явки суд не известил. Каких-либо заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении рассмотрения дела от него в адрес суда не поступало.

Представитель административных ответчиков – ФИО3 сельского совета ФИО3<адрес> Республики Крым, ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился. В суд предоставил письменное возражение, согласно которого считает требования ФИО2 не обоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

Административный ответчик – заместитель ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО11 в судебное заседание не явился. В суд предоставил письменное возражение, согласно которого просит рассматривать дело в его отсутствие.

Суд, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, пришел к следующему.

Как следует копий материалов по обращению ФИО2, предоставленного административным ответчиком, последний ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФИО3 сельского поселения с заявлением, в котором изложил требования о принятии мер по организации заезда автомобиля в гараж, а также входа в дом через калитку, в связи с тем, что выданный его семье 30 лет назад земельный участок под строительство дома, расположен выше придомовой муниципальной территории, а заявитель и его мать являются инвалидами второй группы. При обращении с указанным вопросом в ФИО3<адрес> ахритектор ФИО3<адрес>ФИО8 разработал проект организации подъезда, который заявитель предоставил вместе с обращением, в качестве официального документа, обязывающего, по мнению административного истца, совершить работы по организации заезда.

Заявителем предоставлена к обращению копия схемы организации тротуара вдоль домовладения в пгт. Раздольное, <адрес>.

Согласно копии ответа ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым, направленного в адрес ФИО2 за № Т-08/02-12 ДД.ММ.ГГГГ, заявителю сообщено, что ранее, в 2015 году, ФИО9 обращалась в ФИО3 сельского поселения с подобным вопросом. ФИО3 сельского поселения в рамках рассмотрения заявления ФИО9 направляла запрос в ФИО3<адрес> Республики Крым, которая, согласно ответа исх. от ДД.ММ.ГГГГ, сообщила, что приложенная к заявлению схема организации тротуара вдоль домовладения в пгт. Раздольное, <адрес>, была предложена заявителю ФИО9, как рекомендательный вариант (один из двух) организации (приведение в соответствии с нормами) тротуара для осуществления въезда и выезда с территории домовладения по <адрес>, в пгт. Раздольное, на проезжую часть через общественный тротуар. Также внимание заявителя обращено на то, что данная схема организации тротуара вдоль домовладения в пгт. Раздольное, <адрес>, не является пректом, как указано в его обращении. Кроме того сообщено, что ввиду того, что ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым не выполняет работы по строительству (обустройству) въездов и входов на территории частных домовладений за счет бюджетных средств, в связи с тем, что это не входит в ее компененцию, выполнить работы – «практическое исполнение заезда и входа», согласно предложенной схемы, не представляется возможным.

Также административным ответчиком предоставлена копия материалов проверки по заявлению ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № Т-71/02-12, согласно которого ФИО9 обращалась ДД.ММ.ГГГГ в Раздольненский сельский совет ФИО3<адрес> Республики Крым с заявлением о предоставлении информации по поводу законности ликвидации насыпи на тротуаре возле <адрес>, в <адрес>, которую возвел ее сын ФИО2 Также к данному обращению приложена копия схемы (вариант 1) организации тротуара вдоль домовладения а пгт. Раздольное, <адрес>.

В рамках проведения проверки по указанному заявлению ФИО9ФИО3 сельского поселения был направлен запрос ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО10 за № Т-71/02-12 от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о предоставлении информации – на каком основании составлена схема (вариант 1) организации тротуара вдоль домовладения в пгт. Раздольное, <адрес>. А также, о дате согласования и дате выдачи схемы (вариант 1) организации тротуара вдоль домовладения в пгт. Раздольное, <адрес>.

Согласно копии ответа ФИО3<адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что ФИО9, проживающая в пгт. Раздольное, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес ФИО3<адрес> по вопросу рекомендаций по организации въезда и выезда через тротуар, вдоль ее домовладения, его обустройства. Отделом градостроительства, архитектуры, имущественных и земельных отношений, капитального строительства ФИО3<адрес> подготовлены и направлены в адрес ФИО9 разъяснения по проектированию и строительству объектов улиц и дорог в населенных пунктах, которые регламентируются нормами и правилами, установленными нормативами Российской Федерации (с перечислением таковых), которыми необходимо руководствоваться при благоустройстве прилегающей территории улиц и дорог. Также были даны рекомендации, что при осуществлении мероприятий по благоустройству прилегающей к приусадебному участку территории, гражданам необходимо соблюдать Правила благоустройства и санитарного содержания территории ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым, утвержденные Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО3 сельского совета и необходимости получить разрешение на производство земляных работ в ФИО3 сельского поселения. Разрешение на производство земляных работ выдается организации-заказчику или домовладельцу, на которого возлагается выполнение работ. Заявителю были предложены два варианта обустройства въезда. Дата согласования вариантов – ДД.ММ.ГГГГ год.

Заявителю за № Т-71/02-12 от ДД.ММ.ГГГГФИО3 сельского поселения был направлен ответ с разъяснением по существу поставленных им вопросов.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и ФИО3 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд соблюден.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из вопросов относящимся к вопросам местного значения сельского поселения относится вопрос владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ определен порядок рассмотрения государственными органами и их должностными лицами обращений граждан.

Согласно ч. 1 ст. 1 настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Согласно ст. 7 указанного Федерального закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Обязательность принятия обращения к рассмотрению установлена статьей 9 вышеуказанного закона, согласно которой обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поданное в ФИО3 сельского поселения обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ содержит вопросы по работе ФИО3 сельского поселения. В указанном обращении ФИО2 просит именно данный орган принять меры по организации заезда в его гараж, а также входа в дом через калитку. При проведении проверки по поступившему обращению установлено, что суть поставленных вопросов является компетенцией ФИО3 сельского поселения, в связи с чем, исполнителем ФИО11 направлен запрос в ФИО3<адрес> для предоставления разъяснений по сути поставленных в обращении вопросов. После получения ответа на запрос должностным лицом в адрес заявителя направлен ответ.

В связи с чем, нарушений прав и законных интересов заявителя ФИО2, а также препятствий к их осуществлению не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления ФИО2ёмовича к ФИО3 сельскому совету ФИО3<адрес> Республики Крым, ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым, заместителю ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО1 ФИО4 Анатольевичу о признании действий (бездействий) заместителя ФИО3 сельского поселения ФИО3<адрес> Республики Крым ФИО1 ФИО4 Анатольевича незаконными, обязательстве совершить определенные действия, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: