Дело № 2-а-416/2017
Решение
Именем Российской Федерации
29 декабря 2017 года п. Куеда
Куединский районный суд Пермского края
В составе:
председательствующего судьи Ермаковой О.В.,
при секретаре Бадртдиновой З.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Куединского района к административным ответчикам Отделу МВД России по Куединскому району, Главному управлению МВД России по Пермскому краю о признании незаконным отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности предоставить сведения
установил:
Административный истец Администрация Куединского района Пермского края обратилась в суд с административным иском к административному ответчику отделу МВД России по Куединскому району о признании незаконным отказа в предоставлении сведений. Свои требования мотивировали тем, что в целях комплектования корпуса присяжных заседателей и во исполнение Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» администрация района должна сформировать список кандидатов в присяжные заседатели и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования для Куединского районного суда и Пермского гарнированного военного суда на 2018-2021 года. В соответствии со статьями 3,7 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, в том числе имеющие непогашенную или неснятую судимость. ДД.ММ.ГГГГ администрация Куединского района в Отдел МВД России по Куединскому району направила для уточнения список кандидатур в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского военного гарнизонного суда на 2018-2021 годы и исключения из него, в том числе лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость. ДД.ММ.ГГГГ из оМВД России по Куединскому району пришел отказ в предоставлении гос.услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости). Администрация района не обращалась в ОМВД России по Куединскому району с заявлением о выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости в отношении 680 граждан, являющихся кандидатами в присяжные заседатели, а лишь направила Список кандидатов в присяжные заседатели для исключения из него лиц указанной выше категории. ДД.ММ.ГГГГ администрация района вновь направила в ОМВД России по Куединскому району Список кандидатур в присяжные заседатели для уточнения и с просьбой исключить из представленного списка лиц, имеющих неснятые и непогашенные судимости. ДД.ММ.ГГГГ из ОМВД России по Куединскому району получен отказ в предоставлении сведений, со ссылкой на отсутствие нормы права, на основании которой они обязаны предоставлять данные сведения. Административный истец считает отказ в предоставлении сведений не законным, данный отказ препятствует администрации района должным образом исполнить свои обязанности по формированию списка кандидатов в присяжные заседатели. Федеральным законом № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования вправе получать информацию, необходимую для составления списков в присяжные заседатели, а в соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона должностные лица и руководители организаций, независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлять информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. За непредставление такой информации предусмотрена административная ответственность.
Просили признать незаконным отказ отдела МВД России по Куединскому району от 14.09.2017 года № 11966 в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости кандидатов в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы. Обязать отдел МВД России по Куединскому району предоставить Администрации Куединского района Пермского края информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели с исключением лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость из представленного списка.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству сторон к участию в деле в соответствии со ст. 43 Кодекса административного судопроизводства РФ в качестве второго ответчика привлечено ГУ МВД России по Пермскому краю.
Административный истец дополнили свои требования, мотивировав тем, что после получения отказа отдела МВД России по Куединскому району в предоставлении сведений, администрация района ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю с аналогичным запросом, ДД.ММ.ГГГГ из ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю получен отказ в предоставлении сведений необходимых для формирования Списков кандидатов в присяжные заседатели. Просили признать незаконным отказ отдела МВД России по Куединскому району от ДД.ММ.ГГГГ№ и отказ ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости кандидатов в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы. Обязать отдел МВД России по Куединскому району и ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю предоставить Администрации Куединского района Пермского края информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели с исключением лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость из представленного списка.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Пояснила, что администрация района не обращалась к ОМВД России по Куединскому району и ИЦ ГУ МВД России о предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии или отсутствии судимости, более того не требуется полное предоставление сведений о судимости (каким судом осужден, за какое преступление и к какому наказанию), необходимо лишь из представленного списка исключить лиц, имеющих судимость, без предоставления полных сведений о судимости, при этом нарушений закона «О защите персональных данных», на который ссылаются административные ответчики, не будет, и согласие на это гражданина не требуется, поскольку без предоставления полной информации о судимости лица, такая информация не относится к сведениям о персональных данных лица. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Куединскому району ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, просила в иске отказать, в том числе и по пропуска срока исковой давности.
Представитель по доверенности административного ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО3 в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ГУ МВД России по Пермскому краю. В письменном возражении указала, что с иском не согласна в полном объеме, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, применить срок исковой давности, который пропущен административным истцом, так как впервые о том, что администрации района отказано в предоставлении сведений о судимости лиц им стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Обращение в суд имело место после истечения трехмесячного срока после ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, изучив представленные материалы, выслушав стороны, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом из материалов дела и пояснений участников процесса следует, что до ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> должна сформировать списки присяжных заседатели и запасной список присяжных заседателей для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на ДД.ММ.ГГГГ годы.
В соответствии со статьями 3,7 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, в том числе имеющие непогашенную или неснятую судимость.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Куединского района в Отдел МВД России по Куединскому району направила для уточнения список кандидатур в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского военного гарнизонного суда на 2018-2021 годы и исключения из него, в том числе лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость. ДД.ММ.ГГГГ из оМВД России по Куединскому району пришел отказ в предоставлении гос.услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости.
ДД.ММ.ГГГГ администрация района вновь направила в ОМВД России по Куединскому району Список кандидатур в присяжные заседатели для уточнения и с просьбой исключить из представленного списка лиц, имеющих неснятые и непогашенные судимости. ДД.ММ.ГГГГ из ОМВД России по Куединскому району получен отказ в предоставлении сведений, со ссылкой на отсутствие нормы права, на основании которой они обязаны предоставлять данные сведения.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ администрация Куединского района обратилась в ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю с аналогичным запросом, ДД.ММ.ГГГГ из ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю получен отказ в предоставлении сведений необходимых для формирования Списков кандидатов в присяжные заседатели.
Согласно Федеральному закону № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 113-ФЗ, в том числе лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость (часть 4 статьи 5).
Кроме того, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 113-ФЗ списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно (часть 14 статьи 5).
В случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 113-ФЗ (наличие непогашенной или неснятой судимости), граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, подлежат исключению из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 7 и часть 3 статьи 8).
Таким образом, в соответствии нормами Федерального закона № 113-ФЗ исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по соответствующему запросу вправе получать информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели (в том числе, предусмотренную частью 2 статьи 3 Федерального закона № 113-ФЗ о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости). При этом должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по данному запросу представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели (статья 6 Федерального закона № 113-ФЗ). Непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, влечет ответственность должностных лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 17.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность лиц, на которых возложена обязанность предоставлять информацию необходимую районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей.
Таким образом, в ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 113-Ф закреплена обязанность должностных лиц и руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы представлять по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Соответственно, при этом подразумевается корреспондирующее данной обязанности право исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ запрашивать и получать такую информацию у должностных лиц и руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Списки кандидатов в присяжные заседатели согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 113-ФЗ составляются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы ГАС "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. Там же установлено, что при этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с ч. 2 ст. 3 данного Закона. Статья 7 данного Закона определяет перечень случаев, в которых граждане подлежат исключению из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.
Помимо информации, содержащейся в ГАС "Выборы" (Ф.И.О., возраст, гражданство), муниципальным и государственным органам, составляющим списки кандидатов в присяжные, для составления списков присяжных заседателей необходима информация о судимости лица. Информация о судимости должна быть представлена Информационными центрами при МВД, УВД, в зависимости оттого, куда адресован запрос.
Административные ответчики в своих возражениях на заявленный административный иск указывают на необходимость получения от проверяемых лиц согласия на обработку персональных данных при даче информации о наличии или отсутствии судимости.
Как следует из запроса Администрации Куединского района в ОМВД России по Куединскому району и в ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю, администрацией направлялись списки кандидатов в присяжные заседатели для исключения из данного списка лиц, имеющих судимость. Непосредственно информация о персональных данных лица о судимости, а именно без дополнительной информации о факте осуждения и назначения субъекту персональных данных приговором суда наказания, административным истцом не запрашивалась.
Простое сообщение о наличии (отсутствии) судимости лица без дополнительной информации о факте осуждения и назначения субъекту персональных данных приговором суда наказания, не может характеризоваться в качестве специальных персональных данных. Таким образом, административные ответчики обязаны были представить административному истцу необходимые сведения для составления списков присяжных заседателей, путем исключения из представленного списка лиц, имеющих судимость, без предоставления дополнительной информации о факте осуждения и назначения субъекту персональных данных приговором суда наказания.
Учитывая изложенное, административными ответчиками создаются препятствия для исполнения административным истцом своих обязанностей по комплектованию корпуса присяжных заседателей и составления списков в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы, в связи с чем административный иск Администрации Куединского района Пермского края подлежит удовлетворению.
Доводы административных ответчиков о том, что проверку наличия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела проводят в соответствии с ч. 2 ст. 326 УПК РФ секретарь судебного заседания или помощник судьи, судом отклоняются. Так, согласно приведенной нормы секретарь судебного заседания или помощник судьи проводят соответствующую проверку не лиц для включения в Списки кандидатов в присяжные заседатели, а проверку уже включенных в этот список присяжного заседателя для формирования коллегии присяжных заседателей для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела.
Доводы административных ответчиков о пропуске Администрацией Куединского района срока для обращения в суд судом отклоняются, так как административным истцом обжалуются конкретные решения - а именно: отказ отдела МВД России по Куединскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, отказ ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№, срок для обжалования которых административным истцом не пропущен.
С учетом изложенного, исковые требования администрации Куединского района Пермского края подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд признает незаконными отказ отдела МВД России по Куединскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, отказ ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости кандидатов в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы. На Отдел МВД России по Куединскому району и ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю должна быть возложена обязанность предоставить Администрации Куединского района Пермского края информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели с исключением лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость из представленного списка.
При этом, учитывая, что Списки присяжных заседателей Администрацией Куединского района должны быть подготовлены в марте 2018 года, и учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ будет осуществляться рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей в районных судах и гарнизонных военных судах (изменения, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ в часть вторую статьи 30 УПК РФ), то решение суда должно быть исполнено в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации
решил:
Административный иск Администрации Куединского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными отказ отдела МВД России по Куединскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, отказ ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости кандидатов в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы.
Обязать Отдел МВД России по Куединскому району, ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю предоставить Администрации Куединского района Пермского края в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу, информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели с исключением лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость из представленного списка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: О.В. Ермакова