ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-206/2017 от 31.01.2017 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№ 2-а-206/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ростов-на-Дону 31 января 2017 года

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Кузьминовой И.И.

при секретаре Разогреевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Межрайонной ИФНС по <адрес> об обязании произвести перерасчет налога на имущество

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>. площадью 46 кв.м. ФИО2 как собственник данного объекта недвижимости является плательщиком налога на имущество, в связи с чем МИФНС России № <адрес> в адрес ФИО2 направляло налоговые уведомления об уплате налога за 2013, 2014, 20 1 5 годы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

До ДД.ММ.ГГГГ порядок налогообложения имущества физических лиц па территории Российской Федерации устанавливался Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии с полученными уведомлениями за 2013, 2014. 2015 г.г. сумма налога на имущество физических лиц в точности на вышеуказанное имущество составляет 7200 руб.

При этом при расчете налоговым органом учитывался размер инвентаризационной стоимости спорного объекта, представленный МУПТИ и ОН. равный 549532 рубля и 769 344 рубля.

В соответствии с положениями статьи 5 РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами ежегодно па основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных органами, осуществляющими регистрацию прав па недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом до принятия соответствующего нормативного правового акта, учитывались положения ст. 43 Федерального закона от 2 ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым до ДД.ММ.ГГГГ к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, применялись нормативные правовые акты в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственною технического учета жилищного фонда. Расчет инвентаризационной стоимости осуществлялся в соответствии с Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка опенки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».

Согласно данному Порядку исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являлись местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекали на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации. При этом оценка строений, помещений и сооружений осуществлялась по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производилась не реже одного раза в пять лет.

Согласно выданной ФИО2 справке МУПТИ и ОН от ДД.ММ.ГГГГ Лг» I 169504 инвентаризационная стоимость <адрес>. расположенного по адресу Малиновского, 38/29 в <адрес> в ценах 2012, 2013, 2014, 201 5. 2016 гг. составляет 458367 руб.

В силу положений пункта 11 статьи Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» перерасчет суммы налога в отношении дин. которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Приложив вышеуказанные справки. ФИО2 обратился к административному ответчику с заявлением о перерасчете налога на указанное имущество за 2012. 2013. 2014. 2015 годы исходя из действительной инвентаризационной стоимости объекта недвижимости равной 458367 рублей, который налоговым органом произведен не был.

Согласно п.3 ч.3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Право на обжалование решений (действий) должностных лиц, государственных служащих закреплено в ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного истец просит обязать произвести перерасчет суммы налога в отношении объекта недвижимости - <адрес> в <адрес>, площадью 46 кв.м, принадлежащем)" ФИО2 за 2013, 2014, 2015 годы, исходя из действительной инвентаризационной стоимости в размере 458367 рублей.

Истец ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования поддержала.

Представитель истца – ФИО5, действующая на основании устной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание явилась, требования поддержала.

Представитель ФИО6 в судебное заседание явилась, пояснила, что налог исчислен из сведений об инвентаризационной стоимости объекта..

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу к удовлетворению административного иска по следующим основаниям.

Согласно п.3 ч.3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Как указано в ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для признания действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>. площадью 46 кв.м.(л.д.).

Административный истец в силу ст. 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилой дом.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) « О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом коэффициента-дефлятора.
Частью 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) « О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Частью 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) « О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: при суммарной инвентаризационной стоимости объекта свыше 500 тыс. руб. - свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно ).

ФИО2 как собственник данного объекта недвижимости является плательщиком налога на имущество, в связи с чем МИФНС России № <адрес> в адрес ФИО2 направляло налоговые уведомления об уплате налога за 2013, 2014, 20 1 5 годы.

В соответствии с полученными уведомлениями за 2013, 2014. 2015 г.г. сумма налога на имущество физических лиц в точности на вышеуказанное имущество составляет 7200 руб.

При этом при расчете налоговым органом учитывался размер инвентаризационной стоимости спорного объекта, представленный МУПТИ и ОН равный 549532 рубля и 769 344 рубля.

С целью проверки правильности применения налоговым органом налоговой базы и налоговой ставки, судом был направлен запрос в МУПТИи ОН <адрес>. В соответствии с представленным ответом от ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризационная стоимость имущества указана как 458367 руб. В силу п. 11 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) « О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. С учетом установленной инвентаризационной стоимости объекта недвижимости в размере 458367 рублей, сумма налога за названную квартиру подлежит перерасчету за 2013, 2014,2015 года, исходя из указанной инвентаризационной стоимости.

Согласно ст. ст. 52 - 54 Налогового кодекса - налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основе имеющихся у них данных исходя из налоговой базы, представляющей собой инвентаризационную стоимость имущества, и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования. Исчисление налога на имущество физических лиц производилось налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1), исходя из данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года. (п. 2 ст. 5 Закона N 2003-1 в редакции, действовавшей до 2014 г.).

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении временных инвентаризационных коэффициентов приведения уровня базовых цен 1969 года к уровню 2010года на принадлежащие лицам строения и сооружения на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ для <адрес> введен временный инвентаризационный коэффициент к базовым оценочным нормам 1969 года для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности равный 69 (в 1,4 раза против уровня 2007).

Согласно п.3 Постановления МЭРа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 31091»О мерах по выполнению постановления Главы Администрации (Губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органам при отсутствии сведений МУПТИиОН об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, применять для исчисления налога на строения, помещения и сооружения поправочные коэффициенты самостоятельно.

Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган из органов осуществляющих государственный технический учет в электронном виде, инвентаризационная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес><адрес> по состоянию на 2004год составляет 549532рубля, после 2004года сведения об изменении инвентаризационной стоимости квартиры не поступали. Инспекцией в соответствии с вышеуказанными документами в 2007 и 2010 году соответственно для исчисления налога на имущество применены инвентаризационные коэффициенты.

Также согласно вышеуказанной справке следует, что переданные ранее сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес><адрес> являются неверными.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в 2013, 2014, 2015 годах, в связи с тем, начисление производили по имеющимся ранее предоставленным сведениям МУПТИиОН в налоговый орган об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес><адрес> произошла техническая ошибка, которая в свою очередь привела к неправильному исчислению налога на имущество ФИО2 Оценив все доказательства в их совокупности, с учетом их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца ФИО2 об обязании административного ответчика Межрайонную ИФНС России по РО произвести перерасчет уплаченного ФИО2 налога на недвижимое имущество :<адрес><адрес> по налоговым платежам в спорный период.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.Налоговые органы в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Межрайонной ИФНС России по РО о перерасчете налога на имущество физических лиц удовлетворить.
Обязать административного ответчика Межрайонную ИФНС России по РО произвести перерасчет уплаченного ФИО2 налога на недвижимое имущество по адресу:фг. Ростов-на-Дону, <адрес><адрес>, принадлежащей ФИО2 за период 2013,2014, 2015годы, исходя при расчете из инвентаризационной стоимости этой <адрес> руб. и соответствующих коэффициентов –дефляторов.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: