ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-477/2023 от 02.08.2023 Раздольненского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-а-477\2023

91RS0017-01-2023-000810-37

Категория :3.022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Бедрицкой М.А.

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к ФИО2<адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо Орган Опеки и попечительства ФИО2<адрес> Республики Крым о признании заключения органа опеки и попечительства ФИО2<адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Раздольненский районный суд РК с административным иском к ФИО2<адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо Орган Опеки и попечительства ФИО2<адрес> Республики Крым о признании заключения органа опеки и попечительства ФИО2<адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и понуждении совершить определенные действия.

Свои требования мотивировала тем, что она обратилась с заявлением в ФИО2<адрес> Республики Крым с заявлением гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, к которому были приложены все необходимые документы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил ей заключение органа опеки и попечительства ФИО2<адрес> Республики Крым о невозможности ей быть опекуном, приемным родителем от ДД.ММ.ГГГГ ссылаясь на п.3 «Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье».

Основанием для отказа послужил тот факт, что по состоянию на июнь 2023 года в семье ФИО17 воспитывается 8 детей.

Административный истец считает, что нарушены ее личные неимущественные права в связи с неверным толкованием ответчиком норм материального права, поскольку п.3 «Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на воспитание в приёмную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не превышает, как правило, 8 человек.

Административный истец считает, что административным ответчиком не правильно трактуется вышеуказанная норма, так как она носит рекомендательный характер и в законе прямо не прописано о том, что запрещено брать на воспитание в приемную семью более 8 человек.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО2<адрес> Республики Крым ФИО8 и заведующей сектором семейных форм воспитания ФИО2<адрес>ФИО9 проведено обследование условий жизни ФИО1 по адресу: пгт.Раздольное <адрес>, согласно выводам которого условия жизни удовлетворительные.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, направил ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика ФИО2<адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, в суд предоставили возражения на заявленные исковые требования ФИО1, согласно которого просят суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, считая что, административный истец неверно трактует нормы закона.

Представитель органа опеки и попечительства ФИО2<адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке.

Суд на основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав представленные суду доказательства и иные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

- указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие).

Согласно абз.2 п.3 «Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 423 количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Министерством Образования, науки и молодежи Республики Крым созданы методические рекомендации по работе с приемными семьями, которые приложены к письму МОНМ РК от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 2 которых указано о том, что в соответствии с федеральным законодательством общее число детей в приемной семье, включая родных, усыновленных и находящихся под опекой и попечительством, как правило, не должно превышать 8 человек. Однако в исключительных случаях, при необходимости устройства в приемную семью семейной группы, либо в случаях, когда ресурсы приемной семьи позволяют, а так же при наличии положительного заключения центра социальных служб для семьи, детей и молодежи о благополучном психологическом климате семьи, положительного заключения органа опеки и попечительства о возможности увеличения количества детей в приемной семье, количество детей в приемной семье может превышать 8 человек.

Как установлено судом ФИО1 обратилась к ФИО2<адрес> Республики Крым с заявлением гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах согласно которого просит передать под опеку (попечительство) на возмездной основе двоих детей мальчика и девочку возрастом от 5 до 9 лет, 1-3 группы здоровья, дополнительно сообщает о себе, что является приемной матерью.

ДД.ММ.ГГГГ проводилось обследование условий жизни ФИО1, о чем был составлен акт обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах. Согласно указанного акта установлено, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, пгт.Раздольное, <адрес>, жилая площадь на которой проживает ФИО1 составляет 73,9 кв.м., состоит из 5 жилых комнат, имеется кухня, столовая, коридор, раздельный санузел. На данной жилой площади проживают ФИО1, ФИО10, несовершеннолетние ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО16 Указанным актом условия жизни ФИО1, выразившей желание стать опекуном/попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах признаны удовлетворительными.

ДД.ММ.ГГГГ органам опеки и попечительства ФИО2<адрес> Республики Крым дано заключение о невозможности ФИО1 быть опекуном (попечителем), приемным родителем, по тем основаниям, что в семье уже воспитывается 8 детей.

Положением ст. 3 КАС РФ закреплено, что задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Таким образом, природа административного иска направлена не только на факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Суд приходит к выводу, что при вынесении обжалуемого заключения должностным лицом не верно истолкована норма п. 3 «Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 423, поскольку, она носит рекомендательный характер, и не содержит в себе запрет на воспитание в приемной семье более 8 детей.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено нарушение прав и законных интересов административного истца.

Оспариваемое заключение ФИО2<адрес> Республики Крым по своей сути является отказом ФИО1 в предоставлении ей под опеку (попечительство) на возмездных условиях в отношении двух детей мужского и женского пола в возрасте от 5 до 9 лет 1-3 группы здоровья.

Учитывая указанное, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1– удовлетворить.

Признать незаконным заключение органа опеки и попечительства ФИО2<адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО2<адрес> Республики Крым рассмотреть заявление ФИО3, выразившей желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Бедрицкая М.А.