Дело № 2-а-346\2021
91RS0017-91-2021-000178-58
Категория:3.020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Бедрицкой М.А.
при секретаре Нечипорук С.В.
с участием представителя административных ответчиков помощника прокурора Раздольненского района Республики Крым Хмелевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к административным ответчикам начальнику отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Прокуратуры Республики Крым ФИО4, Прокуратуре Республики Крым, Прокуратуре Раздольненского района Республики Крым о признании действий (бездействия) незаконными, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику начальнику отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Прокуратуры Республики Крым ФИО1 о признании действий (бездействия) незаконными, обязании совершить действия.
Свои требования мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он через интернет приемную СМ РК № обратился к прокурору ФИО7 с просьбой предоставить информацию о решении Четвертого кассационного суда <адрес> по поданному ДД.ММ.ГГГГ начальником уголовно-следственного управления ФИО8 прокурорского представления по его обращениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела прокуратуры РК ФИО1 уведомил его, о том, что его обращение от ДД.ММ.ГГГГ перенаправлено для рассмотрения по существу в прокуратуру <адрес> РК.
С данным решением административный истец не согласен, считает, что в нарушение ФЗ № и закона « О Прокуратуре РФ» не обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение обращения, а отказ принять его доводы не мотивирован и не обоснован.
Считает, что отсутствовали законные основания перенаправлять его обращение в прокуратуру <адрес> РК, так как решение по принятию мер прокурорского реагирования в виде подачи кассационного представления по обращениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратура <адрес> не принимала.
Определением Раздольненского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Прокуратура Республики Крым, <адрес> Республики Крым.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика прокуратуры Республики Крым и начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Прокуратуры Республики Крым ФИО1 в судебное заседание не явился, предоставил свои возражения на заявленные исковые требования, согласно которых, просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, так как обращение ФИО2 рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Представитель административного ответчика прокуратуры <адрес> Республики Крым – помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснила, что ответ на обращение ФИО2 был дан в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Исследовав представленные суду доказательства и иные материалы дела, заслушав представителя административного ответчика ФИО6, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд соблюден.
Согласно ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
(1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 19-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1163-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2310-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1009-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1863-О и др.).
Гарантируя реализацию указанного конституционного права, названный Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10). Исполнение данных обязанностей, в том числе в части того, дан ли ответ гражданину по существу поставленных им в обращении вопросов, может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5).
Из положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 данного Федерального закона, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, следует, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; такое регулирование, будучи основанным на положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия и что государственные органы не могут подменять друг друга, не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1163-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1230-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1864-О и др.).
По смыслу приведенной правовой позиции, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления не предполагает возможность гражданина требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию; вместе с тем во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 664-О).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием).
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации определяются федеральным законом. Законом, определяющим правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В целях совершенствования делопроизводства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 45 утвердил и ввел в действие Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.
Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, предусмотрена Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10).
Согласно пункта 4.2. Инструкции поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.
В соответствии с пунктом 5.1. Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился с заявлением в Совет Министров РК для прокурора ФИО7 через интернет приемную портала правительства РК с заявлением в котором просил предоставить ему сведения о решении Четвертого кассационного суда <адрес> об отмене промежуточного судебного постановления №.
ДД.ММ.ГГГГ№ начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Республики Крым ФИО8 направил в адрес ФИО2 ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ. В данном ответе ФИО2 уведомлен о том, что постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ в передаче кассационного представления прокуратуры Республики Крым о пересмотре постановления судьи <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано. Так же заявителю направлена копия постановления судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 3.1 и 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению и разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры.
Из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
Согласно ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по существу было рассмотрено уполномоченным должностным лицом – начальником уголовно-судебного управления прокуратуры Республики Крым ФИО8 по результатам рассмотрения которого, административный истец был проинформирован в письме от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении о перенаправлении его обращения в прокуратуру <адрес> Республики Крым не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку ответ на его обращение был дан начальником уголовно-судебного управления прокуратуры Республики Крым ФИО8
При таких обстоятельствах, права и законные интересы административного истца не нарушили.
В связи с вышеизложенным судом нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, нарушений прав и законных интересов административного истца не установлено, в связи с чем, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку изложенные в нем доводы не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Бедрицкая М.А.