Дело № 2-а-500/2020
категория: 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
строка отчета: 20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2020 года пгт. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Абеляшева А.В.,
секретарь судебного заседания Чеботарева А.В.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Главе Республики Крым ФИО3, заинтересованные лица – Совет министров Республики Крым, Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым ФИО4, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5 о признании бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Главе Республики Крым ФИО3, заинтересованные лица – Совет министров Республики Крым, Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым ФИО4, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5 о признании бездействий незаконными. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Республики Крым ФИО3 было подано коллективное обращение собственников МКД 40 (в числе которых административный истец), которое получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. С целью разрешения вопросов, изложенных в обращении, был организован личный прием собственников МКД 40 с заместителем Совета Министров Республики Крым ФИО4, который состоялся ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, письменный ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок административный истец не получил. Такое бездействие со стороны Главы Республики Крым ФИО3 административный истец считает незаконным, нарушающим право на получение им ответа в порядке, установленном действующим законодательством. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Главы Республики Крым ФИО3 незаконным.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Главы Республики Крым ФИО3 в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке. В суд предоставил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражение относительно заявленных требования, согласно которым нарушений прав и законных интересов административного истца при рассмотрении его обращения не допущено. Административным истцом не приведено ни одного факта подтверждающего наличие действий со стороны Главы Республики Крым, направленных на нарушение прав и законных интересов заявителя. Считает, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, являются необоснованными. Просит в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Совета Министров Республики Крым в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. В суд предоставил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым ФИО4, надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель заинтересованных лиц – Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5 – ФИО2 в судебном заседании против заявленных требований возражал, по причине того, что административным истцом в обоснование своих заявленных требований не приведено ни одного факта надлежаще подтверждающего наличие незаконных действий (бездействий) со стороны административного ответчика и (или) заинтересованных лиц, направленных на нарушение прав, и законных интересов заявителя.
Суд, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы административного дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд соблюден.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» образует законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
В соответствие с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин, в том числе, имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Гарантируя реализацию указанного конституционного права, названный Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10). Исполнение данных обязанностей, в том числе в части того, дан ли ответ гражданину по существу поставленных им в обращении вопросов, может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5).
Из положений ч. 3 ст. 8, п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, следует, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; такое регулирование, будучи основанным на положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия и что государственные органы не могут подменять друг друга, не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан (определения N 1163-О, N 1230-О, N 1864-О и др.).
По смыслу приведенной правовой позиции, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления не предполагает возможность гражданина требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию; вместе с тем во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (Определение N 664-О).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием).
Согласно ч. 1, 2 ст. 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в <адрес> осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым. Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
В соответствие с ч. 4 ст. 81 Конституции Республики Крым в состав Совета министров Республики Крым входят Председатель Совета министров Республики Крым, заместители Председателя Совета министров Республики Крым, министры Республики Крым, а также Глава Республики Крым в том случае, если он совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым.
Согласно ч. 6 ст. 81 Конституции Республики Крым совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗРК (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ) определяет систему исполнительных органов государственной власти Республики Крым, правовые основы ее организации и деятельности, а также основные полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗРК исполнительную власть в <адрес> осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым в соответствии с Конституцией и законами Республики Крым.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗРК Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Крым.
Согласно ст. 9 Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗРК систему исполнительных органов государственной власти Республики Крым составляют: Совет министров Республики Крым; министерства Республики Крым; государственные комитеты Республики Крым; службы Республики Крым; агентства Республики Крым; инспекции Республики Крым; иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым.
В соответствие с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 10 Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗРК Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Совет министров Республики Крым формирует в соответствии с Конституцией Республики Крым и законодательством Республики Крым Глава Республики Крым. Порядок формирования и деятельности, полномочия Совета министров Республики Крым устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Крым, настоящим Законом и иными законами Республики Крым, принимаемыми в соответствии с ними указами Главы Республики Крым, а также соглашениями.
В соответствии с Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-У на должность Председателя Совета министров Республики Крым назначен ФИО6
Председатель Совета министров Республики Крым, помимо прочего, распределяет обязанности между заместителями Председателя Совета министров Республики Крым.
Согласно Распоряжения Председателя Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 33-рп (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1) "О временном распределении функциональных обязанностей между Председателем Совета министров Республики Крым, заместителями Председателя Совета министров Республики Крым", Председатель Совета министров Республики Крым в соответствии с Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым определяет направления деятельности Совета министров Республики Крым, обеспечивает общее руководство деятельностью Совета министров Республики Крым и организует его работу.
Согласно указанному Распоряжению, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым ФИО4, обеспечивает реализацию полномочий Совета министров Республики Крым в сферах жилищно-коммунального хозяйства, транспорта; цен и тарифов; жилищного надзора; осуществляет координацию работы предприятий, учреждений и организаций соответствующего направления, расположенных на территории Республики Крым. Кроме того, непосредственно направляет, координирует и контролирует деятельность: Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым; Министерства транспорта Республики Крым; Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым; Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
Как установлено судом, что подтверждается материалами дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ за № КО-30/33097/7 зарегистрировано обращение ФИО1 к Главе Республики Крым ФИО3 о возможных нарушениях Инспекцией по жилищному надзору РК действующего законодательства РФ. Регистрация данного обращения подтверждается копией карточки учета письменных обращений граждан к Главе Республики Крым.
Согласно резолюции Главы Республики Крым данное обращение было передано для работы Председателю Совета министров Республики Крым ФИО6
В свою очередь, Председателем Совета Министров Республики Крым, обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ было отписано для исполнения Заместителю Председателя Совета министров Республики Крым ФИО4, в компетенцию которой входит координация деятельности Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
Как следует из карточки учета личного приема граждан руководством Совета министров Республики Крым, по резолюции заместителя Председателя Совета министров Республики Крым ФИО4, было принято решение о записи на личный прием, о чем ФИО1 был уведомлен, путем направления в его адрес сообщения за исх. № КО-30/33097/7 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ за № КО-30/33097/7 в адрес ФИО1 было направлено сообщение о том, что он приглашен на личный прием граждан, который состоится ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут в зале приема граждан Совета министров Республики Крым по адресу: <адрес>.
Факт того, что личный прием состоялся и административный истец присутствовал на приеме, был принят Заместителем Председателя Совета министров Республики Крым ФИО4, не отрицается административным истцом.
Как следует из карточки учета личного приема граждан, в ходе личного приема начальнику Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5 дано поручение – по истечении срока исполнения предписания организовать проведение проверки исполнения предписания. Также при проведении проверочных мероприятий проверить соблюдение управляющей организацией обязательных требований к организации и работе аварийно-диспетчерской службы, дополнительно разъяснить порядок изменения условий договора управления в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым в адрес ФИО1 было направлено сообщение за № КО-30/898/2 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором заявителю сообщено, что в рамках рассмотрения его обращения Инспекцией назначено проведение в марте 2020 года внеплановой выездной проверки, в связи с чем, срок рассмотрения обращения продлен.
По результатам рассмотрения обращения ФИО1 в адрес последнего Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ за № КО-30/898/2
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием).
Согласно ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Обращение ФИО1 по существу было рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в соответствии с действующим законодательством, по результатам рассмотрения которого административный истец был проинформирован в письме.
При таких обстоятельствах нарушений прав и законных интересов заявителя ФИО1, а также препятствий к их осуществлению не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Главе Республики Крым ФИО3, заинтересованные лица – Совет министров Республики Крым, Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым ФИО4, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5 о признании бездействий незаконными, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья –