Дело № 2-а-553/2020
категория: 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
строка отчета: 20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2020 года пгт. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Абеляшева А.В.,
секретарь судебного заседания Чеботарева А.В.,
с участием:
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Прокуратуре Республики Крым, <адрес> Республики Крым, заместителю прокурора <адрес> Республики Крым Березовиченко Юрию Юрьевичу, заинтересованные лица – Главное следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и г. ФИО4, Раздольненский Межрайонный следственный отдел Главного следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и г. ФИО4, руководитель Раздольненского МСО ГСУ СК РФ в РК и г. ФИО4ём Владимирович, Раздольненский сельский совет <адрес> Республики Крым, Администрация Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, председатель Раздольненского сельского совета, глава Администрации Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО5 о признании действий (бездействий) должностного лица незаконными, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Прокуратуре Республики Крым, <адрес> Республики Крым, заместителю прокурора <адрес> Республики Крым Березовиченко Юрию Юрьевичу, заинтересованные лица – Главное следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и г. ФИО4, Раздольненский Межрайонный следственный отдел Главного следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и г. ФИО4, руководитель Раздольненского МСО ГСУ СК РФ в РК и г. ФИО4ём Владимирович, Раздольненский сельский совет <адрес> Республики Крым, Администрация Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, председатель Раздольненского сельского совета, глава Администрации Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО5 о признании действий (бездействий) должностного лица незаконными, понуждении совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> было зарегистрировано его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, как поясняет административный истец, он высказывал свое несогласие с действиями начальника Раздольненского МСО ГСУ СК РФ в РК и г. ФИО4 А.В. по необъективному рассмотрению его обращения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора <адрес> Березовиченко Ю.Ю. принял решение об отказе в удовлетворении просьбы заявителя на том основании, что действия ФИО4 А.В. соответствуют п. 20 Приказа СК РФ №, потому, что заявления административного истца в отношении главы Администрации Раздольненского сельского поселения ФИО5 подлежали регистрации в порядке ФЗ №, так как в них отсутствовали конкретные указания на наличие в его действиях признаков состава преступления. С решением Березовиченко Ю.Ю. административный истец не согласен, считает, что оно принято преждевременно, так как проверка по его заявлению проведена не объективно и не всесторонне. Кроме того, административный истец считает, ссылаясь на Решение ВС РФ № АКПИ 13-1285 от ДД.ММ.ГГГГ, что из содержания п. 20 Инструкции следует, что из содержания п. 20 Инструкции следует, что его действия распространяются только на те обращения, в которых заявители ставят вопрос в отношении судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других лиц в связи с принятием ими процессуальными решениями, высказывая мнение о возможном совершении ими должностного преступления, не называя конкретные данные о признаках преступления. По мнению административного истца, так как ФИО5 не входит в вышеуказанный перечень должностных лиц, то у Березовиченко Ю.Ю. не было законных оснований признать действия ФИО4 А.В., такими, которые соответствуют п. 20 Инструкции и на этом основании отказать заявителю в защите его законных интересов. Считает, что должностное лицо Березовиченко Ю.Ю. проверку по его обращению провел не объективно и не всесторонне, чем нарушил его законный интерес, предусмотренный ст. 10 ФЗ №. В связи с чем, просит признать действия (бездействия) заместителя прокурора <адрес> Березовиченко Ю.Ю. незаконными с обязыванием рассмотреть его обращение в соответствии с законодательством РФ.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился. О рассмотрении дела уведомлен в установленном законом порядке, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Представитель административного ответчика – Прокуратуры Республики Крым в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела уведомлен в установленном законном порядке, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Представитель административного ответчика – <адрес> Республики Крым ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения требований ФИО2 возражала, считает, что нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Административный ответчик – заместитель прокурора <адрес> Республики Крым Березовиченко Ю.Ю. в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц и заинтересованное лицо – Главного следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и г. ФИО4, Раздольненского Межрайонного следственного отдела Главного следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и г. ФИО4, руководитель Раздольненского МСО ГСУ СК РФ в РК и г. ФИО4ём Владимирович, в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещены в установленном законом порядке, о чем свидетельствуют почтовые уведомления и копии страниц разносной книги суда.
Представитель заинтересованных лиц и заинтересованное лицо – Раздольненского сельского совета <адрес> Республики Крым, Администрации Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, председатель Раздольненского сельского совета, глава Администрации Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО5 в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом. В суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, копии материалов, предоставленных представителем <адрес>, ФИО2 обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ, которое было зарегистрировано в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за № ВО№, в котором выражает свое несогласие с действиями руководителя Раздольненского МСО ФИО4 А.В., который, предоставив заявителю ответ на его обращение, уклонился, как считает заявитель, от предоставления ответа по существу поставленных в обращении вопросов, в котором заявитель высказал свое мнение о совершении главой Администрации Раздольненского сельского поселения ФИО5 неправомерных действий, приведших к нарушению его законных интересов в области землепользования.
ДД.ММ.ГГГГ за № Отв№/290 заместителем прокурора района Березовиченко Ю.Ю. в адрес ФИО2 на электронную почту, с которого поступило обращение – petr.kirichenko.1954@mail.ru направлен ответ, в котором заявителю сообщено, что его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в прокуратуре <адрес>ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. Как сообщает заместитель прокурора Березовиченко Ю.Ю., установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Раздольненском МСО ГСУ СК России по <адрес> и г. ФИО4 зарегистрировано обращение заявителя о несогласии с ответом заместителя руководителя Раздольненского МСО ФИО8 по результатам обращения о возможных неправомерных действиях главы Администрации Раздольненского сельского поселения ФИО5 По результатам рассмотрения указанного обращения руководителем Раздольненского МСО ФИО4 А.В. в адрес заявителя направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Отск 20-52-2017/1246. По результатам изучения доводов обращения руководителем Раздольненского МСО установлено, что проведение проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ, не требуется, поскольку в обращении отсутствуют сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки какого-либо преступления, в связи с чем, руководителем Раздольненского МСО принято обоснованное решение о рассмотрении обращения в порядке, предусмотренном Законом № 59-ФЗ. Таким образом, в настоящее время оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Кроме того, заявителю разъяснен порядок обжалования указанного ответа.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд соблюден.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Следственном комитете Российской Федерации" Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Следственном комитете Российской Федерации" Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 указанного закона полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В целях организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572), Приказом СК России от ДД.ММ.ГГГГ N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.
Согласно п. 1 Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее - Инструкция) устанавливает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2012, N 49, ст. 6753) (далее - УПК) единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет).
Как указано в п. 5 Инструкции, сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приему во всех следственных органах Следственного комитета.
Согласно п. 18 Инструкции для регистрации поступивших и принятых сообщений о преступлении, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятием процессуальных решений в следственных органах Следственного комитета ведется книга регистрации сообщений о преступлении.
Как указано в п. 20 Инструкции заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.
В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.
В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.
Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.
Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.
Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ определен порядок рассмотрения государственными органами и их должностными лицами обращений граждан.
В частях 3-4 статьи 5 указанного закона указано, что гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, а так же обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательность принятия обращения к рассмотрению установлена статьей 9 вышеуказанного закона, согласно которой обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на ее территории законов.
Положениями ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 26 указанного выше Федерального закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 указанного Федерального закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, издан Приказ Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", которым утверждена и введена в действие Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Инструкции, положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. Установленный настоящей Инструкцией порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами или федеральными законами, предусматривающими специальный порядок рассмотрения.
Согласно п. 2.3 Инструкции поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.
Согласно п. 3.1 данной инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
В соответствии с п. 4.2 Инструкции поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.
Согласно п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Судом установлено, что в <адрес> Республики Крым обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Поступившее обращение было зарегистрировано в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за вх. № ВО№.
Обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> рассмотрено, в результате рассмотрения данного обращения в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ за № Отв№/290 был направлен ответ.
Суд считает несостоятельной ссылку административного истца на Решение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ 13-1285, в связи с тем, что основаниями вынесения указанного решения послужило обращение гражданина о признании недействующим пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, в части его применения при рассмотрении его обращения в котором заявитель ставил вопрос о привлечении к ответственности судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других лиц в связи с несогласием с принятыми ими процессуальными решениями.
Когда как согласно Решения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ 13-975, принятого по заявлению гражданина о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 72, следует, что основаниями для принятия указанного решения послужило обращение гражданина о признании указанных нормативных предписаний недействующими, как позволяющими следственному органу не проверять сообщение о событии, которое он преступлением не считает, и не выносить соответствующее процессуальное решение и таким образом освобождать от уголовной ответственности физическое лицо, не являющееся судьей, прокурором или сотрудником следственных органов, в случае, если заявление содержит сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки соучастия этого физического лица и названных должностных лиц в совершении преступления.
Как указывает Верховный Суд Российской Федерации в своем Решении от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ 13-975, Инструкция, согласно содержанию ее пункта 1, устанавливает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.
Статья 140Статья 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) закрепляет положения о том, что поводами для возбуждения уголовного дела служат в том числе заявление о преступлении, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а основанием для возбуждения - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Данная норма Кодекса не предусматривает возможности возбуждения уголовного дела при иных условиях, нежели наличие законного повода и оснований к тому в виде достаточных данных об объективных признаках преступления.
Таким образом, заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела должно являться источником сведений о любом готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях), содержащем фактические данные, относящиеся к объекту и объективной стороне состава преступления.
Оспариваемые нормативные предписания регулируют вопросы, связанные с рассмотрением заявлений и обращений, которые не содержат сведений о фактах, на основе которых следователь устанавливает наличие объективных признаков преступления. Ввиду этого указанные заявления и обращения не могут расцениваться как сообщение о преступлении, подлежащее рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 144 Кодекса, в силу которого, в частности, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным кодексом, принять по нему одно из решений, предусмотренных частью первой статьи 145 Кодекса, в срок не позднее трех суток со дня поступления такого сообщения.
Абзацы первыйАбзацы первый и второй пункта 20 Инструкции, предписывающие, что заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 Кодекса, основаны на положениях статьи 140 этого кодекса и не противоречат его приведенным нормам.
Пункт 20 Инструкции в части, предусматривает, что в случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.
Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.
Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 Кодекса или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных Кодексом оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что по результатам рассмотрения обращения ФИО2, должностным лицом - заместителем прокурора <адрес> Березовиченко Ю.Ю., в адрес заявителя был направлен ответ в установленный законом срок, в котором по всем поставленным в обращении вопросам уполномоченным должностным лицом предоставлены ответы. В связи с чем, нарушений прав и законных интересов заявителя ФИО2, а также препятствий к их осуществлению не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Прокуратуре Республики Крым, <адрес> Республики Крым, заместителю прокурора <адрес> Республики Крым Березовиченко Юрию Юрьевичу, заинтересованные лица – Главное следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и г. ФИО4, Раздольненский Межрайонный следственный отдел Главного следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и г. ФИО4, руководитель Раздольненского МСО ГСУ СК РФ в РК и г. ФИО4ём Владимирович, Раздольненский сельский совет <адрес> Республики Крым, Администрация Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, председатель Раздольненского сельского совета, глава Администрации Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО5 о признании действий (бездействий) должностного лица незаконными, понуждении совершить определенные действия, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья –